Top.Mail.Ru

И мелодия души радостью наполнилась

В ней перелив – в деревне и столице
На все лады, лишь кнопки только тронь.
Неправда, что она из-за границы,
Она навеки – русская гармонь!

Хмурым ноябрьским утром в читальном зале районной библиотеки было необычайно многолюдно. Какое же такое важное событие сподвигло целую толпу народа явиться в библиотеку с утра пораньше? «Концерт сейчас будет «Поёт душа под гармонь!» – пояснила одна из женщин.

– У каждого народа есть своя особинка, своё «родимое» пятнышко. У испанцев – коррида, в Италии – макароны, в Аргентине – футбол. А у россиян что есть особенного, как вы думаете? – обратилась к зрителям ведущая – преподаватель школы искусств Любовь Медовикова.
Ответы последовали разные, но всё же большинство сошлись на том, что для россиян одним из главных символов всего русского является гармонь. Никто не спорит, что в этом знаменитом ряду есть место и перезвону колоколов, и чистоте русских берёз, и золоту ржаного поля, и курлыканью гонимых ветром к югу журавлей. И всё же главное место отводится русской песне, пляске и гармони.
В тот день воспитанники Кирилловской детской школы искусств и коллектив «Сердцу любо» под руководством Любови Медовиковой и Игоря Терентьева подарили зрителям концерт, посвящённый любимому в народе инструменту – гармони. Показательно, что в нём выступили не только кирилловские юные гармонисты, но и ферапонтовские школьники, а также взрослые маститые гармонисты из Вологды.
У русской гармони много всяких разновидностей. Отличаются они не только по виду, но и по красоте звучания. Юные гармонисты Вадим Чехин, Фёдор Орехов и Захар Погодин продемонстрировали это, исполнив наигрыши на разных гармошках. А Любовь Николаевна в ходе концерта знакомила зрителей с особенностями русских гармошек, наибольшее предпочтение отдавая, конечно же, кирилловской гармони.
– Кирилловская гармонь получила распространение с 40-х годов XIX века, – пояснила ведущая. – Считается, что первым мастером кирилловской гармони являлся Иван Разин из деревни Гора, что находилась в Волокославинской волости. Кирилловская гармонь имеет необычайно красивый тембр и яркий насыщенный звук.
Под гармонь в нашей местности исполняли различные наигрыши: «под пляску», «под драку», «русского», «по деревне», «барыню». Нередко под кирилловскую гармошку можно было услышать и частушки. По версии некоторых учёных, слово «частушка» происходит от глагола «частить» – это отсылка к быстрому темпу их напевания.
– А знаете ли вы, дорогие зрители, какие названия ещё имела частушка? – обратилась к зрителям ведущая. И так как они затруднились с ответом, пояснила: – Среди популярных названий – пригудки, припевки, страдания, сбирушки, прибаски, завлекаши, нескладехи, перепевки, скоморошина и другие. Частушки исполнялись под различные инструменты. Но особенно исполнители любили петь частушки под балалайку и под гармонь.
В этом концерте порадовали зрителей частушками Саша Крутов и Захар Погодин.
После своего появления на свет кирилловская гармонь стала настолько популярной, что её изготовлению стали обучать в волокославинском училище и гармонной школе Никольского Торжка. Так появились настоящие мастера: меховщики делали меха, голосовщики делали медные голоса. Корпусники делали корпуса из ольхи, благодаря чему инструмент был очень лёгким на вес. В гармоннном промысле были задействованы целые семьи, включая женщин и детей. Но одно дело – любить гармошку и совсем другое – на ней играть. Научиться этому не так легко, как кажется. Я думаю, те, кто хоть раз пробовал брать гармонь в руки, со мной согласятся.
Но юные музыканты, участвовавшие в этом концерте, всё-таки постигли азы игры на гармошке и уже играют не только сольно, но и в ансамблях. С 2019 года в городе существует ансамбль «Из Кириллова с гармонью», руководит которым Любовь Медовикова. За это время состав участников обновился три раза, что неудивительно: дети растут и уходят в большой мир, а на смену им приходят новые юные гармонисты.
– Меняются интересы, ценности, но остаётся всегда одно – любовь к этому прекрасному инструменту, – признаётся Любовь Медовикова. – Сейчас в нашем ансамбле играют Саша Крутов, Захар Погодин, Саша Колобова, а в летний период времени участником ансамбля является мой ученик из Вологды Максим Дёмин. Не так давно к нам присоединился Максим Иванов.
Ансамбль «Из Кириллова с гармонью» исполнил для зрителей несколько весёлых музыкальных произведений.
Для игры на уличных гуляньях создавались лёгкие и звонкие гармони с минимальным количеством планок. Обычно это были «двухголосые» инструменты. При игре в помещениях использовались «трёхголосые» и даже «четырёхголосые» инструменты. Сильных гармонистов на деревне называли игроками, а плохих «пильщиками». Однообразная игра высмеивалась в обществе при помощи метких определений «Отвори да затвори», «Запрягу да выпрягу» – по аналогии с однообразием совершаемых действий. В Вашкинском районе употреблялся специальный термин – «ривзать», то есть играть исключительно на одних басах. Кирилловская гармонь в отличие от заводских имеет свою раскладку, которая носит название «косых» или «шахматных» басов, поскольку движения левой руки в процессе игры, к примеру, плясовой можно представить в виде буквы «Г» – аналогично ходу конём в шахматной игре.
Ведущая напомнила зрителям, что к концу ХХ века жители почти всех районов Вологодской области владели игрой на кирилловской гармони. В нашем районе в 1936 году произошло объединение всех существующих артелей в одну – «Северный кустарь», которая впоследствии была реорганизована в «Кирилловскую фабрику баянов». Артель «Серверный кустарь» производила даже гармони для фронта. В суровые военные годы с фронта шли письма от солдат: «Дайте гармонь или баян, с песней легче воевать». Дважды во время войны получал в подарок гармонь наш знаменитый лётчик Евгений Николаевич Преображенский, который лично командовал флагманским экипажем при первой бомбардировке Берлина летом 1941 года.
В семьях музыкальных мастеров («гармонщиков») музыкальные инструменты всегда были под рукой в достаточном количестве. В центральной части Кирилловского района инструментом в той или иной степени владели практически все члены семьи, как мужчины, так и женщины. Дети начинали учиться играть примерно с 7-8-летнего возраста, постепенно осваивая и инструмент, и гармонное ремесло. Испокон веков и до сегодняшних дней в большей степени на гармони распространено сольное исполнительство, но радует, что осваивают гармонь не только отдельные исполнители, но и создаются новые коллективы, которые поют под гармонь.
В концерте «Поёт душа под гармонь» принял участие детский вокальный коллектив Любови Медовиковой «Сердцу любо» и солистка из Вологды Алёна Бабкина. Очень разнообразили и украсили программу знаменитые вологодские гармонисты – поэт-песенник Валентин Кургин и участница клуба любителей народной музыки «Вологодская гармонь» Любовь Протасова.
С 2022 года Любовь Медовикова передала руководство юными ферапонтовскими гармонистами преподавателю Кирилловской детской школы искусств Игорю Терентьеву, который тоже принял участие в этом концерте.
– Я очень рада, что появился ещё один неравнодушный человек, который взял ответственность за сохранение гармонного исполнительства в нашем городе, – сказала Любовь Медовикова. – Игорь Сергеевич, благодарю вас за наставничество и сотрудничество.
Любовь Медовикова и Игорь Терентьев исполнили дуэтом на баянах вальс и полонез Огинского.
Концерт, наполненный звучанием гармошек и баянов, звонкими голосами исполнителей, пришёлся по вкусу многочисленным зрителям, которых с великим трудом вместил читальный зал районной библиотеки. Они горячо приветствовали всех исполнителей и восхищались их умением владеть музыкальными инструментами. И, конечно, благодарили Любовь Медовикову, с лёгкой руки которой в нашем районе вновь началось возрождение игры на гармони и баяне.
Татьяна ПОГОДИНА. Фото автора

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

56 − 46 =

Закрыть
Закрыть