Top.Mail.Ru

Как северян Талицкая земля приютила

«Замечательные у нас соседи, добрые и отзывчивые, очень творческие: каждый год во дворе своего дома устраивают настоящую сказку из снежных скульптур. Просто восхищаюсь их трудолюбием, – похвалила супругов Кузнецовых председатель Талицкого совета женщин Ольга Шабанова. – Татьяна Александровна у нас ещё и активно участвует в изготовлении маскировочных сетей для зоны СВО».

Судьбоносное знакомство
– Мы ведь с мужем не вологодские, мы родились на Севере, – приветливо улыбнулась Татьяна Александровна Кузнецова, приглашая меня за накрытый к чаю стол. – Мы с Володей оба родом из Мончегорска. Там появились на свет, там учились, работали и жили до самой пенсии. А став пенсионерами приехали на родину моих родителей.
Мончегорск – городок небольшой, но всё же встретиться и подружиться здесь двум совершенно незнакомым молодым людям, тем более разным по возрасту, очень непросто. Но всё же это случилось. Иначе как судьбой эту встречу и не назовёшь. Татьяне было всего четырнадцать, Александру – восемнадцать. Их судьбоносное знакомство произошло на городском катке: они стали встречаться.
А потом была долгая разлука: сначала Александр ушёл в армию, потом Татьяна уехала в Талицы, чтобы ухаживать за заболевшей бабушкой. Десятый класс она оканчивала в Петровской средней школе.
– Это был запоминающийся год, – счастливо жмурится Татьяна Александровна. – Классным руководителем у нас был замечательный педагог Александр Иванович Жуков. Мне очень понравилось здесь жить и учиться, потому что всё было очень дружно, весело, интересно. Мы в колхозе лён убирали, вручную дрова пилили, потому что в школе было печное отопление.
Строгая мама не отпустила Татьяну учиться дальше, сказала: «Нечего дурака валять, оставайся дома и иди работать на завод». Татьяна перечить маме не отважилась и устроилась на комбинат «Норильский никель». Владимир после школы окончил профтехучилище по специальности «слесарь-вентиляционщик», отработал год и ушёл в армию. А по возвращении из армии стал водителем и почти всю последующую жизнь провёл на колёсах.
Так уж получилось, что в связи со всеми этими событиями Татьяна и Владимир на время потеряли друг друга из виду. Возобновить знакомство им помог опять же случай: в тот день, когда Татьяна с матерью возвращались из Талиц, Володя на вокзале провожал сестру.
– И мы оказались в одном автобусе, – смеётся Татьяна. – Сразу узнали друг друга, поздоровались. И так, видно, приглянулись друг другу, что стали встречаться.

Мама поохала и благословила
Когда они уже начали подумывать о свадьбе, случился казус. Восьмого марта Татьяна с подругой катались на коньках, а Александр пришёл встречать любимую. От полноты чувств он схватил её в охапку и понёс на руках, а Татьяна начала шутливо от него отбиваться. Шутка закончилась плачевно: Татьяна брыкалась так отчаянно, что Владимир выронил девушку из рук. Татьяна упала, да так неудачно, что сломала ногу. Когда после праздника она с гипсом на ноге вместе с Александром пришла подавать заявление в ЗАГС, там все чуть не умерли со смеху. И поддели молодую пару классической репликой: «Что вам так уж замуж невтерпёж?»
– «Да нет, – сказали мы им, – просто так сильно друг друга любим, что хотим скорее пожениться!» – смеётся Татьяна.
– И назначили свадьбу на 21 мая. Тогда ведь не сразу расписывали, а назначали испытательный срок, – добавляет Владимир Александрович.
– Моя мама сначала была против моего замужества, мол, рано ещё: в марте только восемнадцать исполнилось, – вспоминает Татьяна Александровна. – Но когда я ей сказала, что мы уже и заявление в ЗАГС подали, она поохала, поахала и благословила нас. Она у меня хоть и строгая, но замуж за Володю готова была отдать. Я вышла и ни дня не пожалела об этом.
Через год у молодой пары родился сын Антон, и жизнь семьи Кузнецовых потекла по накатанной колее. Сейчас сын с семьёй живёт в Санкт-Петербурге, растит своего сына Диму и ежегодно приезжает к родителям в гости. Чаще всего это случается в новогодние каникулы. А бабушка с дедом с нетерпением ждут своих ненаглядных и украшают двор перед домом новогодними снежными скульптурами, раскрашивают их ярко к всеобщему восторгу и удивлению.

Коса на камень никогда не находила
Свои семейные отношения они строили спокойно и никогда их не выясняли.
– Мы вроде бы и рядом родились: оба Овны, но разные, – с удивлением пожимает плечами Татьяна Александровна. – Володя – вылитый Овен: характер у него энергичный, даже вспыльчивый. А я – наоборот. Родилась в конце марта, характер у меня спокойный. И этим мы как-то, видимо, уравновешиваем друг друга. Мы оба старались, чтобы в семье всегда был мир. Случалось, конечно, и ругались, и мирились: всё было как у всех. Но никогда коса на камень у нас не находит.
Татьяна и Владимир рады тому, что сын у них рос спокойным и послушным, никаких проблем им не доставлял. В школе, признаются они, оба впервые появились только на выпускном вечере. Классная руководительница сказала им укоризненно: «Наконец-то я увидела родителей Антона!»
– Антон весь в меня: спокойный, уравновешенный, хорошо учился. После школы окончил Санкт-Петербургский горный институт, – с ноткой гордости говорит Татьяна Александровна. – В армии отслужил два года, был водителем. Он поступил умно: поучившись немного в институте, перевёлся на заочное, курсы вождения окончил, на работу устроился, потом пошёл в армию. За год всё успел. Вернулся из армии, окончил институт, женился.
Антону было с кого брать пример: у Кузнецовых, можно сказать, во всех отношениях образцовая семья. Его родители всегда много и старательно работали, поэтому достаток в семье рос. Начинали они с маленькой однокомнатной квартиры, а потом раз за разом улучшали свои жилищные условия. Государство в те годы заботилось о тех, кто работал на Крайнем Севере. И новенькая машина-девятка у них появилась у одних из первых в городе.

Везде хорошо, но в Талицах лучше
– Поработали мы хорошо, вышли на льготную пенсию и решили переехать сюда, – рассказывает Татьяна Александровна. – Володя кроме вождения ещё в горячем цехе семь лет отработал, поэтому, как и я, в пятьдесят лет на пенсию вышел. В апреле будет пятнадцать лет, как мы в Талицах живём. Купили здесь недостроенный дом – фактически одни стены и всё обустраивали своими руками. Нам очень здесь нравится: я здесь не живу, а балдею. У нас хорошие, просто замечательные соседи. Нам по жизни всегда везло с соседями. Всегда выручат, если что. Особенно это важно было для нас первое время, когда мы только сюда приехали. Я же раньше никогда хозяйством не занималась, и мне все подсказывали: что, как и когда посадить. У нас же, как и у всех здесь, за домом небольшой участок. Сажаем чуть-чуть картошечки, лучку, морковочки, зелени.
Пытались Кузнецовы держать и поросёнка. Но за то время, пока его выкармливали, так к нему привязались, что когда пришло время пускать под нож, они были в шоке. И решили, что никогда больше никого из такой живности держать не будут. Для Татьяны Александровны каждая птичка и даже букашка – дорогие её сердцу Божьи создания. Она с нервным смехом вспоминает, как, вычитав с мужем, что с сорняками можно бороться с помощью какой-то гремучей смеси, полила этим раствором междурядья на грядке. И пришла в ужас, увидев, как из земли во все стороны поползли дождевые черви, спасаясь от отравы, как корчились в муках, погибая. Ей стало их так жалко, что, не помня себя, она бросилась их спасать, отливать, благо рядом оказалась бочка с дождевой водой. «И всё, больше я такой затеей не занималась, мне каждого червячка жалко», – говорит она.
Татьяна Александровна немножко сожалеет лишь о том, что мастерство её рукодельной мамы не передалось ей.
– Мама всему меня научила, – говорит она. – Она по старому обычаю даже постельное бельё, предназначенное в приданое, заставила меня вышить. Достала где-то белый материал, нашила пододеяльников, простыней и наволочек с рюшечками и велела мне в одном уголке инициалы вышить, а в другом небольшие цветочки с листиками, чтобы красиво было. И я сидела и вышивала себе приданое. Так-то я всё умею: и вязать, и шить, но у меня не хватает терпения. А дело дома всегда найти можно. Сейчас хожу в библиотеку, сети для СВО плету. Девчонки – молодцы, взяли меня на подмогу. А летом нам огорода хватает. Всю тяжёлую работу Володя делает.
– У нас мотоблок, так что летом я работаю на мотоблоке, зимой занимаюсь дровами, – подсказывает Владимир Александрович. – Покупаем лесовоз и сами разделываем.
Татьяна жалеет мужа, бережёт, понимает, что тяжёлая работа ему уже не под годы. Владимир сопротивляется, ворчит: «Что ты меня уж совсем инвалидом делаешь!»
А ещё Татьяна Александровна много гуляет с общей их с мужем любимицей – цвергшнауцером Лаки. Владимир Александрович дальних прогулок не любит: жалуется на боль в ногах. А Татьяна с Лаки могут в день и десять километров преодолеть. «Не хочу, чтобы она была подушечной собачкой», – поясняет хозяйка. Лаки для Владимира и Татьяны – равноправный и слегка балованный член семьи: они её любят без памяти.
– Лаки – очень умная собака, она знает все команды общего курса дрессировки и слушается меня, – хвалится Татьяна Александровна.
Чёрная, как смоль, Лаки – это ещё и надёжный сторож. Издали заслышав чужие шаги во дворе, она громко и грозно лает, подтверждая, что не зря в доме хлеб ест. Но при всей своей внешней строгости остаётся весьма миролюбивой и добродушной псиной.
– Вот так и живём потихонечку на благодатной Талицкой земле, –
резюмирует Татьяна Александровна, любовно прижимаясь к надёжному плечу мужа.
Татьяна ПОГОДИНА
Фото автора и предоставлены Т. Кузнецовой

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

+ 70 = 75

Закрыть
Закрыть