Top.Mail.Ru

Сельским школам – недостающие кадры!

Федеральная программа «Земский учитель» стартовала в январе 2020 года. В ней участвуют все субъекты России. На её финансовое обеспечение из федерального бюджета направлено более 4 миллиардов рублей. Цель – в течение трёх лет привлечь в малые города и сёла 4,4 тысячи учителей. В прошлом году таким образом было заполнено 37 процентов вакансий, в текущем – 33, в 2022-м планируется 30 процентов. 

Участниками программы имеют право стать учителя, имеющие среднее или высшее профессиональное образование и отвечающие квалификационным требованиям и профессиональным стандартам. Их возраст – до 55 лет включительно, они должны отработать в образовательной организации не менее пяти лет. Нагрузка – не менее 18 часов в неделю за ставку заработной платы. Все педагоги, согласившиеся переехать в сёла, посёлки, малые города, получат по одному миллиону рублей.
В Вологодской области программу «Земский учитель» запустили в начале 2020 года. Заявки подали более 30 педагогов, из которых 14 – жители Вологодчины. Из них по рейтинговой системе были отобраны тринадцать, которые уже приступили к своим обязанностям
– Программа «Земский учитель» в нашей области работает. Она повысила престиж сельского педагога и поднимает уровень образования в сельских школах, – отметила заместитель губернатора Вологодской области Лариса Каманина. – И она будет продолжена.
Кирилловский район тоже не остался в стороне от реализации этой программы, потому что проблема с педагогическими кадрами в сельских школах у нас существует.
– Педагогические коллективы нашего района, к сожалению, не молодеют так быстро, как бы хотелось, – подтвердила начальник управления образования администрации района Елена Фафурина. – Мы в системе работаем с нашими выпускниками в плане заключения целевых договоров по педагогическим направлениям подготовки. Но чтобы молодой учитель пришёл в школу, требуется 4–5 лет обуче-
ния, а кадры нам нужны уже сейчас. Поэтому в 2021 году наш район впервые принял участие в программе «Земский учитель». Мы заявлялись с вакансиями учителей русского языка, иностранных языков и математики, так как в образовательных организациях ощущается нехватка специалистов по соответствующим предметам. По итогам конкурсного отбора в район приехали два учителя русского языка и литературы. Мы очень рады, что две вакансии оказались закрытыми. Желаю Людмиле Викторовне Адековой и Вере Владимировне Долговой стать частью нашего педагогического сообщества, успехов и достижений в педагогической деятельности. В следующем году мы снова будем принимать участие в программе «Земский учитель», в настоящее время проводим анализ, какие специалисты требуются нашим школам.
С земским учителем русского языка и литературы Ферапонтовской школы Верой Владимировной Долговой мне удалось встретиться на большой перемене. Обаятельная, эмоциональная, открытая к общению, она сразу располагала к себе собеседника. Вера Владимировна рассказала, что родом она из города Елец Липецкой области, но жила и училась в городе Россошь Воронежской области. После педколледжа и педуниверситета семнадцать лет работала заместителем директора школы, а потом четыре года преподавала русский язык и литературу в лицее. В силу субъективных обстоятельств эти годы выдались не самыми простыми в её судьбе, и когда появилась возможность принять участие в программе «Земский учитель», она, не раздумывая, подала заявку. Место будущей работы выбирала продуманно и выбор на Ферапонтовской школе остановила не случайно.
– Я искала местность поближе к Санкт-Петербургу, там живёт семья моей дочери, – призналась Вера Владимировна. – В Ленинградской области вакансий не нашлось. Побывала в Новгородской и Псковской областях, но Вологодская была у меня в приоритете. Святые места, связанные с нашей историей, меня всегда интересовали. Конечно здесь, как и везде, есть свои сложности, не зря же говорят, что хорошо там, где нас нет. Я, например, не топила печку уже лет тридцать, и воду в дом носить не приходилось. Мне жаль на это времени, я бы могла заняться чем-то более полезным. У меня здесь очень большая нагрузка, какой раньше не было. Это, конечно, опыт бесценный, но требующий большого количества усилий и времени на подготовку. Глава поселения пообещал со временем переселить меня в более привычные условия. Мне нравится, что здесь всё решается по-человечески, что люди здесь приветливые, открытые, добрые, относятся с пониманием, готовы пойти навстречу.
Отношения с коллегами у Веры Владимировны сложились хорошие, с детьми и их родителями контакты тоже постепенно налаживаются. И она уже мечтает о том, когда в свободное время сможет и здесь заниматься своим любимым хобби – пряничной росписью.
С другим земским учителем – преподавателем русского языка и литературы из Алёшинской школы Людмилой Викторовной Адековой мне пообщаться пока не удалось. Но директор Алёшинской школы Елена Вячеславовна Сущевина высоко оценила профессиональные качества новой коллеги, приехавшей к ним из Череповца, сообщив, что ни как к педагогу, ни как к классному руководителю претензий к Людмиле Викторовне у неё нет.
Что ни говори, а это подвижничество: бросив тёплые насиженные места в больших городах, уезжать в сельскую глушь, как это было принято среди учительства в далёкие былые времена, чтобы учить уму-разуму деревенских ребятишек. Можно по-разному относиться к программе «Земский учитель», в которой не последнее место, чего уж греха таить, занимает финансовая составляющая, но если эта программа поможет за несколько ближайших лет решить проблему с недостающими кадрами учителей-предметников, дело того стоит.
Татьяна ПОГОДИНА
Фото автора

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

7 + 3 =

Закрыть
Закрыть