Top.Mail.Ru

Об истории Николоторжских храмов

Интересуются историей храма и представители молодого поколения. Обучающаяся 6 класса Николоторжской школы Юлия Козюльская приняла участие в районной краеведческой конференции «Мир через культуру», на которой представила своё исследование на тему «Из истории храма в селе Никольский Торжок Кирилловского района», проведённое под руководством учителя истории Ирины Владимировны Романовой. Юлия не осталась равнодушной, видя руины храма, и поставила перед собой цель изучить его историю. В ходе своего исследования она выяснила, сколько селений было в приходе, кто были священники, а также собрала информацию по деятельности храма. Для написания своей работы она использовала материалы, имеющиеся в школьной библиотеке.
Предлагаем читателю ознакомиться с трудом юного краеведа.

Старинное торговое село
25 июля 1602 года царь Борис Годунов издал Указ об учреждении торга в селе Кирилло-Белозерского монастыря на Словенском Волочке. Царская грамота Белозерскому воеводе Гавриилу Потапьевичу Викеньтьеву от 25 июля 1602 года закрепила торговые операции, которые осуществлялись населением, жившим на территории современного села Никольский Торжок. История села тесно связана с деятельностью одного из самых известных на Руси волоков – Волока Словенского. Этот древний путь из реки Шексны через Никольское и Благовещенское озёра в Кубенское озеро известен ещё с глубокой древности, со времён неолита. Он использовался в первом тысячелетии нашей эры. В конце XII века появляются селения на обоих концах волоковой дороги и озера Никольское. Поселение Никольский Торжок разместилось на низких и сухих берегах речки Федоровки. Оно стало центром волости. С XVI века весь волок оказался во владении Кириллова монастыря. В книге Н.П. Павлова-Сильванского «Феодализм в Древней Руси» указывается, что в документах XV-XVI веков часто встречается упоминание Никольского погоста (так называлось село Никольский Торжок), «а на погосте церковь Николы Чудотворца». В начале XVI века в районе села Никольский Торжок находился «пригонный ямской двор» (почтовая станция на Руси в XIII–XVIII веках, где содержали разгонных ямских лошадей, с местом отдыха ямщиков, постоялыми дворами и конюшнями). Это была ямская «окольная» слобода, какие ставились на длинных почтовых перегонах между крупными ямскими дворами и предназначались для смены лошадей скорой почты.
Уже около 1577 года упоминаются две церкви: Николы Чудотворца и Дмитрия Солунского, видимо деревянные. Церковь в селе Никольский Торжок была последней остановкой для царя и его свиты при посещении Кирилло-Белозерского монастыря. Здесь царь отдыхал. Также тут меняли лошадей, били в колокола, чтоб предупредить Кирилло-Белозерский монастырь о приближении государя.
Каменные церкви были выстроены в 1740 и 1783 годах. Согласно переписной книге 1710 года, вблизи Никольского погоста стоял двор для забора торговой пошлины да кабацкая изба. А уже в 1786 году Кирилловский городской магистрат сообщал Новгородскому губернатору, что находящиеся на кирилловской дороге сёла Волокославино и Никольский Торжок, густо населённые, приносят ущерб кирилловской торговле, так как купцы по дороге в Кириллов останавливаются там и продают все свои товары.
Страницы истории храма
В селе Никольский Торжок были две церкви. Тёплая церковь Дмитрия Солунского стояла рядом с церковью Николая Чудотворца. В церкви Николая Чудотворца кроме главного было ещё два престола, посвящённых Иоанну Предтече и преподобным Зосиме и Савватию, соловецким чудотворцам. Каменной церкви предшествовал деревянный храм, упоминаемый в переписной книге вотчин Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года. Каменный храм вместо деревянной церкви Дмитрия Солунского был возведён в 1740 году. Трапезная тёплой церкви была перестроена в 1867 году с устройством двух приделов: во имя Казанской Божьей Матери и священномученика Харлампия. Колокольня была возведена рядом с тёплым храмом. Таким образом, в селе Никольский Торжок рядом стояли два каменных храма. В официальных документах церковь обычно называлась Николаевская Волокославинская церковь.
В конце ХХ века в приходе насчитывалось 44 селения, 569 дворов, 3334 жителя. В деревнях прихода было четыре часовни: каменная в деревне Кочевино и деревянные в Дитятеве, Васюкове, Большом Закозье.
В 1887 году при церкви была открыта одноклассная церковно-приходская школа. В 1893-м она стала двухклассной. В 1985 году в школе обучались 83 мальчика и 15 девочек. А в 1915 году школа была самой массовой среди церковных школ Кирилловского уезда. В ней обучалось 180 учащихся. В начале ХХ века при школе был открыт приют на 15 учеников. Попечителем школы был крестьянин Зосима Дмитриевич Савин.
В 1893 году на ремонт храмов было использовано 1800 рублей, в том числе 1000 рублей пожертвовал купец А.А. Вальков, 500 рублей – церковные деньги, 300 рублей – попечительские деньги. В 1912 году в храме Дмитрия Солунского обновили настенную живопись, иконостас, стены и потолки. Эти работы выполнил местный живописец Фёдор Степанович Баранов – крестьянин из деревни Захарьино. Позолоту проводил мастер из города Кириллова Иван Александрович Башнин. Также было получено разрешение Новгородского церковно-археологического общества на реставрацию шести икон. Одной из самых почитаемых икон в Никольском Торжке была икона Николая Чудотворца, которая была написана в 1900 году на Афоне.
В XVIII-XIX веках несколько служителей церкви Николая Чудотворца происходили из рода Словинских. В 1916 году священниками служили Виктор Ферапонтов и Фёдор Соколов, диаконом – Василий Лосков, псаломщиками – Александр Белов и Пётр Удальцов. Церковным старостой был Григорий Вальков. Церковно-приходская ведомость 1916 года свидетельствует о денежных поступлениях – 4380 рублей. Годовой доход складывался из кружечного и кошелькового сбора, от продажи свечей и просфор. Деньги использовались на покупку свечей, содержание и ремонт церкви, наём сторожей, покупку муки для просфор, церковного вина и ладана, на содержание местного духовного и епархиальных женских училищ.
В 1920–1930-е годы представителей духовенства стали преследовать. Храмы начали закрывать, а помещения использовать под разные учреждения и производства. 20 сентября 1924 года, выполняя постановление Череповецкого губисполкома, президиум Кирилловского уисполкома принимает решение о расторжении договоров с религиозными общинами не только Кирилло-Белозерского и Нило-Сорского монастырей, но и семи приходских церквей, среди которых была и Николаевская Волокославинская церковь. Приходские церкви и их имущество передавались под охрану волостным исполкомам. Священник Соколов был арестован в 1929 году и умер в тюрьме. В 1938 году принимается решение о передаче зимнего храма в селе Никольский Торжок под клуб, а летнего – под мастерские первой Кирилловской МТС (машинно-тракторной станции). Колокольня была разрушена. Кирпич от неё использовали для постройки здания колхозных мастерских, которое стоит до сих пор. В церкви был организован льноток. Случился пожар, и обвалилась крыша церкви. В 1970-годы в колхозе приняли решение сделать в церкви спортзал для жителей села, даже завезли перекрытия. Храм был большим, но в аварийном состоянии. Из-за опасения, что рухнут перекрытия, спортзал так и не был построен.
Сейчас осталось разрушенное здание церкви Николая Чудотворца, сохранилась каменная ограда. Внутри ограды находятся захоронения местных жителей. Около церкви построена деревянная часовня. В каменном двухэтажном здании напротив церкви в 2018 году открыт домовой храм.

В заключение Юлия делает выводы: «Таким образом, село Никольский Торжок – древнее торговое село на берегу Никольского озера на старинном волоковом пути. Здесь находилась церковь Николы Чудотворца. Было два храма: тёплая церковь Дмитрия Солунского, стоявшая рядом с церковью Николая Чудотворца, и колокольня. Приход насчитывал
44 селения. Деятельность храма была значительной: проводились службы, крещения, венчания, отпевания. При церкви была открыта церковно-приходская школа. В крупном торговом селе была большая церковь».
Работа Юлии интересна и познавательна. В ней автор отразила историю храмов села Никольский Торжок.
Стоит отметить, что в Никольском Торжке есть жители, болеющие душой за восстановление разрушенной церкви Николая Чудотворца. Но так как объём работ предстоит колоссальный, и затраты на восстановление церкви будут непомерно большими, непосильными для николоторжцев, то продолжается поиск спонсоров, которые помогут осуществить задуманное. Напомним, что в марте 2016 года указом митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия в селе Никольский Торжок был открыт приход храма святителя Николая Чудотворца, настоятелем которого был назначен иерей Кирилл Мелентьев. А через год приходу было передано здание, в котором правящий архиерей благословил открыть домовой храм в честь Державной иконы Божией Матери. На сегодняшний день завершены работы по обустройству помещения для совершения богослужений и на втором этаже этого здания созданы все условия для проведения полноценных богослужений. Литургическая жизнь, которая была прервана на время закрытия и разрушения храма, продолжается.
Мария ГОЛУБЕВА
Фото предоставлены
Ю. Козюльской

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

98 − = 96

Закрыть
Закрыть