Top.Mail.Ru

Героев наших имена: Владимир Николаевич Калачёв

Краткая биографическая справка

Владимир Николаевич Калачёв родился в деревне Гора Колнобовского сельсовета Кирилловского района 8 августа 1910 года, а 10-го был крещён (согласно записи в метрической церковной книге). Есть расхождения также и в источниках о роде занятий родителей: по одним они были учителями, по другим – крестьянами.
Примерно в 1920 году семья Калачёвых переехала в Череповец, а в 1924-м – в Ленинград, где Владимир Николаевич окончил семилетнюю школу.
С 1926 по 1928 год Владимир работал подрывником на станции Чупа Мурманской железной дороги в «Карелмуртресте», с июня 1928-го был учеником слесаря на Ленинградском заводе «Красный химик», а с февраля 1929-го – слесарем на заводе «Красный путиловец» (ныне АО «Кировский завод»). 
В 1931 году по рекомендации старших товарищей В.Н. Калачёва приняли в ряды Коммунистической партии.
В 1932 году по комсомольской путёвке Владимир Калачёв был направлен в Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, после неё продолжил обучение в Энгельской школе военных лётчиков, которую и окончил в декабре 1934 года. Служил в частях Забайкальского военного округа и быстро рос в званиях: младший лётчик, командир звена, заместитель командира эскадрильи, с декабря 1938 года – комиссар 22-го истребительного авиационного полка.

Военные годы
С 23 мая по 16 сентября 1939 года Владимир Николаевич Калачёв участвовал в боях с японскими милитаристами в районе реки Халхин-Гол. Батальонный комиссар В. Калачёв в первых девяти воздушных боях лично сбил два вражеских самолёта. Его отвага и высокая техника пилотирования служили примером для лётчиков всего полка.
Более 30 раз поднимался его самолёт в небо Монголии, чтобы сразиться с врагами. В.Н. Калачёв провёл 20 боёв, лично сбил шесть самолётов противника и ещё два – в группе с товарищами. Много раз отважный лётчик принимал участие в штурмах вражеских аэродромов и зенитных батарей противника.
В одной из июльских воздушных схваток Калачёв получил ранение в плечо, но продолжал вести бой, прикрывая атаку товарища. Несмотря на мучительную боль кровоточащей раны, он посадил свой истребитель на аэродроме. Наотрез отказавшись от госпитализации, Владимир Николаевич остался в полку.
29 августа 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР В.Н. Калачёву было присвоено звание Героя Советского Союза, а маршал Монгольской Народной Республики Чойбалсан вручил В.Н. Калачёву орден Боевого Красного Знамени.
В 1939–1941 годах В.Н. Калачёв был назначен военным комиссаром 35-го истребительного авиаполка, а затем инспектором по технике пилотирования 72-й смешанной авиационной дивизии Закавказского военного округа.
С августа 1941 года майор Калачёв командовал 17-м запасным истребительным авиаполком Уральского военного округа. Менее чем за полгода под его руководством были подготовлены и отправлены на фронт шесть истребительных авиационных полков на английских самолётах «Харрикейн» и 100 лётчиков на советских самолётах МиГ-3. Боевой лётчик рвался на фронт. Но все его рапорты командование отклоняло – подготовка резервов для фронта была делом государственной важности.
Однако В. Калачёв продолжал писать рапорты и в июне 1942 года возглавил 15-й истребительный авиаполк. В декабре 1941-го полк был выведен в тыл на переформирование и направлен в Чебоксары для получения самолётов и доукомплектования личным составом. Полк получил 21 самолёт ЛаГГ-3. В июне 1942 года, после переучивания на новый тип самолёта, под командованием майора Калачёва полк вошёл в состав 226-й истребительной авиадивизии 2-й воздушной армии.
Командир полка В.Н. Калачёв лично совершал боевые вылеты, сбил один враже-ский «Мессершмитт-109» и один «Юнкерс».
День 28 июня 1942 года стал для полка трагическим. Вылеты начались в пять часов утра. В восемь стало известно, что с задания не вернулось шесть самолётов… Аэродром был хорошо замаскирован, самолёты стояли в капонирах на опушке леса. Около 12 часов на северо-западе от аэродрома появился немецкий разведчик «Хеншель-126». Люди на аэродроме прекратили всякое движение, чтобы не демаскировать себя. Но в это время после выполнения боевого задания пошли на посадку два наших истребителя. В их баках не оставалось горючего, и один из них был в бою изрешечён осколками снарядов. Их посадку заметил «Хеншель».
Майор Калачёв был уже в кабине самолёта и через несколько секунд взмыл в воздух. Враг-разведчик не должен уйти, иначе вскоре на аэродром упадут бомбы, уничтожат людей и самолёты. Калачёв настиг врага и атаковал его. «Хеншель» развернулся, полетел в другую сторону, маневрировал, делая крутые развороты, взмывал вверх и опускался до земли. Калачёв его упорно преследовал. Ему удалось прижать врага к земле, беспрерывно стреляя. «Хеншель» полез вверх, намереваясь развернуться в сторону леса и скрыться на фоне зелёного массива. В это время у Калачёва кончились боеприпасы. Эфир донёс голос командира полка: «Кончились боеприпасы… Иду на таран!»
Он дал полный газ, быстро настиг «Хеншеля» и правой плоскостью ударил его по хвосту. От сильного удара оба самолёта разлетелись на куски.
Похоронен Владимир Калачёв в центре Старого Оскола, в братской могиле в парке Пионеров. 7 мая 2010 года на братской могиле были установлены бюсты героев, в том числе и Владимира Николаевича.

Из воспоминаний
А. Журавлёв, бывший комиссар полка, майор в отставке: «…Вечером на центральной площади города Старый Оскол мы хоронили навсегда ушедшего от нас замечательного товарища и командира, Героя Совет-ского Союза майора В.Н. Калачёва, таранившего немецкий разведчик «Хеншель-126» во имя жизни других, во имя нашей Родины, которую он безмерно любил…
В воздухе гудели самолёты. Они шли на Запад громить фашистских захватчиков».
В. Карпущенко, инженер объединения «Кировский завод»: «В одном из залов музея истории Кировского, бывшего Путиловского, завода среди множества экспонатов – портрет бесстрашного советского лётчика В.Н. Калачёва… Он совершил бессмертный подвиг и отдал жизнь защите Родины, когда ему шёл тридцать второй год…»
Б. Корнилов, участник Великой Отечественной войны: «…Черты аса нельзя приобрести ни в какой-то лётной школе, ни в какой-то академии – они приобретаются в бою. Немцы звали своих асов «Рыцарями воздуха». У нас же были свои асы – «Рыцари неба», среди них и В.Н. Калачёв. Время летит вперёд, и ещё более возрастает интерес к событиям и героям фронтовых лет. И это понятно…»
Из статьи А. Щеглова в газете «Новая жизнь»: «10 августа 2010 года в городе Кириллове состоялась торжественная церемония открытия памятного стенда в честь Героя Советского Союза майора авиации В.Н. Калачёва. Именем этого героического человека в микрорайоне Красново названа улица».

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

2 + 2 =

Закрыть
Закрыть