Top.Mail.Ru

Годы пройденного пути

Любой юбилей даже для человека событие значимое. А 95-летие Кирилло-Белозерского музея-заповедника значимо вдвойне. Это почти век, целая эпоха, восхождение к Олимпу от районного краеведческого музея в 1924 году до одного из крупнейших музеев федерального значения, известного не только в России, но и за рубежом. Пусть становление музея-заповедника было и непростым, особенно в 60–70-е годы, вплоть до середины 80-х.

По велению партийных органов с января 1960 по ноябрь 1963 года, а затем с сентября 1975 по июль 1991 года мне было поручено возглавлять музей. Сейчас страшно представить, каким он был в 1960 году. Убожество, а не музей. Весь штат состоял из 15 человек, в том числе девять человек – обслуживающий персонал. Посещаемость в год составляла 5 тысяч человек, это были в основном учащиеся школ города и района, которых более всего интересовал отдел природы, оставшийся от краеведческого музея.
В 1956 году краеведческий музей был реорганизован в историко-художественный, при этом в штате музея не было ни одного специалиста. Территория завалена дровами, в памятниках архитектуры устроены скотный двор, конюшня, овощехранилище, прачечная. Все башни заняты складами райпотребсоюза. Больничные палаты, домик келаря и стены ХVI века – в аварийном состоянии, береговая линия с юго-западной стороны завалена дровами. В памятниках архитектуры были расположены учебные комнаты и спальни школы-интерната глухих детей, общежитие культпросветучилища. В братском корпусе и священнических кельях располагались квартиры. В итоге на территории музея в те годы проживало не менее двухсот человек. Было от чего болеть голове 25-летнего директора. Но как говорят, «взялся за гуж, не говори, что не дюж».
Вскоре береговая линия у стен ХVI века была очищена от дров. Управление культуры области пригласило в область министра культуры Н.А. Кузнецова, посетившего и наш монастырь. Министр обследовал все аварийные объекты и пришёл к выводу о необходимости проведения срочных противоаварийных работ на объектах Кирилло-Белозерского монастыря. В результате поездки министра культуры в область в Вологде были созданы реставрационные мастерские, а в Кириллове – реставрационный участок. Так постепенно начались противоаварийные работы.
Архитектурный надзор осуществлял замечательный человек, большой друг музея архитектор С.С. Подъяпольский. Сергей Сергеевич десятки лет занимался историей архитектуры Кирилло-Белозерского, Ферапонтова и Горицкого монастырей, осуществлял архитектурный надзор за реставрацией в Кириллове, Ферапонтове и Горицах.
Пришли на работу в музей новые кадры: А.Ф. Поздняков, окончивший Ярославское художественное училище, две выпускницы исторического факультета МГУ Г.И. Першина, Л.Г. Приходько и будущий фотокорреспондент В.А. Румянцев.

Группа сотрудников музея, 1961 год. Нижний ряд: Р.А. Утышева, Е.Т. Забелина, Н.Н. Мякушева, З.И. Киршина.
Верхний ряд: А.П. Доронина, А.Н. Николаева, А.А. Кашина, Н.И. Терентьева, В.А. Кишенина.

Наладились связи с вологодскими художниками. Первая выставка работ В. Корбакова, Н. Баскакова, М. Ларичева и Железняк (имени не помню) состоялась в июле 1961 года. Под звуки духового оркестра С.Л. Лукьянова горожане семьями шли на выставку, проявляя огромный интерес к творчеству вологодских художников. В трапезной палате у Введения, где проходила выставка, трудно было протолкнуться, столько собралось тогда посетителей. Одни рассматривали картины, другие группами беседовали с художниками. В день открытия посетили выставку тысяча человек. Кроме того, в этот же день была встреча в зрительном зале кинотеатра. Горожане любили кино. Полный зал зрителей, и никто не возразил, что кино задержали на 40 минут. На встрече с художниками зрителями были заданы вопросы и высказаны пожелания на будущее в их творческой работе.
После встречи в кинотеатре по моей инициативе состоялась встреча художников с молодёжью на танцевальной площадке в городском саду. У художников были сомнения на сей счёт, но они оказались напрасными: кирилловская молодёжь проявила неподдельный интерес к творчеству участников выставки. Всё это мероприятие именовалось «День художника в Кириллове», и был заснят короткометражный фильм. К сожалению, почему-то в музее он не сохранился.
В связи с объявлением Министерством культуры первого Всероссийского фестиваля любительских фильмов о древней архитектуре, при музее была создана кинофотостудия, участниками которой снят фильм «Великая государева крепость», представлявший на фестивале Вологодскую область. Фотоработы студийцев о прекрасной природе Кирилловского края, о памятниках гражданского и культурного зодчества демонстрировались на выставках. Большой интерес у жителей Кириллова и района вызывали выставки народного прикладного искусства (ткачество, кружево, вышивка, резьба и роспись по дереву, живопись). Макет Московского кремля, изготовленный из оргстекла Рудольфом Александровичем Чухиным, экспонировался на всероссийской выставке в Москве.
60-е годы, да и последующие десятилетия были периодом оголтелого атеизма. Особые требования со стороны местных органов, а позднее Ленинградского музея истории религии и атеизма предъявлялись к музеям, расположенным в культовых памятниках. Мы решили организовать передвижную выставку экспонатов древнерусского прикладного искусства (предметы церковного обихода, украшенные чеканкой, гравировкой драгоценными камнями, серебряное и золотое художественное шитьё). Цель выставки – не пропаганда атеизма, а знакомство населения района с уникальными памятниками древнерусского искусства, сделанными талантливыми мастерами древней Руси. Атеисты-умники, не вникая в суть, аж напечатали брошюру «Клуб атеиста на колёсах Кирилловского музея». Мы от души над этим посмеялись. В те годы был издан путеводитель по архитектурному ансамблю, автор С.С. Подъяпольский.
Были планы на будущее, но осуществить их не удалось в связи с переводом меня на должность заведующей отделом культуры района. Эстафету директора музея принял у меня А.Ф. Поздняков.

Группа музейных работников, 1962 год. Нижний ряд: Л.Г. Приходько, Г.И. Першина, Г.М. Кольцова, Н.И. Терентьева. Верхний ряд: Н.И. Мякушева, Л.А. Позднякова, А.А. Кашина.

Наступил сентябрь 1975 года. Я решила уйти с должности заведующей отделом культуры. Начальник управления культуры А.Н. Голубева, самый лучший из семи начальников, под руководством которого мне пришлось работать, предложила мне более спокойную работу, но вмешался райком партии. Секретари райкома партии А.И. Валюженич и А.И. Притыченко, пригласив меня на беседу, бескомпромиссно заявили: либо ещё пять лет в культуре, либо директором в музей-заповедник, третьего не дано. Так я вторично оказалась в музее, где и работала с сентября 1975 года по июль 1991-го.
Никогда не забуду случай, когда в первый день работы в музее в обеденный час явился ко мне один из сотрудников и говорит: «Надежда Ивановна, такая-то (называет фамилию сотрудницы) против, чтобы Вы были директором музея». Я ответила: «Уважаемый, если коллектив заявит протест, я с удовольствием покину этот пост. Но если я задержусь в музее на какое-то время, прошу Вас с подобными сплетнями ко мне не приходить».
Прошло 12 лет тех пор, как в ноябре 1963 года я ушла из музея, а проблем, кажется, не убавилось. По-прежнему в стенах монастыря было много арендаторов, плохая материальная база, ужасные условия для работы, проблема с кадрами, бедный бюджет. По этой причине медленно шли реставрационные работы, были мизерными собственные доходы. Посещаемость музея за год составила 47 тысяч человек. Однако постепенно обозначенные проблемы решались. Ежегодно увеличивалось бюджетное финансирование, в том числе и на реставрационные работы. Чтобы ускорить процесс реставрации, необходимо было избавиться от арендаторов. К 1991 году с территории монастыря были выселены все арендаторы, за исключением общежития культпросветучилища и трёх квартир, в двух из которых жили сотрудники музея.
Со временем значительно ускорился процесс реставрационных работ памятников архитектуры, темперной и монументальной живописи. А это позволило открывать интерьеры церквей и гражданских построек, дополнительные экскурсионные маршруты, создавать новые экспозиции и выставки, тем более что год от года росло количество посетителей. К 1991 году число посетителей в Кириллове и Ферапонтове составило 300 тысяч. В те годы принимали только отечественных туристов и в пределах 18 иностранных групп. Это были представители посольств, консульств, городов-побратимов.
В каникулярное время приезжало очень много студентов и учащихся со всей России, даже из республик Средней Азии. Дети Кирилловского района посещали музей бесплатно. С увеличением количества посетителей росли собственные доходы музея, что позволило ввести ежеквартально премиальную систему. Получали дополнительную поддержку студенты-заочники, многодетные семьи и сотрудники филиала в Ферапонтове, с учётом их сложных условий работы в осенне-зимний период.

Продолжение следует…

Н. ТЕРЕНТЬЕВА
Фото предоставлены автором

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

16 − 9 =

Закрыть
Закрыть