Top.Mail.Ru

Всю жизнь живу с музыкой в сердце

В нашем маленьком посёлке Верёговка Бабушкинского района не было музыкальных учебных заведений и профессиональных музыкантов, но музыка нас окружала с раннего детства: колыбельные песни-байки, попевки-потешки, детские игры с пением, весёлые праздники с гармошками, частушками, плясками.
В детстве у меня не было родной бабушки, но её заменила не менее родная, в общем-то, женщина Павла Сергеевна Кадулина. Маленькая и озорная, она знала много присказулек и пела нам, когда парила нас в печке. Окатывая водой, она приговаривала: «С гуся вода, с лебедя вода, а с Тани-раба вся худоба». Поселковая общая баня была сырой и холодной, так что большинство жителей мылись дома в печах, благо устья и поды в них были достаточно просторными. А ещё Павла Сергеевна хорошо вышивала и, сидя за вышивкой, пела старинные песни, такие, как «Как за речкою, как за Дарьею» или «Позабыт, позаброшен с молодых юных лет». Последнюю песню я выучила и пела для бабушек, приходивших к нам в гости. Они умилялись и начинали плакать, а я недоумевала: что это они плачут, ведь песня весёлая. На семейных праздниках тоже звучали песни: «Степь да степь кругом», «По Дону гуляет казак молодой», «Ревела буря, гром гремел», «Распрягайте, хлопцы, коней» и другие.
Наш отец, простой мужик с четырьмя классами земской школы за спиной, всю жизнь тянулся к культуре, и потому в нашей семье, в одной из первых, появился приёмник «Родина», откуда зазвучали песни в исполнении хора имени Пятницкого, Уральского хора, популярных солистов: Лидии Руслановой, Сергея Лемешева, Людмилы Зыкиной, Клавдии Шульженко, Владимира Нечаева… Потом отец купил патефон с пластинками и мы слушали на нём различные песни.
В 1957 году я пошла в Верёговскую начальную четырёхклассную школу. В ней были только две учительницы, и школьники обучались по два класса в одном помещении: первый и третий, второй и четвёртый. На уроках пения с нами разучивали песни «Москва майская», о героях войны и красном флажке, новогодние песни. Вторая учительница, Анна Афанасьевна, из более музыкальных девочек организовала хоровой кружок. Здесь мы разучивали украинские народные песни «Ой, за гаем-гаем», «Ой, лопнув обруч возле дижечки». Хотя нам не очень были понятны слова этих песен, но нравились весёлые и лирические их мелодии.
После окончания начальной школы я перешла в Фетининскую восьмилетнюю. Она находилась в 15 километрах от посёлка. По дороге домой, а нас ежедневно возили на бортовых машинах утром и вечером, мы всю дорогу пели различные песни. Школа была, можно сказать, центром культуры для окрестных деревень. Здесь проводились различные праздники, пушкинские и некрасовские вечера, «Дни птиц» с участием школьников и учителей. Конечно, песни исполнялись без сопровождения.
Когда я уже училась в седьмом классе, в школу пришёл новый учитель Павел Афанасьевич Гущин. Он прекрасно играл на баяне. Мне довелось ещё раньше слышать в его исполнении полонез Огинского, вальсы «Берёзка» и «Ожидание», оставившие в моём сердце незабываемые впечатления. На уроках пения Павел Афанасьевич стал разучивать с нами песни под баян на два голоса. Это было так красиво и здорово! Живую струю вносили в жизнь школы и студенты-практиканты из Вологды. Они разучивали с нами более современные песни, организовали кружки: хоровой, драматический, танцевальный.
Мне кажется, любой человек, выросший в такой атмосфере, не смог бы не полюбить музыку и песни. Так получилось, что после окончания школы мы почти всем классом остались дома и стали активно участвовать в концертной деятельности поселкового клуба. Занималась с нами завклубом Валентина Оборина. Она только что возвратилась с курсов повышения квалификации клубных работников и была полна новых идей и энтузиазма. Курсы проходили при Вологодском областном культпросветучилище, которое находилось в городе Кириллове. Она и рассказала, как интересно учиться в этом учебном заведении: там обучают игре на баяне и фортепиано, учат петь в хоре на несколько голосов. Я загорелась желанием поступить в это училище и в августе 1966 года, успешно сдав вступительные экзамены, была зачислена на первый курс клубного отделения с дирижёрско-хоровой специализацией.
Учиться в училище было очень интересно, но довольно трудно. Нам нужно было освоить два инструмента – фортепиано и баян. Мы изучали их на индивидуальных занятиях. По баяну моим преподавателем был Виктор Иванович Несмелов, по фортепиано – Светлана Викторовна Рязанцева. Светлана Викторовна работала первый год после окончания Вологодского музыкального училища, сама прекрасно владела инструментом и от нас требовала чёткого выполнения заданий. Мне, конечно, было трудно осваивать незнакомый инструмент, ведь до этого я видела пианино только на картинках и в поселковом детском саду: на нём не очень умело пыталась играть одна из воспитательниц. Упорство и желание непременно научиться играть помогли мне в дальнейшем освоить этот инструмент. В дипломе по фортепиано у меня была оценка «хорошо», учила меня на третьем курсе уже Диана Филипповна Коничева.
Преподаватель по баяну Виктор Иванович Несмелов в детстве потерял обе ноги и ходил на протезах. Когда он входил в аудиторию, где проводил уроки баяна, мне каждый раз хотелось из уважения к нему встать. Баян мне тоже давался с трудом, но Виктор Иванович понимал, что это довольно трудный инструмент для девчонок, поэтому давал нетрудные песенки. На первом контрольном уроке в конце первого семестра я уже смогла сыграть простенькую песенку «Как под горкой, под горой».
Уроки баяна помогли мне в моей будущей работе в нашем Верёговском профсоюзном клубе, когда я переехала из Кириллова в родной посёлок со своей семьёй. Под мой уверенный аккомпанемент хор и ансамбли Верёговской школы выступали на районных смотрах, где занимали призовые места.
Готовиться к индивидуальным урокам было очень трудно по причине нехватки помещений: в годы моей учёбы здание культпросветучилища было в два раза меньше по размеру. Кабинки и аудитории, где были фортепиано, занимали старшекурсники или кто вперёд успел из младшекурсников. Иногда приходилось заниматься по нескольку человек в одной аудитории: кто-то играл на фортепиано, кто-то на баяне, домре или балалайке. Кому не хватало места в аудитории, играли прямо в коридорах, сидя рядом по три-четыре человека.
Основными музыкальными дисциплинами были музыкальная грамота, сольфеджио (преподавателем в нашей подгруппе был Роберт Леонидович Соломатин), на третьем курсе прибавилась гармония (преподаватель Лидия Ивановна Спажева), хоровой класс, музыкальная литература (преподаватель Галина Александровна Рачихина), хоровая литература, анализ музыкальных форм, хороведение, чтение хоровых партитур (преподаватель Нинель Николаевна Фокина), методика детского музыкального воспитания (преподаватель Светлана Ивановна Тихонова (ныне Заварина)). На первом курсе были уроки танца. Ольга Ивановна Андреева знакомила нас с основами танцевального искусства, разучивала с нами бальные танцы («Фигурный вальс», «Танец конькобежцев») и танцы, которые позднее вошли в моду («Инфиз», «Ёлочка»). Она же руководила общеучилищным сводным хором.
Хоровым руководителем на нашем курсе была Римма Александровна Мелехова – опытный и требовательный, но любимый и уважаемый нами педагог. Под её руководством мы делали успехи в освоении хоровых партий. Уже в первом семестре на торжественном концерте к празднику Октября мы выступали на сцене Кирилловского РДК. Конечно, первое выступление было не слишком успешным: мы разволновались и спели хуже, чем на уроках хоркласса, и расстроили Римму Александровну до слёз. Традиционно хоры пели на сцене в белых блузках с чёрными галстуками и чёрных юбочках. Галстуки в магазинах не продавались, и мы мастерили их сами из чёрных капроновых ленточек: сгибали их в несколько слоёв, перегибали пополам, закрепляли вокруг шеи чёрной ниткой, узел тоже делали с помощью нитки. В результате выглядело это как настоящий галстук и смотрелось красиво. Во время пения я случайно опустила глаза вниз и к своему ужасу увидела свой галстук лежащим на полу сцены. Я была в шоке и думала, что от огорчения провалюсь сквозь сцену. Не провалилась!
Если на уроках хорового класса мы исполняли серьёзные классические произведения, то на переменках и во время шефской помощи в колхозах с удовольствием пели модные эстрадные песни тех лет, часто ездили с концертами в клубы района. В общем, от сессии до сессии жили в ту пору студенты весело.
Но быстро промчалась весёлая и шумная студенческая жизнь. Мы сдали экзамены и разлетелись по районам Вологодской области, а некоторые и за её пределы. Дипломы в то время выдавали только после полугода работы и постановки дипломного мероприятия. Не всем это удавалось. Я защитила дипломную работу на «отлично» в Тотемском РДК, куда меня направили по распределению. Получила диплом в далёком 1970 году и до сих пор остаюсь в строю в должности клубного работника – руководителя самодеятельных коллективов. Я благодарна всем, кто помогал мне на моём жизненном пути, и особенно – педагогам училища, которые привили мне прочные знания в области музыкальной хоровой культуры, научили понимать и любить классическую, народную и просто хорошую музыку.
Т. КЛУБКОВА
Фото из семейного альбома Клубковых-Князевых

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

62 − = 59

Закрыть
Закрыть