Top.Mail.Ru

Уникальный проект, посвящённый судьбам Константина Батюшкова и Александра Пушкина

Кирилло-Белозерский музей-заповедник сделал невозможное. Теперь, чтобы увидеть подлинные материалы, связанные с жизнью двух выдающихся деятелей «золотого века» русской словесности – Константина Батюшкова и Александра Пушкина, не нужно ехать в Москву и Санкт-Петербург. Уникальнейшие экспонаты представлены в выставочном комплексе единственного федерального музея Вологодчины – Народном доме.

Официальное открытие межрегиональной выставки «Философ резвый и пиит… Судьбы А.С. Пушкина и К.Н. Батюшкова» в Кириллове состоялось на улице.
– Выставка вместила в себя более 200 подлинных экспонатов, огромное количество цифровых произведений и оригинальные выставочные конструкции, поэтому собрать всех зрителей в одном зале сразу не представлялось возможным, – пояснил генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов.
Принять участие в грандиозном культурном событии региона приехали жители Вологды, Устюжны, Череповца, Санкт-Петербурга и Москвы. Выставка оказалась настолько актуальной, что последние посетители уходили только с закрытием Народного дома.
– Константин Николаевич Батюшков в русской литературе и истории печально занимает немного нашего внимания и нашего знания, – заметил в своём выступлении М.Н. Шаромазов. – Поэтому в год 225-летнего юбилея Александра Сергеевича Пушкина нам бы хотелось показать и Константина Батюшкова – этого поэта и писателя, человека незаурядного таланта так, чтобы он был чем-то, без чего нам жить нельзя. К сожалению, сейчас мы можем констатировать, что на сегодняшний день дети его не знают даже по имени, а взрослые… Я был на обсуждении концепции Вологодского музея Батюшкова, и когда выступающий попросил кого-нибудь прочитать хоть несколько строк из Батюшкова, к сожалению, все стали искать неровности на полу и внимательно их рассматривать. Вот это то, что мы хотели бы преодолеть. Нам бы хотелось, чтобы у вас появился интерес, желание открыть томик стихов Константина Батюшкова, прочитать хоть несколько строк, узнать, что же о нём сказал Белинский и что восклицал Пушкин, а что о нём говорили другие люди, оставившие свой след в русской литературе.
Четыре зала Народного дома вместили экспонаты и цифровые копии из фондов Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Российской национальной библиотеки, Всероссийского музея Пушкина, Государственного исторического музея, Государственного музея А.С. Пушкина, Литературно-художественного музея-усадьбы «Приютино», Устюженского краеведческого музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Государственного музея истории российской литературы В.И. Даля, Вологодской областной универсальной научной библиотеки.
– Очень сложный проект мы реализовали за рекордно короткий срок: от идеи и инициативы, которая всецело принадлежит Михаилу Николаевичу Шаромазову, до сегодняшнего дня прошло чуть больше года, – отметила в своём выступлении куратор выставки – заведующая Литературным музеем Института русской литературы Российской академии наук Юлия Веретнова. – За это время была создана концепция, сценарий выставки; специально для данного проекта силами сотрудников Кирилло-Белозерского музея-заповедника отреставрированы пять произведений живописи из собрания Литературного музея Пушкинского дома.
В Народном доме посетителей выставки ждёт рассказ о судьбах Батюшкова и Пушкина. Зрители познакомятся с биографиями поэтов, увидят их оригинальные портреты и родовые гербы, семейные реликвии и иконы Батюшковых, которые указаны в описи XVIII столетия, составленной дедом поэта, Львом Андреевичем Батюшковым; кресло в неоготическом стиле, в котором Батюшков рисовал и пил свой любимый кофе; записную книжку, тетрадь со стихами и записями Батюшкова, с зарисовками и автопортретами самого себя, подлинными письмами отцу, сёстрам, друзьям.
– Так как способы коммуникации были только такие, члены семьи Батюшковых интересовались друг у друга о здоровье, благополучии, решали денежные вопросы, с кем и какую сумму денег переслать, – рассказывает Юлия Веретнова. – Посредством писем решались не только интимные вопросы: встреч, расставаний, но и бытового, экономического характера. Кроме того, они интересны не только содержанием, но и формой: письма написаны в стилистике того времени, высоким архаическим слогом.
Отдельный зал выставочного комплекса Кирилло-Белозерского музея-заповедника показывает Константина Николаевича Батюшкова как участника военных событий. Здесь можно увидеть подлинную принадлежавшую ему серебряную стопку с гравировкой «1807-1809 в Пруссии», которая прошла с ним военные походы; портреты героев Отечественной войны 1812 года (среди них Багратион, Раевский, Давыдов), портреты императоров Александра I и Наполеона как знаковых фигур тех политических событий; огромное количество гравюр, батальных сцен, лубочных картинок, отражающих стилистику, в которой велась пропаганда того времени – через прославление силы и славы воинского оружия в батальных сценах или карикатурах на Наполеона поднимали народный дух.
– Батюшков был не просто выдающимся поэтом, был ещё и нашим жарким патриотом Отечества, участвовал в трёх военных кампаниях: первая – в 1807 году против Наполеона, вторая – Финская война и, наконец, заграничный освободительный поход Русской армии в Европе, завершившийся взятием Парижа. Этому событию в апреле 2024 года исполняется ровно 210 лет, – подытожил председатель ВРОО «Батюшковское общество» Анатолий Волков.
Выставка «Философ резвый и пиит…», открывшаяся в Кириллове, поражает многообразием вариантов иконографии портретов Александра Пушкина и Константина Батюшкова в живописи, графике, скульптуре и отвечает на вопрос, почему проект, посвящённый двум гениям русской словесности, представили именно в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике.
Дело в том, что в XIX веке литературный критик и историк Степан Шевырев побывал в Кирилло-Белозерском монастыре и в то же время встретился с Константином Батюшковым в Вологде, о чём потом написал в своих заметках о путешествии из Москвы в Кирилло-Белозерский монастырь. Подлинное издание Шевырева «Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь» легло в основу создания выставки и представлено в первом зале Народного дома рядом с живописным предметом автора.
Проект Кирилло-Белозерского музея-заповедника и Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН «Философ резвый и пиит…» создан во имя сохранения памяти о Константине Николаевиче Батюшкове. Нашим современникам он расскажет о творческом наследии поэта, его роли как предшественника А.С. Пушкина в истории русской литературы, покажет связи судеб этих гениальных писателей, презентует литературные процессы эпохи «золотого века» русской словесности как культурной составляющей общества, а самое главное – покажет актуальность музеефикации образа К.Н. Батюшкова.
Как отметила заведующая Литературным музеем Института русской литературы Российской академии наук Юлия Веретнова, Батюшков был первым в числе поэтов – предшественников Пушкина, которые способствовали развитию русского языка и появлению той лёгкости в литературе, к которой мы все теперь привыкли. А Пушкин (по словам В.Г. Белинского) был тем литературным гением, который синтезировал и обобщил все те находки, которые были созданы до него.
Выставка «Философ резвый и пиит… Судьбы А.С. Пушкина и К.Н. Батюшкова» будет работать в Кириллове до 30 июня 2024 года.
М. ХАУСТОВА, пресс-секретарь Кирилло-Белозерского музея-заповедника
Фото автора

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

6 + 1 =

Закрыть
Закрыть