Этот профессиональный праздник поистине стал всенародным: его считают своим все, кто имеет водительское удостоверение. Неслучайно день работников автомобильного транспорта в народе по-прежнему называют днём шофёра.
И всё-таки главными героями этого праздника являются профессиональные водители – люди, управляющие грузовиками и автобусами, троллейбусами и трамваями. Кроме того, это профессиональный праздник сотрудников автотранспортных предприятий, а также тех, кто занимается обслуживанием автотранспортных средств: автослесарей, электромехаников, шиномонтажников. Примечательно, что профессия водителя поистине уникальна и востребована во всех отраслях народного хозяйства.
Владимир Николаевич Шатилов более 30 лет трудится водителем в колхозе «Николоторжский». «В нынешнем году во время уборки урожая львиную долю зерна перевёз именно Владимир Николаевич, – говорит главный агроном Евгений Туркатов. – Главная отличительная черта этого водителя – надёжность. Он готов выйти на работу, когда понадобится, в любое время суток. Кроме того, ему присущи высокая ответственность и пунктуальность. Иногда во время уборки урожая рабочий день Владимира Николаевича завершался в 11 часов вечера: он перевозил не только зерно от комбайнов, но и высушенное зерно на склад. Владимир Николаевич постоянно задействован на всех основных полевых работах: на посевной кампании, на заготовке кормов и уборке урожая, ну а кроме того, осуществляет многие другие грузоперевозки, необходимые для нашего хозяйства».
Владимир Николаевич признаётся: «Быть шофёром я мечтал с детства. Дело в том, что мой отец, Николай Петрович Шатилов, всю жизнь отработал водителем в сельском хозяйстве. Шофёрская профессия в 80-е годы пользовалась огромным уважением. Мне завидовали сверстники, когда отец брал с собой в какую-нибудь поездку. Спустя годы, вспоминая своё детство, понимаю, что значительная его часть прошла в кабине отцовского автомобиля.
Первые знания и навыки управления автомобилем также получены от отца. Мои детские и юношеские годы прошли в Чувашии. Поля там огромные. Однажды после завершения уборки урожая отец доверил самостоятельно управлять автомобилем ГАЗ-53. Признаюсь: для меня тогда не было большего счастья. Таким вот образом и научился управлять автомобилем. Когда стал постарше, отец начал доверять вполне серьёзное дело: потихоньку, на первой скорости переезжать по полю. К примеру, убирают шефы овощи или капусту и грузят её в кузов автомобиля, а задача водителя – медленно двигаться по полю, делая по необходимости остановки. Работа несложная, но требует повышенного внимания. Под контролем отца я её выполнял будучи школьником.
Таким образом, после завершения обучения в общеобразовательной школе вопрос выбора профессии передо мной не стоял: был твёрдо уверен, что стану водителем. Поступил на учёбу в училище, где готовили механизаторов широкого профиля и параллельно учили на водителей грузовых автомобилей категории С.
Весной 1991 года был призван в ряды Вооружённых сил. Поскольку к тому времени уже имел профессию водителя, служить направили в автомобильные войска. Вначале полгода служил в Вытегре, где изучал автодело в учебном подразделении, а затем в течение полутора лет служил в Никольском Торжке. Во время службы познакомился со своей будущей женой. После демобилизации, весной 1993 года, остался здесь жить и работать».
В «Николоторжском» демобилизованному воину предложили поработать на стареньком ГАЗ-53. Владимир Николаевич хорошо разбирается в автомобилях этого семейства, потому что в армии служил на ГАЗ-66. Надо заметить, что опытный водитель Шатилов имеет право управлять многими категориями транспортных средств, в том числе автобусами, большегрузными дизельными автомобилями, автомобилями с прицепом, однако за годы работы всей душой прикипел к ГАЗовским автомобилям.
Как правило, водители сельхозпредприятий занимаются внутрирайонными перевозками, возят минеральные удобрения из Череповца, корма и стройматериалы из Вологды. Межрегиональные рейсы случаются достаточно редко. В.Н. Шатилов на своём ГАЗ-53 не однажды ездил в Санкт-Петербург, привозил оттуда запчасти для «Кировца», совершал рейсы в Москву, из южных регионов России доставлял сельскохозяйственные машины. Когда возникала острая производственная необходимость, опытный водитель пересаживался в кабину трактора и выполнял неотложные сельскохозяйственные работы.
В настоящее время В.Н. Шатилов трудится на более современном автомобиле «Газон-Некст». «В целом автомобиль неплохой, –
объясняет Владимир Николаевич. – Очень хорошая, комфортная кабина, более лёгкое управление. Здесь внедрено немало технических новшеств, к примеру дисковые тормоза передних и задних колёс. В то же время автомобиль достаточно сложен в обслуживании, прежде всего по причине наличия всевозможной электроники. Кроме того, запчасти к этому автомобилю очень дорогие. Однако если разобраться, то перевожу я на этом автомобиле столько же груза, как и на старом добром ГАЗ-53.
Безусловно, за последние годы качество автомобильных дорог и в нашем районе, и в области значительно улучшилось. Нынешней осенью дорожные службы оперативно отреагировали и восстановили грунтовую дорогу на Талицы. Вместе с улучшением качества дорог возрастает автомобильный поток и скорости движения автомобилей. От водителей на дорогах требуется повышенное внимание в гораздо большей степени, чем лет десять назад. По моему мнению, сотрудники Госавтоинспекции в последнее время стали более лояльно относиться к водителям, не нарушающим Правила дорожного движения. Я хорошо помню, было время, когда тебя могли остановить чуть ли не на каждом перекрёстке, придирались по мелочам. Сейчас такого нет, и это вселяет оптимизм».
– На Владимира Николаевича всегда можно положится в любой ситуации. Очень грамотный, трудолюбивый и ответственный человек. Побольше бы нам таких работников, – говорит о нём председатель колхоза Александр Герасимович Вечеринин.
За свой многолетний добросовестный труд в колхозе «Николоторжский» В.Н. Шатилов не однажды награждался почётными грамотами и ценными подарками. По итогам завершившегося полевого сезона 2023 года Владимир Николаевич поощрён благодарностью главы Кирилловского муниципального района.
Алексей КУЗЬМИН
Фото автора