Top.Mail.Ru

ЭКИПАЖ

О налёте на Берлин 8 августа 1941 года
морских лётчиков СССР написано немало. Возглавлял группу самолётов командир 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС Краснознамённого Балтийского флота полковник
Евгений Николаевич Преображенский.

Все участники налёта были представлены Указом ВС СССР к различным правительственным наградам уже
13 августа 1941 года. Звание Героя Советского Союза помимо командира получил и флагманский штурман капитан Пётр Ильич Хохлов. О каждом из них сказано и написано немало, однако известно, что на бомбардировщике ДБ-3 в составе экипажа помимо командира и штурмана были ещё два стрелка: один располагался по курсу самолёта, другой защищал от атак сзади. Их роль, например, образно показана в художественном фильме «1941. Крылья над Берлином». Но кто были эти люди, как их звали, какова их дальнейшая судьба – ответы на эти вопросы всегда незаслуженно оставались «за кадром» тогда, остаются и сейчас.
Сразу отмечу, что в результате долгих поисков в Интернете по открытым источникам и помощи Центрального архива МО РФ (спасибо генерал-майору НЦУО РФ А.В. Торощину) удалось установить их имена. Это Иван Иванович Рудаков, флагманский стрелок-радист, старший сержант (на тот момент) и Владимир Макарович Кротенко, воздушный стрелок, сержант. За участие в том героическом полёте они были награждены орденами Красного Знамени. Теперь у нас появились и копии их личных дел, из скупых строк которых можно узнать много интересного об их судьбе. Надеюсь, мы увидим эти материалы в экспозиции Музея Е.Н. Преображенского и они станут предметом глубокого изучения.
Иван Иванович Рудаков родился в 1915 году (точная дата рождения неизвестна) в селе Лысая Гора Мединского района Смоленской области. Русский, родители из крестьян. Там же закончил восемь классов. В 1933 году устроился работать в Москве шлифовальщиком на вагонно-ремонтный завод имени 1905 года. На военную службу призван Краснопресненским РВК в 1936 году. Прошёл обучение в 105-й школе младших авиационных специалистов ВВС Краснознамённого Балтийского флота (ШМАС ВВС КБФ) в Ленинграде. Член ВЛКСМ с мая 1932-го по сентябрь 1942 года, затем кандидат в члены ВКП(б). Участник советско-финской войны 1939-1940 годов. Имел замечания по воинской дисциплине со стороны командира Е.Н. Преображенского. После налёта на Берлин и перевода командира на Север Иван Рудаков продолжал летать в составе уже другого экипажа на флагманском самолёте полка. «Пропал б/в, не вернулся с боевого задания, р-н Таллина,
23 февраля 1943 года» – выписка из «Списка безвозвратных потерь».
Из воспоминаний М.Н. Львова в книге «Пароль – Балтика», рассказывающей об обстоятельствах гибели этого экипажа ДБ-3: «22 февраля 1943 схватили прожекторы самолёт экипажа лётчика, комиссара полка Николая Павловича Бушихина. Огонь угрожающе приближался. Ни вправо, ни влево и тем более вперёд, в район Таллинской военно-морской базы, пройти не было никакой возможности. А отказаться от намеченного не в характере экипажа… Штурман Алексей Глядеев – член партии с сорок первого. Стрелку-радисту Ивану Рудакову накануне этого боевого вылета начальник политотдела вручил партбилет, а воздушному стрелку Виктору Алексееву – кандидатскую карточку. Комиссар был старше всех в полку по возрасту, летал давно. Бывалым штурманом слыл Глядеев. А Ивана Рудакова после берлинской эпопеи считали лучшим стрелком-радистом и уважительно называли Иваном Ивановичем. Самым молодым в экипаже был Алексеев. В полку он оказался как бы случайно. Однажды в полк прибыла из Ленинграда эстрадная бригада. В её составе выступал улыбчивый юноша – аккордеонист Витя Алексеев. Парню не было и восемнадцати. Играл он замечательно, и Преображенский, сам игравший на баяне, в знак признательности повёл Витю к самолётам, залез с ним в кабину, показал приборы, управление, оружие. Алексеев попросил: «Оставьте меня в полку, хочу воевать!»
И скоро Витя уже летал на флагманском бомбардировщике, летал смело, не раз бывал в переделках. А вечерами собирались в кубрике авиаторы и слушали, как на двух баянах играют «батя» и «сынок».
За несколько часов до вылета в клубе полка после торжественного собрания, посвящённого 25-й годовщине Советской Армии и Военно-Морского Флота, состоялся вечер самодеятельности. Первую скрипку играл в нём Витя. А потом этот полёт… Самолёт прорвался сквозь стену разрывов, нанёс удар, но был сбит. Комиссар полка Бушихин и его товарищи погибли».
Судьба отмерила Рудакову Ивану 28 лет, семьи у него не было.
Владимир Макарович Кротенко родился 25 августа 1912 года в станице Старокорсунской Краснодарского края. Украинец. Родители из служащих. Закончил горнопромышленное училище в городе Красном Луче на Донбассе и два курса института физкультуры имени Сталина в Москве. Работал электрослесарем на шахте, кочегаром, инструктором физкультуры. На военную службу призван Бауманским РВК в сентябре 1936 года. Прошёл обучение в 105-й ШМАС ВВС КБФ в Ленинграде. Участник советско-финской войны 1939-1940 годов. Член ВКП(б) с 1942 года. С декабря 1942-го и в дальнейшем возглавлял парашютно-десантную службу полка. Продолжал летать, совершил 196 боевых вылетов. Сбил два истребителя противника. Прошёл всю Великую Отечественную войну в рядах ВВС КБФ, награждён орденами и медалями СССР.
После войны Владимир Макарович Кротенко проживал в городе Пушкине Ленинградской области. Жена – Нина Ивановна Кротенко, 1922 года рождения. Сын – Владимир Кротенко, 1947 года рождения. Закончил службу В.М. Кротенко в звании подполковника в 1960 году в городе Пярну Эстонской ССР, попав под хрущёвское сокращение морской авиации. Контрольная карточка офицеру запаса выдана (с указанием домашнего адреса) в январе 1968 года. Дальнейшая судьба неизвестна.
Можно предположить, что эта информация послужит началом дальнейших исследований, поиска родственников, сослуживцев, которые прольют свет на другие обстоятельства службы и жизни наших героев. Хорошо бы найти фотографии. Не может быть, чтобы экипаж самолёта не попал на многочисленные фото полка того времени, хранящиеся в архивах. Вглядимся в архивное фото Е.Н. Преображенского с сослуживцами: скорее всего, это и есть его экипаж вместе со стрелками и авиационными техниками. Во всяком случае узнаваемый штурман П.И. Хохлов и нарукавные нашивки матроса этому предположению полностью соответствуют…
Представляется, что к очередному юбилею подвига было бы правильно собрать «экипаж внуков» самолёта Е.Н. Преображенского.
С. НИКЕШИН
Фото предоставлены автором

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

3 + 5 =

Посмотреть также

Закрыть
Закрыть
Закрыть