Top.Mail.Ru

ПУСТЬ В ДУШЕ БУДЕТ ЛАД

Василий Иванович Белов – легенда даже для тех, кто
не приемлет его творчества. Он был одним из тех писателей,
кто вошёл в советскую литературу в послевоенные годы.

Освоение огромной территории дало множество сюжетов для рассказов, повестей и романов десяткам талантливых прозаиков, которых позже назовут «деревенщиками». Но их интересы были шире тех, которые определили литературные критики. Самобытность и неповторимые образы В.И. Белова – тому подтверждение.
Для большинства этих людей показательно, что в литературу они пришли уже сложившимися людьми. Вот и В.И. Белов поступил в Литературный институт имени М. Горького только в 1959 году, отслужив в армии, поработав плотником, мотористом-дизелистом, столяром. Он знал жизнь, о которой потом рассказывал.
Как и многие, Василий Иванович начал со стихов. Наверное, неслучайно название его первого сборника «Деревенька моя лесная» (12+). Ведь родом он был с Вологодчины, из села Тимониха. Но поэзия овладела им ненадолго.
Прощаю вам всё:
отчужденье столицы,
Контор и бумаг беспросветную ночь,
Но хлеб из чужой,
из заморской пшеницы
Поверьте, жевать не хочу и невмочь.
Я всех накормлю! Но оставьте в покое
На древней земле, у травы молодой,
Не трогайте избу мою над рекою
И белую церковь над синей водой.
Проза Василия Ивановича Белова во многом автобиографична. Второй сын в крестьянской семье, глава которой погиб на фронте, переживший голод и холод деревенской жизни 40–50-х годов, получивший аттестат зрелости только в 1958 году, он долго подступался к литературе. Работая на одном из вологодских заводов, он предпринял несколько попыток стать сотрудником местной прессы. Но ни в одну из газет его не принимали.
Первые стихи и рассказы в издательствах тоже восторга не вызывали. Наконец, удалось стать корреспондентом газеты «Коммунар». Репортажи и статьи о колхозной жизни позволили увидеть её несколько с другой стороны. В 1961 году из печати выходит первая повесть, а затем и рассказы. Они сразу же были замечены критикой, но в число широко известных писателей Белов входит после того, как журнал «Север» публикует его повесть «Привычное дело» (12+). С тех пор, с 1966 года, не утихают споры о его творчестве.
«Писателем я стал не из удовольствия, а по необходимости, слишком накипело на сердце, молчать стало невтерпёж, горечь душила» (В.И. Белов).
С одной стороны, многие отмечают, что именно Белов сделал деревню одной из центральных тем литературы Советского Союза. При этом его ставят рядом не с Фёдором Абрамовым или Борисом Можаевым, а с Александром Солженицыным. «Матрёнин двор» (12+) и «Привычное дело» (12+). Принятие жизни такой, как она есть, и подспудное нежелание мириться со сложившимся положением вещей.
Герои Белова не похожи на колхозных крестьян многих писателей послевоенных лет. Те застыли в привычном довольстве героикой своего существования, а «беловские» находятся на переломе, и их будущее вызывает тревогу. Примером такого лишнего в городской жизни человека становится Костя Зорин. Это сквозной герой многих рассказов и повестей В.И. Белова, начиная с конца 70-х годов XX века.
Несмотря на широкую известность, писатель продолжал жить в Вологде, не прерывая связи с родной Тимонихой, настоящий, видевший в этом действенный способ помочь людям и своей любимой Вологодчине.
Книга «Лад» (12+), если попытаться обобщить эти «очерки о народной эстетике», – это изображение хрупкости деревенской идиллии перед неизбежными переменами. Многие критики после появления этой книги поспешили объявить Белова прежде всего поэтом, а не обличителем. Но уже вскоре он сам опровергает такую точку зрения. Среди всех произведений Белова «Лад» стоит в отдельном ряду. Василий Иванович щедро выплеснул незримое богатство, не гнушаясь очерковой формы, и создал художественно цельный образ мира, в котором жили наши давние предки.
Рассказы, картины, живо рисующие год крестьянина: весна – лето – осень – зима. Праздники и будни, работа и отдых, крестьянские профессии, культура семейных отношений, эстетика дома, еды, одежды, окружающего быта, искусство народных промыслов, искусство слова и дела: предания, сказки, бывальщины, песни, частушки, пословицы – все эти и другие грани народной крестьянской жизни и составляют предмет разговора писателя с читателями.
Вот так, например, В.И. Белов говорит о частушке: «Слишком много места заняла частушка в общем семействе народного искусства. Её не смогли остановить ни социальные передряги, ни внедрение в народный быт клубной художественной самодеятельности. Она жила и живёт по своим только ей одной известным законам. Никто не знает, сколько создано в народе частушек, считать ли их тысячами или миллионами».
В романе «Всё впереди» (12+) писатель намеренно, может быть, излишне жёстко, сталкивает город и деревню, их жизненные уклады. В следующих произведениях пытается осмыслить произошедшую трагедию. В «Канунах» (12+) в качестве персонажей появляются Сталин, Калинин, Троцкий. В первых публикациях эти главы вырезались цензорами.
И всё-таки творческая манера В.И. Белова была единой. Это доказывают «завиральные» истории из «Бухтин Вологодских» (12+). Последние побасенки Кузьмы Барахвостова вышли из печати в 1996 году. В них Белов как бы возвращается к самому себе тридцатилетней давности.
В 2006 году в Тимонихе разграбили храм, который В.И. Белов восстановил на собственные средства. Позднее выяснилось, что подозревают в этом не местных жителей, а приезжих дачников. Но когда 4 декабря 2012 года его не стало, в СМИ поспешили заявить, что смерть стала следствием этого события. Но между ними прошло 6 лет. Похоронен Василий Иванович там же, где родился, на сельском кладбище.
Большой русский писатель Василий Иванович Белов, человек с обострённой совестью, знающий сомнения мучений, но никогда не лгущий ни себе, ни другим. И в честности его книг люди находят веру в жизнь, торжество добра и правды. И если мы действительно хотим знать свою Родину, свою землю, свой народ, мы должны знать своих писателей, тех, в чьём творчестве живёт память этой земли, её правда, её вера в эту землю и её народ. Поэтому нам не обойтись без Белова, без его слова о родной земле. Потому что земля Белова – это вся русская земля.
Ю. ФРОЛОВА, библиограф центральной районной библиотеки
Фото из открытых источников

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

74 − 69 =

Закрыть
Закрыть