Top.Mail.Ru

Время нового подхода к образованию

В конце марта в Кирилловской школе состоялись заседания районных методических объединений учителей-предметников, на которых рассматривались актуальные на сегодняшний день вопросы.

Преподаватели биологии, географии и химии обсудили новые федеральные государственные образовательные стандарты, итоги всероссийской проверочной работы по географии в 10-11 классах, а также поговорили о том, как педагоги могут помочь детям Донбасса и Украины, оказавшимся в сложной нынешней ситуации. Кроме того, с кирилловскими коллегами передовым опытом преподавания поделилась призёр всероссийского конкурса «Учитель года – 2020», победитель номинации «Цифровой учитель года России» Диана Владимировна Минец.

ФГОС третьего поколения

В Кирилловском районе 13 методических объединений. В профессиональных сообществах состоят специалисты образовательных учреждений, объединённые общей целью: обеспечение высокого качества образования. Они работают над поиском и проверкой, отработкой и внед-
рением лучших традиционных и новых образцов педагогической деятельности, делятся собственным опытом, вырабатывают единые подходы, критерии, нормы и требования к оценке результатов образовательной деятельности педагога и обучающегося. Над введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) работают все методобъединения.
Преподаватели Кирилловской школы Екатерина Александровна Гришина и Анна Владимировна Архипова подробно рассказали о том, какие изменения ждут учителей и учеников в связи с введением ФГОС третьего поколения, на примере своих предметов: биологии и географии соответственно. Однако основные принципы являются общими для всех школьных дисциплин.
С 1 сентября 2022 года во всех школах России будут вводиться новые ФГОС. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для занятий наукой, смогут проводить исследования, используя передовое оборудование.
Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и учеников. С 1 сентября текущего года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновлённым федеральным стандартам. Для несовершеннолетних, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей или законных представителей.
В новых образовательных стандартах сформулированы конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Одним из главных достоинств новых ФГОС являются единые содержание и темы предметов. При переходе из одной школы в другую ребёнок безболезненно будет адаптироваться к школе и учебно-методическому комплексу. В стандартах третьего поколения большое внимание уделяется личностному развитию обучающихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое и экологическое воспитание.
ФГОС третьего поколения описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей, независимо от места жительства и дохода семьи. В новом стандарте уделено внимание и финансовой грамотности учеников, и совершенствованию обучения на фоне развития информационных технологий.
Кроме того, Анна Владимировна Архипова рассказала коллегам о платформе «Единое содержание общего образования» и одном из её ресурсов – «Конструкторе учебных программ», который создан в помощь педагогам.
Ещё одно новшество – отечественная платформа «Сферум», которая призвана заменить ZOOM и другие системы, используемые в том числе и для дистанционного обучения. «Сферум» – бесплатная платформа, обещающая стать безопасной площадкой для обучения, а кроме того, на ней много интересных функций. Сейчас разработчики настраивают и улучшают систему. Один из очевидных плюсов «Сферума» – сохранение материалов в Облаке, где их удобно структурировать и использовать как учителям, так и ученикам.

Учителя помогают
В особой поддержке сейчас нуждаются дети Донбасса и всей Украины. Конечно же, в такой ситуации российские учителя не смогли остаться в стороне – участники движения «Лидеры России» создали проект #мывместеучимся. О нём своим коллегам рассказала Анна Владимировна Архипова, которая является активным участником акции: «Проект #мывместеучимся призван помочь школьникам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, сохранить возможность получать знания наравне с другими детьми.
Ученики часто сталкиваются со сложностями в освоении школьной программы, и очень важно, чтобы рядом был кто-то, кто может помочь с домашним заданием, тестом, подготовкой к ЕГЭ, ОГЭ или просто поддержит. В этом проекте предлагается педагогическая помощь детям из Украины, которые будут проходить обучение в российских школах, русскоговорящим детям, проживающим на Украине и сейчас не имеющим возможности обучаться, русскоговорящим детям из Украины, переехавшим в европейские страны, где нет школ с обучением на русском языке.
На данный момент у детей имеются сложности интеграции в российской школе, в школах Европы, так как школьная программа не совпадает с той, по которой они ранее обучались.
Мы, члены движения «Лидеры России», приглашаем всех, кто готов бесплатно помочь в освоении школьной программы, подготовке к экзаменам или просто подсказать: учителей, репетиторов, образовательные центры и всех неравнодушных людей».
В группе «Лидеры России» есть два канала: первый – для учителей-волонтёров, второй – для учеников, желающих получить помощь. После обработки анкет администраторы групп объединяют участников программы по их запросам. Администраторами проекта тщательно проверяются и учителя, и обратившиеся за помощью. Педагоги предоставляют документы об образовании, справки о месте работы, проверяется, есть ли информация об учителе на сайте школы, в социальных сетях. Ребята сначала проходят собеседование с психологом, затем родители предоставляют документы, удостоверяющие личности родителей и ребёнка.
Анна Владимировна рассказала также, что подала заявку на участие в проекте и через несколько дней получила письмо с просьбой помочь в обучении мальчику, проживающему на тот момент в Мариуполе и не имеющему возможности вместе с родителями выехать из города в сторону Донецка, где живёт его бабушка – националисты не пропустили семью. Сначала велось обсуждение программы обучения с мамой и решили, что лучшим вариантом будет подключение его через ZOOM к уроку с обучающимися в классе, а не индивидуальные занятия. Ребёнок присутствовал на уроке географии. Сейчас семья ученика Анны Владимировны была вынуждена бежать в Европу и появилась разница во времени, поэтому график занятий пришлось поменять. У Анны Владимировны Архиповой на данный момент четверо обучающихся таким образом.
Проект #мывместеучимся вышел на федеральный уровень и находится под эгидой проекта #МыВместе.

На одном языке с учениками
С началом пандемии в жизни школ плотно обосновалось понятие «дистанционное образование». Учителям пришлось перестроиться, для многих это стало настоящим испытанием, но только не для Дианы Владимировны Минец – она всегда работала с детьми в формате игровых тренажёров и различных техник, которые были связаны именно с цифровым обучением. В 2020 году Диана Владимировна вошла в число лауреатов всероссийского конкурса «Учитель года России». В рамках этого конкурса Mail.ru Group на протяжении многих лет выбирает самого «цифрового» педагога.
Преподаватель русского языка и литературы Диана Владимировна Минец семь лет работала в ЧГУ, а затем преподавала в Женской гуманитарной гимназии города Череповца. Сейчас Диана Владимировна продолжает педагогическую деятельность в одной из московских школ. У филолога плотный график – кроме прямых обязанностей она участвует в конференциях, различных профессиональных мероприятиях и помогает коллегам интегрироваться в новую реальность, где плотно обосновалось цифровое образование.
Цифровая грамотность включена в базовые компетенции любого педагога, но опыт Дианы Владимировны Минец простирается далеко за эти пределы: её занятия строятся как стилизованные квест-комнаты, в которых используются квизы, тесты, инфографика.
Кирилловским коллегам Диана Владимировна знакома непонаслышке, и в этот раз она рассказала о новых формах подачи образовательного контента: мемах, GIF-анимации и современном интернет-творчестве в виде небольших юмористических стихов, которые называются «пирожки» и «порошки».
Такой подход к подаче материала позволяет заинтересовать учеников, так как современные дети погружены в цифровую среду, она им понятна и интересна. Такие методы универсальны для любого предмета и позволяют мотивировать ребят на обучение, ведь если не знать изучаемый материал, то и юмор мемов или «порошков» будет непонятен.
Стоит отметить, что сама Диана Владимировна практикует с учениками работу, например, в кроссплатформенном сервисе для графического дизайна Canvа и в видеоредакторах для создания базовых видео. Её ученики сами создают мемы и гифки, не только закрепляя пройденный материал, но и углубляя навыки работы в Интернете.
Подход Дианы Владимировны Минец к образованию позволяет доносить знания до детей на понятном для них языке. Думаю, что кирилловские педагоги примут к сведению её опыт и будут применять его на практике.
Галина УЛЬЯНОВА
Фото автора и из личного архива Д. Минец

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

87 − 80 =

Закрыть
Закрыть