Top.Mail.Ru

Повесть о том, откуда в Талицах художник-маринист

В Талицы я всегда еду с удовольствием.
Древнее самобытное село удивительно органично влилось в современность, не утратив при этом свой особый колорит. Одна из главных достопримечательностей Талиц – единственная
в Кирилловском районе сельская картинная галерея. Особенность её состоит ещё и в том, что посвящена она творчеству художника-мариниста.

История галереи началась с дара, преподнесённого землякам уроженцем Талицкого сельсовета Юрием Сергеевичем Белковым – ветераном Великой Отечественной войны, заслуженным деятелем искусств Марийской АССР, заслуженным художником Российской Федерации, автором ряда очерков о творчестве марийских художников и автобиографической книги «Под парусами проходящих лет». Художник подарил селу более 180 своих работ.
Юрий Сергеевич родился
1 июля 1924 года в деревне Желобново Кирилловского района в многодетной крестьянской семье. В книге «Под парусами проходящих лет» он рассказал о малой родине: «Детство и юность мои прошли в деревне Желобново, в средней полосе России, в 65 километрах от старинного города Кириллова, что на Белозерье. Дом наш стоял на правом берегу безымянного ручья, делившего деревню на две части, «на два конца», как у нас говорили. Среди зелени садов раскинулась деревня Желобново. Особенно наш, северный «конец» её, был самый цветущий.
Всего в деревне было дворов пятьдесят. У каждого дома – сад-огород. Недаром Желобново называли «зелёной деревней». А название «Желобново» у деревни не случайное. Когда-то в старину крыши домов и других хозяйственных построек в нашей деревне покрывали желобами. Бревно раскалывали вдоль пополам и вырубали жёлоб. Из каждого бревна получалось два жёлоба. Леса надо было израсходовать больше, чем для тесовых крыш, но такие покрытия были более долговечными.
Но со временем желобяне обратились к тесовым крышам: лес подорожал и тёс вытеснил желоба. А название деревни – Желобново – прочно осталось на все времена».
Может показаться странным, что в обычной семье рос ребёнок, явно тяготеющий к художественному ремеслу, но Юрий Сергеевич вспоминал: «Мой прадед Михаил, по всему было видно, был большой любитель изобразительного искусства. Когда в селе Талицы закончилось строительство церквей: летней – Троицкой в 1809 году и зимней – Косьмы и Дамиана в 1871 году, иконописец, писавший для церквей иконы, был на постое у нас…».
После окончания школы, в 1940 году, Юрий Белков поступил в Ивановское художественное училище, но закончить обучение не успел: в 1942-м его призвали в ряды Советской армии, службу он нёс на катерах Северного флота. Белое море очаровало юношу суровой красотой. На фронте любовь к искусству не пропала – художник писал эскизы, пейзажи, небольшие портреты сослуживцев, которые те пересылали родственникам вместо фотографий.
С мая 1944 года Юрий Сергеевич служил на Чёрном море. Передислоцировались моряки с одного конца страны на другой по водным путям своим ходом – на той же технике, которая верно им служила в северных водах. Караваны с буксирами шли через Сухону и Северо-Двинскую водную систему. Шли медленно, делая остановки перед шлюзами. В одну из таких стоянок краснофлотец Белков успел на несколько часов забежать в родной дом и прогуляться по Талицам.
После демобилизации Юрий Белков продолжил учёбу, получил профессию художника и по окончании Ивановского художественного училища попал по распределению в Йошкар-Олу, активно включился в коллектив художников республики и стал участником всех художественных выставок. Он являлся одним из организаторов Марийского отделения Союза художников России.
Море оставило в душе художника неизгладимый след. Но, несмотря на то, что Юрия Сергеевича принято считать маринистом, он был и мастером пейзажа, портрета, натюрморта. Его творчество превосходно отображает красоту сельской природы, а в каждом лице с портретов явно ощущается характер и личность. Работы
Ю.С. Белкова хранятся в музеях и частных коллекциях России, Республики Марий Эл, зарубежных странах – США, Франции, Индии и Финляндии.
23 августа 2000 года в селе Талицы была открыта первая в области сельская картинная галерея. Она разместилась в здании под одной крышей с администрацией поселения, почтой и библиотекой.
«…Идея передать в дар картины землякам у меня появилась давно, – сказал на открытии выставки Юрий Сергеевич. –
И вот почему. Здесь жили мои предки, здесь захоронены мои родители, здесь живёт моя сестра, много родных, друзей по школе. Меня всегда тянуло на малую родину… В старину, в давние времена, мудрые люди говорили, что каждый человек должен посадить дерево на своей малой родине. Думаю, что ЭТО деревце будет расти и расти и так возникнет самая известная сельская картинная галерея не только в области, но и за рубежом…».
Несмотря на то, что Юрий Белков жил в Йошкар-Оле, он старался каждый год приезжать в Талицы. Художник не только вёз картины с собой, но и работал на родной земле. Пейзаж «У древних стен. Заповедный город Кириллов» был написан в 1966 году. На его примере можно увидеть одну из особенностей таланта Юрия Сергеевича – удивительно скрупулёзное изображение воды. Древний Кирилло-Белозерский монастырь изображён во время перед закатом, а вода Сиверского озера выписана столь искусно, что видно гальку на дне. Мелкая рябь поверхности воды отражается на монастырских стенах, создавая ощущение объёма и движения.
Некоторые картины написаны специально для Талицкой картинной галереи. «Талицы. Воскресный день. 1930-е годы. 2001 г.» была написана по памяти: «В селе Талицы по воскресеньям звонили колокола. В утреннем туманном воздухе звон разливался по всей округе. В его хрустальную мелодию вступал большой колокол, внося торжественность в звучание этой удивительной симфонии», – вспоминал Ю.С. Белков в книге «Под парусами проходящих лет».
Ещё одна работа, созданная для галереи, завершена мастером в 2005 году. Юрий Сергеевич написал большое живописное полотно «Свидание с Дионисием» под впечатлением от дивных росписей древнерусского мастера в храме Рождества Богородицы.
Особое место в экспозиции и творчестве художника занимает картина «Родина». Есть на ней и деревянная часовенка, и шлюзы Волго-Балта, и излучина Шексны с зелёными островами. Бескрайние поля сливаются с горизонтом, а в небе – далёкий клин вологодских журавлей… Удивительный пейзаж! Вот только нет этого прекрасного места. Всё это – собирательный образ малой родины Юрия Белкова. Особенно дорогие сердцу уголки Талицкой земли, бережно хранимые памятью, художник собрал в одном полотне.
Первое, на что, скорее всего, вы обратите внимание, когда сами увидите картину «Родина», – солнечный свет. Вот ещё одна особенность мастерства Юрия Сергеевича – большая часть его работ пронизана солнцем. Даже там, где светило не изображено, обязательно мелькнёт солнечный зайчик, нежно просочится через листву лучик, отразится бликами на воде. Всю жизнь Юрий Белков экспериментировал, пробовал настолько различные стили, что его картины разных периодов творчества можно принять за работы других мастеров, но солнце было неизменным его спутником.
Война не прошла для творчества Юрия Сергеевича бесследно: одна из самых масштабных его работ «Баллада о лидере «Ташкент» – триптих, повествующий о героическом подвиге советских моряков.
27 июня 1942 года «Ташкент» получил множественные повреждения корпуса во время возвращения из Севастополя, став последним кораблём, прорвавшимся в город перед занятием его немецкими вой-
сками, но сумел вернуться в Новороссийск, несмотря на угрозу затопления. В 1:50 ночи 27 июня 1942 года, приняв на борт свыше 2100 человек, среди которых находился писатель Е.П. Петров, а также уцелевшие части полотна Ф.А. Рубо «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.», лидер вышел задним ходом, с трудом маневрируя из-за встречного ветра, из Камышовой бухты. Перегруженный корабль сумел развить скорость порядка 33 узлов и в 2:15 лёг на курс в порт Новороссийска. К рассвету «Ташкент» уже находился в 28 милях от мыса Ай-Тодор, но был обнаружен самолётом-разведчиком противника. Всего за этот бой на «Ташкент» было сброшено 336 авиабомб, а в авианалёте приняло участие от 86 до 96 немецких бомбардировщиков. На основе событий этого рейса в 1974 году режиссёром В.Г. Лысенко был снят художественный фильм «Следую своим курсом».
Растерзанный «Ташкент» выдержал этот страшный бой. На эсминец «Сообразительный», пришедший на помощь, перешли 1975 человек, включая раненых моряков «Ташкента», остальных пассажиров позже приняли к себе на борт подоспевшие сторожевые катера. «Ташкент» был доставлен в гавань Новороссийска, где 2 июля погиб в результате авианалёта вместе с эсминцем «Бдительный», санитарным транспортом «Украина», недостроенным транспортом «Пролетарий», спасательным буксиром «Черномор», тремя рыболовными катерами и баржей.
Из воспоминаний Юрия Сергеевича Белкова: «…Сопроводив до Новороссийска очередной нефтеналивной танкер, мы пришвартовались к причалу Новороссийской бухты на ночь. Было ещё светло. Я вышел на причал и прошёл по нему к тому месту, где в середине бухты лучше виднелись две голубоватые трубы и чуть видимые надстройки затонувшего лидера «Ташкент». Почему-то пришла в голову картина его внезапной гибели. Потом мне представилось, как он сражается с самолётами врага при переправе раненых и эвакуированных людей из Севастополя в Новороссийск. Как командир корабля, капитан III ранга В.Н. Ерошенко, стоя на мостике, через переговорную трубу передаёт команды: как уходить от бомб, сбрасываемых на них. И одновременно успевает отдавать приказания комендорам и пулемётчикам корабля, ведущим бой с фашистскими «стервятниками». Фантазия развёртывалась. Но становилось темно, и я пошёл на катер.
Тогда и появилась мечта – написать когда-нибудь о лидере «Ташкент». И я рад, что спустя много лет эту мечту осуществил. Может быть, не совсем до конца – в триптихе нет командира. Первоначально он в нём был, но почему-то в дальнейшем не вошёл. Видимо, так распорядилась сама композиция. В сюжете и так всё было ясно, ни прибавить и ни отнять.
Подробности о лидере «Ташкент» я узнал из рассказа вице-адмирала Н.М. Кулакова много позднее. Член Военного совета Черноморского флота, он был единственным из руководителей обороны Севастополя, кто знал, что произошло с лидером «Ташкент» во время последнего перехода…».
Юрий Сергеевич Белков ушёл из жизни в 2014 году. К этому времени Талицкая галерея насчитывала без малого 190 экспонатов. Часть картин теперь выставляется в залах, часть хранится в запасниках. Галерея активно сотрудничает с Кирилло-Белозерским музеем-заповедником, поэтому в одном из выставочных залов регулярно проводятся различные тематические выставки.
Кроме основной выставки картин Юрия Сергеевича Белкова в галерее ежегодно проводятся временные. Больше всех пользовались успехом «Мой Дионисий» (областные детские работы), «Храмы и судьбы»
(г. Кириллов), «Вышитая картина» Т.В. Лапшиной, «Ростовые куклы» (г. Кириллов), «Прекрасный мир сказки» Т.А. Чистяковой и ещё много других авторских и предоставленных Кирилло-Белозерским музеем-заповедником выставок. Проводятся и выставки молодых талантливых художников: Анастасии Зиновьевой «Портреты домашних животных» (г. Череповец), Марии Платоновой «Пленэрные работы» (г. Северодвинск), Наталии Павловой «Портретная кукла» (г. Вологда) и другие.
Галерея стала не только хранителем, но и базой для развития художественного творчества: здесь работают клуб «Женское счастье», детский клуб «Рябинка», кружок «Юный художник» и изостудия «Акварелька». Участники художественных кружков являются участниками и победителями областных, всероссийских и международных конкурсов.
В 2021 году заведующая информационно-просветительским сектором Талицкого ДК Татьяна Александровна Волкова, которая активно развивает работу кружков и клубов по интересам в художественной галерее, стала инициатором проекта «Детская творческая мастерская», воплощённого в жизнь по программе «Народный бюджет», и в изостудии появились настоящие мольберты.
Уже 20 с лишним лет Талицкая картинная галерея знакомит нас с творчеством именитого художника. За это время в ней побывало множество посетителей, но самыми верными остаются, конечно же, таличане. Пандемия основательно сократила поток туристов, но Татьяна Александровна перевела работу в онлайн-режим: выставки, конкурсы и беседы проводились в дистанционном формате.
К стыду своему, вынуждена признаться, что впервые посетить Талицкую картинную галерею мне удалось совсем недавно, но с тех пор я убеждена – побывать в ней должен каждый. Тем более, что цена входного билета совершенно копеечная по нашим временам – всего 50 рублей, а удовольствие от посещения вы получите неоценимое.
Галина УЛЬЯНОВА
Фото автора
и предоставлены Т. Волковой

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

+ 21 = 26

Закрыть
Закрыть