Top.Mail.Ru

СВЯЩЕННИК. УЧИТЕЛЬ. ДВОРЯНИН

Окончание. Начало в № 19
от 07.05.2021.
Школа
Появлением собственной школы в приходе жители Шалги были также обязаны Гавриилу Фёдоровичу Фрязинову. Рассказывая о ситуации с учебными и благотворительными заведениями при церкви в 1860-х годах, священник сделал любопытное замечание: «При церкви училища нет, а заменено оное Петропавловским удельным училищем, отстоящим отсюда в 25-ти верстах, куда по очереди выбираются дети из сего прихода, а в приходе есть некоторые знающие чтение, пение, но не вспомоществуют на клиросе причту, по мнению будто бы это нужно одному причту».
В октябре 1884 года в Шалге открылась одноклассная церковно-приходская школа. Она располагалась в церковной сторожке (её также называли кельей), и это было не самое удобное помещение. Однако тот факт, что детей начали обучать грамоте в их родном приходе, перекрывал все недостатки. Учащимися стали двенадцать мальчиков, впоследствии к занятиям присоединились и девочки, а по окончании школы ребятам выдавались документы об образовании (надо сказать, что полный курс ЦПШ оканчивали не все).
Епархия отмечала: «Священник Фрязинов ведёт всё дело обучения один и даёт школе всё необходимое». Через несколько лет у «законоучителя и учителя» Гавриила Фёдоровича появятся помощники, их имена будут упоминаться в связи с церковно-приходской школой в Шалге. К примеру, в 1891-1892 годах (а возможно и дольше) учителем был некто Владимир Розанов, в 1895–1897 годах – Николай Иванович Янусов, чья дочь Миропия впоследствии также станет учительницей и будет обучать грамоте шальских детишек.
Епархиальные чиновники публично (опять же) поощряли образовательную деятельность Гавриила Фёдоровича и даже выделяли ему пособия, хотя и довольно скромные.

Семья
Служение в церкви, дела целого благочиния, церковно-приходская школа, хозяйство на пустоши… А ведь помимо всего этого у Гавриила Фёдоровича имелась большая семья!
О самом священнике пока известно только то, что он был сыном дьячка. Женился он, надо думать, по окончании Новгородской духовной семинарии и до рукоположения в сан, то есть в 1843-1844 годах. Все его дети родились в Шалге, за исключением, может быть, Ираиды. Но даже если она появилась на свет в Чаронде, то была ещё младенцем, когда её родители перебрались на новое место жительства.
Как говорилось ранее, жену Гавриила Фёдоровича звали Елизавета Егоровна. Она была младше мужа на шесть лет и уже в девятнадцать лет являлась не только супругой уважаемого на селе человека, но и матерью.
К 1852 году в семье родились четверо детей: Ираида, Павла, Александр, Анна. Всего их было девять, по крайней мере такое количество упоминалось в документах разных лет. После Анны на свет появились Мария, Любовь, Василий, Михаил и Николай.
Судьбу некоторых детей можно частично проследить. Сыновья Александр, Василий и Михаил пошли по стопам отца и окончили Кирилловское духовное училище.
Известно, что некий Александр Фрязинов, исполняющий должность псаломщика, в 1876 году был перемещён от Славинской (Волокославинской Николаевской) церкви к Талицкой Петропавловской. Десять лет он будет сверхштатным псаломщиком в Талицах, пока его, наконец, не зачислят в штат.
О Михаиле Фрязинове сведений чуть больше. Не ограничившись Кирилловским духовным училищем, он окончил «курсъ Олонецкой Духовной Семiнарии» и 13 февраля 1886 года был определён на праздное место священника Боросвидской церкви Кирилловского уезда. Чуть позже Михаила направили в село Колкач. Долгие годы, вплоть до самой революции 1917 года, он был священником Сретенской Колкачской церкви, получая епархиальные награды. Интересный момент: помимо основного места службы Михаил Гаврилович занимал должность казначея Колкачского сельскохозяйственного общества Кирилловского уезда (1910–1914), а потом и вовсе стал председателем Колкачского потребительского общества (1916).
Куда больше и полнее биография Василия Гавриловича Фрязинова, и она заслуживает отдельной статьи. Как и его брат, он продолжил обучение в духовной семинарии. Правда, на этот счёт есть небольшие разночтения. Одни источники упоминают Олонецкую, другие говорят о Новгородской – той самой, которую окончил и сам Гавриил Фрязинов. Затем Василий Гаврилович долгие годы преподавал в Костромской духовной семинарии.
Краткая биографическая справка Василия выглядит так: «Фрязинов Василий Гаврилович (18.06.1859, с. Шалго-Бодуново Кирилловского уезда Новгородской губернии – 29.04.1922, г. Кострома) – педагог. Сын священника Спасо-Преображенской церкви. Выпускник Кирилловского духовного училища Новгородской епархии (1874), Новгородской духовной семинарии (1880) и Санкт-Петербургской духовной академии (1884). Кандидат богословия (1884). Помощник инспектора (05.10.1884), учитель богословия (11.12.1886) и действительный член Общества вспомоществования недостаточным ученикам (1889) Костромской духовной семинарии. Статский советник (05.10.1899). Действительный член Костромского церковно-исторического общества (1912) и др. Корреспондент Костромских Епархиальных ведомостей. Кавалер всех служебных наград, в том числе орденов Святой Анны и Святого Станислава II и III степеней и серебряной медали в память императора Александра III (1896). Научный сотрудник кафедры обществоведения Костромского государственного рабоче-крестьянского университета (22.11.1919 – 29.04.1922). Автор статей «Отношение разума к истинам Веры Христовой» (Костромские ЕВ, 1909), «Критический разбор учения социализма о равенстве состояний всех людей и коммунизме» (Костромские ЕВ, 1914). Сведения почерпнуты из «Истории Костромского отделения Новгородского Православного Палестинского общества 1898–2020 гг.»
Сын Василия Гавриловича Сергей будет известным в профессиональных кругах человеком, учёным-историком. Он напишет несколько научных трудов, совмещая эту деятельность с преподаванием в вузах, в том числе в московском. В 1938 году станет кандидатом исторических наук. Сергея Васильевича Фрязинова будут интересовать разные темы: французская революция, творчество Ипполита Тэна, история Древнего Рима и средневековой Испании.
К сожалению, о дочерях Гавриила Фёдоровича и младшем сыне Николае, впоследствии пропавшем из документов семьи Фрязиновых (известных на сегодня), пока ничего сказать нельзя. Их линии жизни никак не отслежены.

Награды и дворянство
Несмотря на отдельные нарекания Новгородской епархии по поводу скромных пожертвований или недостаточно полных отчётов о текущих делах, церковное руководство ценило службу Гавриила Фёдоровича. Вот список его наград: в 1863 году награждён набедренником и бронзовым крестом в память о Крымской войне 1853–1856 годов; в 1867 году – бархатной фиолетовой скуфьёй; в 1870 году за многолетнюю службу в должности благочинного отмечен орденом Святой Анны III степени; 20 апреля 1880 года за отлично-усердную службу награждён наперсным крестом, от «Святейшего Синода выдаваемым»; в 1887 году получил благословение Святейшего Синода без грамот ко Дню Святой Пасхи; в 1894 году награждён орденом Святого Владимира IV степени, о чём было объявлено на первой странице «Новгородских епархиальных ведомостей» (№ 12 от 15 июня 1894 года).
8 сентября того же 1894 года Гавриила Фёдоровича Фрязинова уволили с должности благочинного, вероятно, давал о себе знать возраст. К тому времени ему шёл семьдесят четвёртый год. Однако он по-прежнему оставался священником Шалгободуновской церкви и принимал участие в делах благочиния, отчисляя пожертвования.
Казалось бы, что ещё должно было произойти? А вот что. Указом Сената № 938 от 29 апреля 1896 года Гавриил Фрязинов, его сын Василий, а также дети Василия Сергей и Владимир были утверждены в потомственном дворянстве. Чуть позднее, 31 октября 1897 года (№ 3386), это право получили Елизавета Егоровна Фрязинова и жена Василия Мария Петровна. В июле 1898 года (№ 2026) в дворянстве утвердили и второго сына Гавриила – Михаила и всю его семью: супругу Анну Александровну, детей Александра, Екатерину, Павла и Петра. Кроме того, в июле 1901 года состоялось определение о том, что младшего сына Василия – Бориса также следует отнести к числу дворян (но конкретного номера указа Сената нет).
В апреле 1899 года в жизни Гавриила Фёдоровича случилось ещё одно важное событие. Ко Дню рождения Его Императорского Величества Святейший Синод вынес определение: за заслуги по духовному ведомству наградить шалгободуновского священника саном протоиерея. Именно этот сан будет выбит на его надгробной плите всего через три года после награждения.
Гавриил Фёдорович Фрязинов скончался в 1902 году в возрасте 81 года. На церковном кладбище ему был установлен памятник, который дожил до наших дней, несмотря на то, что от самого кладбища не осталось и следа. В 2020 году надгробная плита исчезла, как случалось не раз, но есть уверенность, что очередные незадачливые воры вернут её на место. Она всегда возвращается.

Постскриптум
Биография шальского священника содержит две неясные детали, которые вынесены за скобки общего повествования.
• В Памятной книжке Новгородской губернии 1864 года указывалось, что якобы Гавриил Фёдорович Фрязинов в этот период исполнял должность священника Чепецкой Воскресенской церкви, находившейся бог знает за сколько вёрст от Шалги. Но в 1865 году всё в той же Памятной книжке за ним снова числится шалгободуновский приход, как и в 1863-м.
Могла ли произойти ошибка? Не исключено. В 60-х годах XIX века при Чепецкой Воскресенской церкви служил священник Максим Фомин, в 1862 году он даже открыл в своём собственном доме церковно-приходскую школу. Возможно, фамилии двух священнослужителей Кирилловского уезда стояли рядом в каких-либо отчётных документах, а составителей Памятной книжки подвела невнимательность.
• Ещё один любопытный факт касается упоминания Гавриила Фрязинова в ведомости Шалгободуновской Преображенской церкви за 1912 год. В частности, в графе «Приход» имеется запись о пожертвовании им ста рублей. К тому времени минуло десять лет со дня смерти священника. Но поскольку пожертвование было внесено билетами, то можно строить самые разные предположения об этой необычной отчётности.
И. СУВОРОВСКАЯ
Фото предоставлены автором

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

− 5 = 2

Закрыть
Закрыть