Top.Mail.Ru

Иван Чугунов: «Я не гонюсь за лаврами»

Мотокультура – это прежде всего адреналин, драйв и риск. К последователям этого движения в Кирилловском районе сложилось хорошее отношение. Чего только стоит мотоагитпробег «Победа», который каждый год ждут жители сельских поселений! Однако, мотоциклы – это не просто средство передвижения, но и основа серьёзного спорта, которым увлечены многие мужчины нашего города. Среди них Иван Чугунов, представляющий Кириллов на соревнованиях разного уровня.

В мотоспорт Ивана привёл брат. Всего раз побывав в спортивно-техническом клубе «Сивер», двенадцатилетний подросток забросил все остальные секции и навсегда прикипел сердцем к мотоциклам. Как и все юные спортсмены, Иван учился азам мотогонок на детской технике. На первых же областных соревнованиях, состоявшихся через короткий промежуток времени после начала обучения, он попал в пятёрку лидеров гонки. С той поры прошло 12 лет, Ивану Чугунову 24 года, и он – механик по техническим видам спорта Кирилловского Центра физической культуры и спорта и уверенный спортсмен, выступающий в классах эндуро, мотокросс, кантри-кросс. Что же представляют из себя эти дисциплины?

Эндуро
Название этого направления произошло от английского слова endurance – «выносливость». И действительно, такие соревнования – настоящее испытание гонщика и техники, так как большая часть гонки проходит по пересечённой местности, буквально нашпигованной большим количеством естественных и искусственно созданных препятствий, преодолевать которые приходится на максимально высокой скорости. Первой гонкой принято считать endurance run (в переводе – заезд на выносливость), проведённой в 1902 году в США на трассе Нью-Йорк – Бостон. По сути, и соревнования, и всё спортивное направление выросли из стандартных технических испытаний двухколёсных транспортных средств.

Кантри-кросс
Кантри-кросс на мотоциклах – одна из дисциплин мотоспорта, возникшая на рубеже XX–XXI веков и официально признанная Международной мотоциклетной организацией. У кантри-кросса много общих черт с соревнованиями эндуро, которые стали базой для его развития. Главное отличие – в отсутствии каких-либо оборудованных трасс. Кантри-гонка проходит исключительно по бездорожью на пересечённой местности с большим количеством рельефных препятствий. Маршрут, по которому должны двигаться участники, строго определён и построен таким образом, чтобы гонщики имели возможность по максимуму продемонстрировать свой профессионализм в управлении байком, навыки навигации и надёжность своего мотоцикла. Правила соревнований не предъявляют строгих требований к уровню подготовки участников, поэтому любой, кто уверен в своих силах, может побороться за победу. Кросс-кантри на мотоциклах проходит поэтапно на замкнутых трассах, и для победы спортсмену необходимо проехать наибольшее количество кругов. Причем сделать это нужно в строго отведённое время – не более чем за 90 минут. Длина круга, на котором имеется огромное количество разнообразных преград, как природных, так и рукотворных, варьируется от 4 до 8 километров. Один из важных моментов – путь может пролегать и по дорогам общего пользования.

Мотокросс
Соревнования по мотокроссу проводятся на специально организованных замкнутых трассах длиной 1,5–2 километра, не включающих участки дорог общего пользования. Естественное покрытие пути следования обязательно оснащается дополнительными препятствиями вроде неровностей рельефа или небольших трамплинов. В зависимости от масштабов соревнований гонка проводится в два-три заезда, на каждый из которых отводится в среднем 20–40 минут, плюс два дополнительных круга. Участниками используются особая экипировка и специальные кроссовые модели мотоциклов, в зависимости от объёма двигателя которых производится деление гонок на классы.
Первые соревнования Ивана Чугунова состоялись практически сразу. На областных состязаниях дебютант вошёл в пятёрку лидеров. А дальше – бесконечная череда тренировок, заездов и чемпионатов. Самый яркий и запомнившийся по ощущениям – эндуро-кросс в Рыбинске, состоявшийся три года назад: «Уверенно чувствовал себя, ехалось очень хорошо, – вспоминает Иван. – Впервые тогда соревновался в классе «хард», где участвуют самые титулованные спортсмены. Я занял третье место».
Кстати, сколько всего призовых мест занял наш земляк, сам он не помнит, отвечает, что очень много. Спортсмен старается не пропускать возможности принять участие в заездах, объясняя это тем, что опыт приносит любая гонка. «Самая сложная трасса была на эндуро-кроссе в Ярославле, – делится впечатлениями Иван. – Дистанцию протяжённостью восемь километров преодолевали три с половиной часа. Крутые подъёмы и спуски, грязь, брёвна. На гонку «Yarmaniacks» съехались именитые спортсмены со всей страны, очень много участников. Такие сложные трассы я ещё не практиковал. Занял десятое место, но набрался ценного опыта».
Иван планировал принять участие в этапе кубка России в Карелии, но сложная эпидемиологическая обстановка, сложившаяся в этом году в стране, помешала проведению многих соревнований. Однако, и в этом сезоне есть чем гордиться: 29 августа в посёлке Майском прошли любительские соревнования по эндуро на мотоциклах. В упорной борьбе в классе «спорт» Иван занял первое место. 27 июля в соревнованиях по кантри-кроссу на мотоциклах в честь
90-летия Вологодского района райдер тоже победил.
17 октября в посёлке Мягрино состоялись соревнования «Осенний марафон-2020» по эндуро на мотоциклах. В состязаниях приняли участие 30 гонщиков в классах «питбайк», «спорт» и «профи». Наши спортсмены Иван Чугунов и Алексей Малинин выступали в классе «профи», где дистанция составила пять кругов по шесть километров. Трасса была действительно сложной – к естественным и искусственно созданным препятствиям добавились неблагоприятные погодные условия, грязь и сырость, что только прибавило заезду интереса и сложности. Алексей Малинин занял пятое место, Иван Чугунов – четвёртое. «Я езжу в удовольствие, – так гонщик отвечает на вопрос о том, важна ли для него победа, – не гонюсь за лаврами. Хотя приехать первым – это всегда особая радость».
Не секрет, что технические виды спорта весьма травмоопасны. Из-за опасного увлечения Иван получил переломы ключицы на тренировке, сломал палец на ноге во время соревнований, но несмотря на боль не только доехал до финиша, но и получил призовое место. А сколько было падений и простых ушибов – не сосчитать!
В этом виде спорта травмы в результате падения с мотоцикла – не самое опасное. Мало кто понимает, насколько сильные физические нагрузки испытывают гонщики. Мотокросс едва ли не самый зрелищный, но и тяжёлый вид спорта. Огромная центробежная сила, постоянное физическое и психическое напряжение – все это сильно изнашивает организм райдера. За время гонки спортсмен способен потерять до пяти килограммов массы тела под влиянием стресса. Поэтому требуется серьёзная физическая подготовка рук, плечевого пояса и выносливость в целом.
Все свои соревнования Иван Чугунов проходит на двухтактном кроссовом мотоцикле Yamaha YZ125 2007 года выпуска. Эта культовая модель выпускается с 1974 года и привела к чемпионскому титулу не один десяток гонщиков мировой величины.
Хочется пожелать, чтобы верный двухколёсный друг принёс Ивану Чугунову множество призовых мест в соревнованиях самых разных уровней. А мы будем ждать новых побед и успехов наших ребят, специализирующихся на технических видах спорта.
Галина УЛЬЯНОВА
Фото предоставлены
И. Чугуновым

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

2 + 6 =

Закрыть
Закрыть