Top.Mail.Ru

История страны в истории одной деревни

Окончание.

Пришла беда – отворяй ворота

Война ворвалась в жизнь леушкинцев гулом самолётов и воем женщин, провожавших мужей, сыновей и отцов на войну. В первый же день из Леушкина на фронт ушли четверо мужчин. Потом война забрала и остальных трудоспособных мужиков. Они обещали вернуться с победой, но когда победа всё-таки пришла, возвратились назад далеко не все. В войну всю тяжёлую работу взвалили на себя парни-подростки. Работали, не щадя своих некрепких ещё сил, без отдыха и выходных. Все молодые и здоровые лошади тоже были отправлены на фронт. Но один деревенский жеребец, истощённый и раненый, через год вернулся домой. Его долго выхаживали, и со временем он снова стал исправно работать.
В годы войны в колхозе содержали общественный огород, на котором выращивали овощи и табак. Высушенный табак отправляли на фронт, но небольшое его количество и продавали. С мешками, набитыми табаком, О.И. Моховикова и Е.А. Грошева ходили пешком до Белозерска, а оттуда на пароходе – до Вытегры, где и продавали табак, так как во время войны в те края было направлено много рабочих для рытья окопов. Возвращаясь обратно с деньгами, женщины спали по очереди: берегли выручку. Полученные деньги, хоть и не велики они были, распределяли между всеми работающими.
В войну в деревне Леушкино жили эвакуированные из блокадного Ленинграда женщины с детьми. Их расселяли по разным домам. Одна из девчушек по имени Зоя была истощена настолько, что казалась комочком старости. Со сморщенным личиком, на теле все косточки можно было пересчитать, она не ходила и не говорила. Но уже через месяц на молоке и кашах Зоя поправилась, её стало не узнать. Женщины-блокадницы наравне с местными, деревенскими работали в колхозе. Все, как лошади, ломили с утра до ночи, не зная сна и отдыха. Ветряные мельницы не работали, и женщины до надсады вручную мололи зерно на жерновах, чтобы испечь хлеб. Заготавливали сено для фронта и целыми обозами отправляли на сенопункт в Кириллов. Качество сена проверяли строго, недосушенное тут же заставляли досушивать.
После окончания полевых работ даже в военные годы устраивали праздник. Пекли пироги с треской и грибами, делали винегрет, варили тушёнку, ставили на стол брагу. Женщины доставали из сундуков довоенные наряды. Накормленные ребятишки смотрели с печи, как пляшут их мамы, вколачивая каблуками в пол всю свою горечь и боль от всего пережитого, выплёскивали из груди её через частушечные страданья. Невесёлыми были эти гулянья в военные годы, одно название, что праздник. И даже день победы встречали на слезах: кто от радости, что войне конец, кто от горя из-за потери близких.

И в деле любом, и за столом ворон не считали

Кончилась война, постепенно наладилась мирная жизнь. Председателем колхоза в те годы был Иван Владимирович Почекин. Семьи в деревне ещё и в ту пору были большими, поэтому на своих огородах растили много овощей, собирали в лесу грибы и ягоды, благо Горской лес своими дарами кормил деревню щедро. Капусту и огурцы солили бочками, сушили и солили грибы. По утрам варили большой чугун картошки, ставили на стол тазик огурцов да квашеной капусты – и всё это съедалось вмиг. Щи и кашу варили в русской печи, еда получалось наваристой и вкусной. В обед на стол ставили общее блюдо со щами. Ложки мелькали только пока: один-другой взмах рукой – и вся еда.
Дети из ближайших деревень ходили в Ципинскую начальную школу. До 1955 года учительницей в ней работала Иульяния Ивановна Рябкова. Свою учительницу дети очень уважали. Вместе с ней помогали колхозу в уборочных работах, собирали на сдачу шиповник, постигали школьные науки.
В 50-е годы начался отток жителей из деревни: молодёжь, уходя в армию или уезжая учиться, домой уже не возвращалась. Леушкинские парни были как картинки: все рослые, сильные. Хоть работать до пота, хоть в кругу плясать были мастаки. И подружки у них были им под стать – красавицы. Но уехали из деревни парни, а они остались тосковать. Найдя свою судьбу в чужих краях, парни изредка приезжали на родину, но уже не косить, не пахать – просто отдохнуть.
Школьники во время летних каникул помогали взрослым заготовлять сено для колхозных коров. Семьи Исаковых и Грошевых с детьми Павлом и Васей, Зинаидой и Сашей в какой-то год заготовили 87 стогов сена. Косил вечерами и ночами на двух лошадях шеф, житель Белозерска, работавший дорожником, дядя Коля. Гребли сено конными граблями Саша с Васей.
В 1962 году колхоз «Колос», объединявший три соседних деревни, в полном составе влился в совхоз «Родина» с центром в селе Ферапонтово. На ферме в то время работали А.Д. Бибиксарова, М.И. Кожемякина, Н.В. Исакова, М.В. Вьюшина. Принимала молоко и отправляла на молокозавод в Лукинское Е.А. Грошева. В 1965 году леушкинскую ферму закрыли, коров перевели в Ферапонтово, на арочный двор. Н.В. Исакова и М.И. Кожемякина продолжили работать доярками и на новой ферме.

Здесь всё родное, здесь такие люди!

В начале двухтысячных годов сельхозпроизводство в деревне Леушкино прекратилось. Земли разделили на паи между всеми колхозниками, многие из которых уже ушли из жизни, а их наследникам, живущим в других городах, до этого нет дела. Поля не обрабатываются, пустеют, зарастают ивняком. Серпы, комбайны давно по ним не гуляют.
Местность вокруг деревни имеет свои названия: Торбинка, Гармониха, Сестрица, Боярская дорога (дорога до озера Гагары), Федотиха, Квасниха, Высокая, Полати, Андреева роща. Луг в низине возле деревни имел шутливое название Портки, так прозвал его народ. Была и примета: если низинка засинеет, значит, весна идёт. Луг был большой, мощный, дети в прятки там играли, собирали кислицу и цветы. В сенокос там метали богатырские стога. Теперь на этом месте стоит густой лес.
Есть в деревне Митин пруд, доставшийся в наследство от прадедов.
Ком дикий вынули не на «ура!» –
Вся техника – мозолистые руки.
И потому, когда пришла пора,
В труд тот впрягались дети, внуки.
И засветилось чудо местное водой,
В нём с кожами возились, холстину в ступах мяли,
Купаться парни бегали гурьбой,
А для карасиков там общежитие создали.
За деревней стояла кузница, кузнецом в ней работал Н.Н. Кожемякин. Работы у него всегда было много: подковать коней, отремонтировать все плуги, бороны и телеги.
В Горском лесу у дороги лежал камень под названием «Богов следок». Его считали деревенским чудом, ведь на нём были чётко обозначены две ступни ног. Однако при строительстве дороги Кириллов – Вологда в 1975 году, когда шла интенсивная вырубка просеки под будущую асфальтированную трассу, камень с дороги сдвинули в сторону метров на двести. В настоящее время у камня сделана ограда, поставлена скамейка. Всё это оборудовал Олег Никешин из деревни Палшемское.
На склоне Ципиной горы находится родник. Обустройством его начал заниматься Павел Фёдорович Исаков, а потом присоединились и все жители деревни.
Времена меняются, и не всегда в лучшую сторону, ничего с этим не поделаешь. Но деревня Леушкино, несмотря ни на что, не ветшает, а мило так живёт. Зимой в ней остаются обитаемыми всего три дома, зато летом она оживает за счёт дачников – внуков и правнуков тех, кто когда-то составлял её основу…
Среди уроженцев деревни Леушкино немало талантливых и выдающихся людей. Анатолий Сергеевич Рябков в советские годы работал в Министерстве финансов, Фёдор Сергеевич Рябков – в Госплане, Николай Сергеевич Рябков был майором ФСБ, Вениамин Александрович Исаков – майором военно-морской авиации, Павел Сергеевич и Дмитрий Фёдорович Исаковы ушли в отставку в звании полковников, а Павел Фёдорович Исаков – в звании генерал-майора. Антонина Павловна Соловьёва – преподаватель вуза, поэт. И это ещё не полный перечень жителей, прославивших родную деревню своими достижениями.
Влечёшь ты к себе красотою неброскою,
Нам детство и юность в себе сохраня,
Стоишь у подножья горы нашей Роскины,
Леушкино наше, родная земля.
Нет, сердце с тобой никогда не расстанется,
Без дум о тебе не бывает и дня.
Родная ты наша деревня-красавица,
Ты всем нам как мать, по тебе мы – родня.
Эти трогательные слова, сочинённые жителем Леушкина Николаем Рябковым, стали песней, которую его земляки сделали гимном своей деревни. Деревни, которая, несмотря на все современные трудности и веяния, живёт, борется за своё существование и не сдаёт позиций.

Подготовила Татьяна ПОГОДИНА (по материалам, предоставленным жительницей Леушкина Зинаидой Алексеевной Аполлоновой)

Фото из архива З.А. Аполлоновой

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

32 + = 37

Закрыть
Закрыть