Top.Mail.Ru

Белозёрские «святые плошки»

Начиная с глубокой древности, места для поклонения и обустройства святилищ выбирались не случайно: они должны были вызывать сильные эмоциональные реакции, пробуждать воображение и стимулировать интеллектуальную деятельность. Такие точки соответствовали религиозным представлениям о местах обитания духов, богов и иных сил, отмеченных качеством святости.

Однако, кроме внешних признаков, для выбора священного места существовали и более глубинные побудительные мотивы. Например, по данным геологов Карельского научного центра Российской академии наук, христианские культовые сооружения Русского Севера, часто возведённые на месте более древних языческих святилищ, располагаются там, где в земной толще возникают геопатогенные зоны. Над активными разломами расположены Кийостровский и Кожозёрский монастыри в Архангельской области, Даниловский монастырь на востоке Карелии. Знаменитая Соловецкая обитель находится над гравитационной аномалией. По данным исследователей, подобная приуроченность сакральных мест к аномальным зонам характерна более чем для 100 христианских культовых памятников Севера и изучена на многочисленных примерах. Всё это свидетельствует о том, что уже в глубокой древности человек, не обладающий даже тысячной долей современных информационных и технических возможностей, на уровне подсознания чувствовал, где место с положительной энергией, и там возводил святилище, а где энергетика плохая – избегал строительства святилищ и даже скот там не пас. В Кирилловском районе расположено множество знаменитых православных святынь, однако история Русского Севера уходит корнями вглубь тысячелетий, и в наследство от предков нам достались и святыни языческие.
Сравнительно недалеко от горы Мауры, ниже по течению реки Шексны, находятся памятники, гораздо менее известные, чем эта гора, но, может быть, даже более важные в плане реконструкции религиозно-мифологических представлений мегалитического Белозёрья. Это культовые камни, расположенные непосредственно на территории деревни Коврижново, в сотне метров от берега реки. Хорошо знакомые местным жителям, для науки они были открыты лишь в 1992 году археологом А.В. Кудряшовым. Тремя годами позже их обследовал один из крупнейших специалистов по археологии Белозёрья – Н.А. Макаров.
Камни представляют собой две плоские гранитные плиты, лежащие горизонтально на нескольких округлых валунах; размеры плит 150х120 – 150×130 см. На одном из камней имеются плохо разборчивые надписи и изображение креста, под крестом – дата: 1893, рядом, возможно, слово «май». Христианские символы свидетельствуют о том, что петроглифы пытались перекрыть. Судя по иконографии креста, изображение предположительно относится к XVII веку. На втором древнем языческом жертвеннике высечена сцена охоты – лучник и животное. Местное название камней – «святые плошки». Жители деревни Коврижново рассказали учёным, что камни пользовались особым почитанием в деревне, летом 1920 года здесь служили водосвятные молебны, так как рядом был колодец. С приходом советской власти службы запретили, а с появлением карьера вода из колодца ушла, и его зарыли. Традиция их проведения возродилась несколько лет назад.
Обследовав ближайшие окрестности этих каменных сложений, Н.А. Макаров и А.В. Кудряшов установили, что камни находятся на восточном краю позднесредневекового селища. Овальное в плане, площадью около 10 000 кв. м, оно занимает склон береговой террасы на высоте от 5 до 12 метров над уровнем воды в реке. Из имеющейся на данный момент информации следует отметить, что эти каменные сложения вполне правомерно можно называть дольменами. Более всего белозёрские дольмены напоминают аналоги из кельтских регионов, когда горизонтальная плита свободно лежит на камнях-опорах произвольной формы. Северокавказские же дольмены отличаются от белозёрских идеальной подгонкой каменных плит друг к другу. Скорее всего, мегалитических святилищ в Белозёрье было гораздо больше, хотя эти дольмены пока единственные из обнаруженных здесь. Согласно некоторым данным, венеты Белозёрья могут иметь отношение к Великой Скифии, времён 2 тысячелетия до н. э.
Дольмены эти ориентированы строго по линии восток – запад. Они сильно вросли в землю и сейчас, естественно, выглядят совсем не так, как изначально. Деревенские дома подступили к ним почти вплотную, да и рельеф окружающей местности не мог не измениться, причём кардинально. Над травой невысоко поднимаются лишь горизонтальные плиты «святых плошек».
Начиная с первобытных времен, дольмены, представляющие собой своеобразные «храмы под открытым небом», играли огромную роль в становлении человечества, преломляя и формируя в его сознании определённое отношение к окружающему его миру. Это так называемые сакральные природные места. Значение таинственного слова «сакральный» в переводе с латинского – «священный, культовый, ритуальный». На современном языке их ещё называют «места силы» (англ. «Place of Power»), то есть места с повышенной энергетикой. В местах силы нередко происходят различные аномальные явления, связанные с выходом энергии из земных недр. Пребывание в энергетически сильном месте может оказать двоякое действие на человека: в «положительных» местах происходит гармонизация организма и его позитивный настрой, в «отрицательных» – ухудшение самочувствия – появление угнетённости, нервозности.
Сакральное место обладает особым, священным статусом. Это пространственный объект, выделенный из области повседневной жизни и предназначенный для выполнения регулярных культовых действий, направленных на взаимодействие со священными сущностями и силами. В религиозном сознании сакральное место представляет собой ценность высшего порядка: это земное местопребывание духов и богов, сосредоточение магических сил, вызывающее чувство благоговения и требующее чрезвычайного почтительного отношения.
Различные верования, основанные на обожествлении природы, пронизывали всю жизнь древних народов, определяли их быт и обычаи. В отличие от современных мировых классических религий, представляющих собой цельную и структурно единообразную закрытую систему догматов и религиозных символов, язычество являлось и является неоднородной открытой системой. В нём новое постоянно дополняет старое и образует целый ряд напластований. Эволюция древних верований и их сохранение хотя бы в упрощённом виде указывает на их особую значимость в жизни не только древних, но и современных народов России.
Подготовила
Галина УЛЬЯНОВА
Фото из открытых источников

Использованная литература:
• Никитинский И.Ф. Сакрально-географический анализ освоения Белозерского ландшафта // Ландшафтное картирование национального парка «Русский Север». Вологда, 1999. С. 107–110.
• Скупинова Е.А. Национальный природный парк «Русский Север» // Особо охраняемые природные территории, растения и животные Вологодской области. Вологда, 1993. С. 39.
• Бриллиантов И. Ферапонтов Белозерский, ныне упразднённый монастырь, место заточения патриарха Никона. К 500-летию со времени основания. 1398–1898. СПб, 1899. С. 121. Репринтное издание.
• Энциклопедия Космопоиска – Вадим Чернобров.
• https://megalithica

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

13 − 3 =

Закрыть
Закрыть