Top.Mail.Ru

Подводник – профессия героическая

По доброй традиции в последнее воскресенье июля свой профессиональный праздник отмечают военные моряки.
День Военно-морского флота стал поистине всенародным праздником, именно флот символизирует мощь Российского государства. Наш земляк Александр Забалканский из трёх лет службы на флоте более года провёл под водой.

На действительную срочную службу Александра призвали со второго курса автодорожного техникума в городе Боровичи Новгородской области. Стоит заметить, что для службы на флоте всегда отбирали самых крепких молодых людей. Вначале нашего земляка направили в учебное подразделение в город Северодвинск получать профессию электромеханика. Через шесть месяцев обучения и сдачи экзаменов вчерашних курсантов распределили по базам Северного флота.
«Для дальнейшего прохождения службы меня направили в Западную Лицу, – вспоминает Александр Забалканский. – Это база атомных подводных лодок, удобно расположенная в одном из заливов Баренцева моря. Здесь во время Великой Отечественной войны проходили ожесточённые бои. На территории базы спустя много лет мы находили металлические части стрелкового оружия военной поры. Наш объект усиленно охранялся, до норвежской границы было всего 40 километров.
Уже на базе нас распределили по экипажам подводных лодок. Меня направили служить на атомную подводную лодку стратегического назначения «Надежда», проекта 658. Таких субмарин для Военно-морского флота нашей страны было построено восемь экземпляров, в общем-то, немало. Однако уже в то время, когда я служил, такие подводные лодки считались морально устаревшими, тем не менее тактико-технические данные нашей субмарины даже в настоящее время впечатляют: длина лодки – 153 метра, экипаж – 115 человек, суммарная мощность энергетических установок – 70 мегаватт, основное вооружение – три баллистические ракеты. Каждая такая ракета, оснащённая ядерной боеголовкой, способна стереть с лица земли средних размеров государство.
В экипаже нас, молодых матросов, встретили дружелюбно, каждому выдали книгу по устройству подводной лодки. Мы ходили по отсекам, на практике изучали предназначение всех устройств и механизмов, о том, что непонятно, спрашивали у офицеров, мичманов и матросов, и все они охотно отвечали на наши вопросы. Затем сдавали экзамены в каждом из десяти отсеков лодки. Теперь уже на вопросы по устройству подводной лодки отвечали мы, экзамены принимали офицеры или мичманы с квалификацией не ниже мастера. Замечу, что подводная лодка имеет настолько сложное устройство, что досконально изучить его, пожалуй, не сможет никто».
Подтверждают слова подводника следующие факты. Уникальными технологиями строительства подводных лодок обладают пять государств мира: Россия, США, Китай, Франция и Великобритания. Пытаются создать собственные атомные субмарины Индия и Бразилия.
Первой подводной лодкой, официально вошедшей в состав Российского флота, стала в 1903 году субмарина «Дельфин» водоизмещением 124 тонны. Самыми большими в мире считаются отечественные подводные лодки проекта 941 «Акула» водоизмещением 48 тысяч тонн, суммарная мощность двух энергетических установок 198 мегаватт. Самая скоростная в мире подводная лодка проекта 661 «Анчар» развивает скорость до 44,7 узла (почти 83 км/час). Самая глубоководная лодка проекта 685 «Плавник» – погружение до 1250 метров.
При этом надо полагать, что рекорды здесь не главное. Главное в том, что на протяжении многих лет атомные подводные лодки являются основной составляющей стратегических ядерных сил нашего государства.
Военнослужащий-срочник не имеет права выбирать место своей службы. Матросу Забалканскому в этом смысле «повезло» – получил назначение служить электромехаником реакторного отсека. Заметим, что на эту должность проводится тщательный отбор кандидатов. Человек должен обладать отменным физическим здоровьем, быть грамотным, честным, исполнительным, очень ответственным и, самое главное, психически уравновешенным, ведь такому специалисту доверяется сложное и очень опасное устройство – ядерный реактор.
Сегодня, спустя почти четыре десятка лет со времени службы, Александр Игоревич отлично помнит свои служебные обязанности и подробно рассказывает о трёх контурах охлаждения ядерного реактора и о том, какие действия выполнял матрос Сергей Преминин, ценой своей жизни не допустивший аварии реактора атомной подводной лодки. Удивительно, но в реакторном отсеке, куда без надобности старались не заходить офицеры-подводники, несли службу матросы-срочники.
«Вообще-то моя служба проходила нормально, – продолжает рассказ Александр Забалканский. – Хорошо помню своё первое погружение и посвящение в подводники: торжественно преподнесли плафон от светильника, наполненный забортной водой – солёная и очень холодная, пришлось выпить до дна – традиция. Кормили нас, как говорят, на убой, такие деликатесы в то время подавали не в каждом ресторане. Когда лодка находилась в походе, в рацион подводника входили икра, шоколад, 50 г сухого вина, фрукты.
Наша лодка несла боевое дежурство в заданном районе Ледовитого океана вблизи берегов вероятного противника. В походе стояли вахту по четыре часа с перерывом восемь часов. В перерывах между вахтами сон, приём пищи, учёба, тренировки. Свободного времени практически не оставалось. Участвовали в морских манёврах, проводили торпедные стрельбы и пуски баллистических ракет с подводного положения. Когда стартует 16-метровая баллистическая ракета, огромная подводная лодка как бы проваливается в морскую бездну, а затем снова всплывает, словно резиновый мяч.
Постоянно проходили различные тренировки, к примеру, эвакуация с корабля через торпедные аппараты. Торпедный аппарат – это по сути труба диаметром 533 мм. Залезаем туда по три человека в защитных костюмах да ещё с двумя баллонами. Тесновато, конечно. Затем труба заполняется водой, выравнивается давление, открывается наружный люк, и с помощью воздуха мы выталкиваемся за борт.
Нештатные ситуации также случались: однажды во время такой тренировки, когда в торпедный аппарат подали воду, выяснилось, что защитный костюм на одном из наших товарищей негерметичен. Позже мы узнали, что его прогрызли крысы, оказывается, живут такие существа даже на подводной лодке. Повреждения защитного костюма небольшие, трудно обнаружить при визуальном осмотре, но в реальных условиях это могло бы привести к гибели моряка. Хорошо, что тренировка проходила возле причала и мы выходили из лодки на трёхметровой глубине. В воду быстро прыгнули стоявшие на подстраховке аквалангисты и спасли нашего товарища.
Как-то во время погружения наша субмарина достигла заданной глубины, делаем всё, что положено, однако выровняться горизонтально лодка никак не может. Позже выяснилось, что заклинило рули: в механизм попала нерпа. К работе были подготовлены водолазы, но до этого не дошло: отработали задний ход, нерпу выбросило, и рулевой механизм заработал как надо.
Случалось и возгорание, причём в моём аккумуляторном отсеке. Пожар возник при производстве ремонтных работ, когда лодка стояла в доке, но это всё равно опасно. В отсеке работал сварщик, от искр загорелась многолетняя пыль, произошло сильное задымление. Подобная ситуация не однажды отрабатывалась на тренировках. Ну а здесь надел изолирующий противогаз сам, помог одеть сварщику, в отсеке нас было двое, задраил люки и доложил о происшествии на центральный пост. Дальше сработала автоматическая система пожаротушения, и возгорание было ликвидировано.
Мне довелось служить на стратегическом атомном ракетоносце первого поколения, но уже тогда, в начале 80-х, на флот стали приходить лодки третьего поколения. На нашей базе встречали из похода первую лодку проекта 941 «Акула», которая, кстати, занесена в книгу рекордов «Гиннеса». В мероприятии принимал участие тогдашний министр обороны маршал Советского Союза Д.Ф. Устинов. Так получилось, что я стоял в строю в шаге от маршала, почему-то надолго остались в памяти его квадратные очки. «Акула» впечатляет своими размерами: наша лодка несёт три баллистические ракеты, а «Акула» может 24, однако несёт 20, такое количество было оговорено международными договорами.
Однажды ещё на первом году службы я был дневальным по экипажу. В нашу плавказарму заглянул контр-адмирал, командир дивизии атомных подводных лодок. В помещении взялся за скобу какой-то двери, а она оторвалась. Гневу начальника, казалось, не будет предела: «Вот с чего начинается ваша боеспособность, – кричал адмирал, потрясая оторванной дверной ручкой. – Несите молоток, сам приколочу». А рядом стоят навытяжку наш командир, капитан первого ранга, и другие офицеры. Едва закончился разнос, в помещение заходит мичман: как положено, козыряет офицерам, за руку здоровается с адмиралом. После этого на ухо шёпотом говорит ему: «Хватит браниться-то, Николай, пойдём лучше ко мне чайку выпьем».
Как ни странно, я тоже услышал и немало этому удивился. Тогда этот мичман казался мне немного помоложе динозавра, хотя на самом деле ему было чуть больше 40 лет. Когда мы с ним познакомились поближе, оказался очень интересным человеком: мичман Валентин Бабич – член Союза писателей, автор нескольких книг о подводниках. У меня имеются две его книги, одна из них с авторской надписью, подаренная в годы совместной службы. Примечательно, что стаж службы в Военно-морском флоте мичмана Бабича больше, чем его возраст, потому что в морском походе стаж подводника исчисляется как год за три. Ну а с адмиралом они старинные друзья, в молодости вместе служили матросами на торпедных катерах».
За время службы на подводной лодке Александр Забалканский также выполнял обязанности электромеханика на линии вала кормового отсека, служил на мичманской должности в аккумуляторном отсеке. За добросовестное исполнение своих обязанностей награждён значками «Отличник Военно-Морского флота» и «За дальний поход», закончил морскую службу в звании старшина 1-й статьи.
Третий год подряд День ВМФ наша страна отмечает грандиозным морским парадом. Мы гордимся не только мощью нашего флота, но и людьми, которые там служили.
Алексей КУЗЬМИН
Фото из личного архива
А. Забалканского

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

14 − 4 =

Закрыть
Закрыть