Top.Mail.Ru

Мир один для всех

Долгое время дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) получали образование в основном в коррекционных школах, специализированных интернатах и с помощью домашнего обучения. В последние годы эти дети всё чаще учатся в обычных школах вместе со своими сверстниками. О том, как обучение в образовательном учреждении становится доступным каждому, расскажем на примере Горицкой школы.
Ребёнок – это всегда ребёнок, вне зависимости от того, здоров он или ограничен в возможностях своим физическим состоянием. Все дети имеют право получить образование, а школа призвана обеспечить условия для каждого ученика, в том числе если он, например, имеет заболевания опорно-двигательного аппарата.
Процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных школах называется инклюзивным образованием. Главный принцип инклюзивной образовательной среды – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых потребностей и индивидуальных возможностей. Иными словами, школа готова меняться, чтобы все дети могли получить образование.
И. о. директора Горицкой школы Елена Анатольевна Корнилова рассказала, что сейчас в образовательном учреждении обучаются 14 детей с ОВЗ, трое из них – дети-инвалиды, двое из которых имеют заболевания опорно-двигательного аппарата. Дети обучаются по специально адаптированной образовательной программе.
В школе для ребят создана безбарьерная среда. Начинается она прямо со входа в здание: там оборудованы удобный пандус и поручни. Внутри школы вы не встретите ни единого порога: по всему зданию можно спокойно передвигаться с помощью ходунков и на коляске. Есть специальный аппарат «Барс», который должен помогать ребятам подниматься по школьным лестницам вместе с колясками, но сейчас он не требуется: девочки подвижные, стремятся к самостоятельности и научились подниматься на второй этаж сами. Их всегда сопровождает ассистент, но даже его помощь требуется в очень редких случаях.
Этим девочкам очень важно быть подвижными. Единственный урок, который проходит отдельно, – физкультура, так как для них прописан специальный комплекс упражнений. Но одна из школьниц хочет и физической культурой заниматься вместе с одноклассниками.
В этом и есть огромный плюс инклюзивного образования: дети с ОВЗ получают мощный стимул к развитию, постоянно находясь в обществе сверстников. Да, необходимо учитывать особенности заболеваний и личностные качества детей, но так или иначе ребята тянутся за товарищами. Дети без особенностей, с детского сада соседствуя с ними, не считают инвалидность изъяном или поводом для насмешек. Наоборот, безоговорочно принимают товарищей в свой коллектив, не делая никакого акцента на их особенностях, но учатся внимательно относиться к потребностям одноклассников, имеющих ограничения по здоровью.
Педагоги Горицкой школы интегрируют образовательный процесс для своих воспитанников с ОВЗ таким образом, чтобы они могли усвоить знания как можно лучше, а кроме того, получили необходимые жизненные компетенции. В школе для этого есть все технические возможности: оборудование и коррекционно-развивающие пособия появились благодаря программе «Доступная среда» национального проекта «Образование». В школе есть коляски и ходунки, для учеников с ограниченными моторными функциями имеется моноблок со специальной клавиатурой, который активно используется. Работает сенсорная комната, где проводятся занятия на расслабление и развитие детей, доступна ребятам и вся остальная инфраструктура школы, например центр «Точка роста». А специально для учеников с ОВЗ оборудована комната, приспособленная конкретно под их потребности. Здесь есть санузел, удобный для ребят, и даже кровать, где можно отдохнуть. Кроме того, особенные ученики Горицкой школы обеспечены бесплатным двухразовым питанием.
В школу ребят обычно привозят родители, но так как школьников теперь возят на новых современных автобусах, оборудованных всеми необходимыми приспособлениями, то дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата всё чаще ездят вместе с остальными ребятами.
Не все дети могут обучаться по общей программе и вместе со сверстниками. Необходимо учитывать особенности развития и здоровья ребёнка. Решение о том, как будет происходить обучение, принимается родителями и специальной комиссией. Бывают случаи, когда дети могут получать только домашнее образование, в других ситуациях возможно обучение в школе, но индивидуально, по специальной программе. Но даже в этом случае ученик активно вовлекается в школьную жизнь. Кружки, творчество, самодеятельность и участие в мероприятиях – всё это доступно для всех обучающихся.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет развивать их способности. Например, фотография одной из учениц висит на школьной доске почёта, а в тандеме девчонки написали книгу и уже готовят вторую. Обе девочки уже задумываются о том, как сложится их жизнь дальше: просят педагогов помочь найти информацию об учебных учреждениях, где они могут продолжить образование и получить профессию.
Создание инклюзивной среды в образовательных учреждениях общего типа помогает решить ещё одну важную проблему – избежать помещения детей-инвалидов в интернаты, создавая условия для проживания и воспитания без отрыва от семьи.
Раньше было принято думать, что люди с ОВЗ должны подстраиваться под обычную жизнь. Создание инклюзивной среды в школах показывает нам совсем другой пример: гораздо проще построить инфраструктуру, которая будет удобна для всех без исключения, – один общий мир.
Галина УЛЬЯНОВА
Фото автора

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

+ 55 = 59

Посмотреть также

Закрыть
Закрыть
Закрыть