Top.Mail.Ru

Улица Февральская, дом № 6

Многочисленные каменные и деревянные дома прошлого и позапрошлого столетий – отличительная черта Кириллова и одна из главных его достопримечательностей. Архитектурные памятники расположены не только на центральных улицах города, но и на его окраинах. Например, усадьба, о которой я сегодня расскажу, находится в микрорайоне Копань и известна она как дом семьи Церковницких.
Деревянный дом с мезонином под номером 6, датируемый второй половиной XIX века, располагается совсем рядом с Кирилловской центральной районной больницей на самой высокой точке улицы Февральской, которая раньше называлась Завьяловской. Благодаря удачному месту постройки из окон дома открывается замечательный вид на Сиверское озеро и Кирилло-Белозерский монастырь. Усадьба Церковницких – редкий для позапрошлого столетия образец жилого дома, строго выдержанного в традициях позднего классицизма.
Копань можно назвать своеобразным аналогом Рублёвки для Кириллова XIX века – там селились люди зажиточные и относящиеся к высшим слоям кирилловского общества. Недалеко от усадьбы Церковницких находились дома, принадлежавшие купцам Вальковым, Свешниковым, Шейбе, Ротбергам, Шушериным, усадьба владельца частной типографии Рукина. Совсем рядом – трёхэтажное здание духовного училища и дом предводителя уездного дворянства Александра Ивановича Граве и его сына – учёного-математика, академика Дмитрия Александровича Граве. К их дому прилегал сад, который ранее назывался Английским, а сейчас он нам известен как сад Граве, хотя на сад это уже мало похоже.
Изначально усадьба принадлежала купчихе Ирине Кондратьевне Лебедевой, при которой был построен дом. Нужно отметить, что земля была разделена на два плановых места. В 1897 году одно из них вместе с постройками было приобретено купцом Василием Копейкиным. Есть документальные свидетельства, что по состоянию на июнь 1901 года второе место принадлежало мещанину Афанасию Копейкину, брату Василия. В 1909 году свою половину земли Афанасий подарил брату.
В 1913 году два плановых места с находящимися на них «не застрахованными деревянными одноэтажным с мезонином домом и всеми надворными постройками» купец Василий Дмитриевич Копейкин, проживавший в Никольском Торжке, продал статскому советнику Леониду Николаевичу Церковницкому. Земля и постройки на ней были куплены Церковницким за 1500 рублей.
До покупки дома Церковницкие на протяжении нескольких лет снимали в нём квартиру, о чём свидетельствует «Памятная книжка об уплате денег за квартиру Василию Дмитриевичу Копейкину Леонидом Николаевичем Церковницким». Месячная плата за квартиру составляла 16 рублей.
У преподавателя Кирилловского духовного училища Леонида Николаевича Церковницкого и его жены Антонины Константиновны было пятеро детей. Для расширения жилой площади к дому с северной стороны была сделана пристройка, в результате жилая площадь на первом этаже дома увеличилась с 81 до 130 квадратных метров. В доме был телефон, о чём свидетельствуют квитанции Кирилловской частной городской сети за 1916 и 1917 годы. Абонентская плата за 1917 год составляла 27 рублей.
Около дома Церковницкие разбили сад, в котором можно было увидеть растения, совершенно не характерные для нашего края: тую западную, магнезию остролистную и многие другие.
После революции 1917 года многое изменилось в жизни Церковницких. Кирилловское духовное училище, где с 1892 года преподавал выпускник Московской духовной академии Л.Н. Церковницкий, в 1918 году было закрыто. Изменился адрес дома Церковницких: улица 2-я Завьяловская была переименована в улицу Независимых. В 30-х годах адрес снова изменится: улица будет названа Февральской. В дом Церковницких начали подселять квартирантов. Среди них – бывший кирилловский купец Антон Дмитриевич Копейкин (1861–1926), брат бывшего владельца дома, и его жена Анна Тимофеевна (1864–1941). В этом доме они доживали свой век. По воспоминаниям Марии Леонидовны Богомоловой, урождённой Церковницкой (1908–1992), во время Великой Отечественной войны в доме жили несколько человек эвакуированных.
В 1980 году над усадьбой и старинным садом нависла серьёзная опасность: для строительства ЦРБ было решено изъять участок, но жильцы его отстояли, хотя часть сада всё равно пришлось отдать. Исчезли дом Рукина – владельца частной типографии, Игоря Григорьевича Потехина – талантливого авиаконструктора закрытого НИИ в Москве, особняк с мезонином Ротберга.
Более ста лет в усадьбе жили представители фамилии Церковницких. Каждое поколение этой семьи оставляло значительный след в культурной жизни провинциального Кириллова, делая её ярче и содержательнее. Последние обитатели дома – Татьяна Васильевна (1927–2013), ветеран педагогического труда, Почётный гражданин города Кириллова, и её супруг Константин Сергеевич (1923–2008), ветеран Великой Отечественной войны, талантливый художник, фотограф, участник районных и областных художественных выставок.
Константин Сергеевич и Татьяна Васильевна сохранили не только старинный дом, но и богатейший семейный архив. Огромное количество предметов, среди которых семейные реликвии, уникальные документы, связанные с историей Кирилловского края, были переданы ими в фонды Кирилло-Белозерского музея-заповедника, а в 2013 году дом с предметами домашней обстановки и обихода по завещанию перешёл Кирилло-Белозерскому музею-заповеднику.
На данный момент дом требует серьёзных реставрационных работ, для проведения которых нужны большие финансовые вложения. Все предметы вывезены и многие из них представлены на выставках в экспозициях Кирилло-Белозерского музея, а также в Музее истории города Кириллова и Кирилловского рай-
она. Когда реставрация станет возможной, в доме Церковницких откроется мемориальный музей, где будут восстановлены интерьеры и воссоздан образ старинной кирилловской усадьбы.
Галина УЛЬЯНОВА
(по материалам Музея истории города Кириллова и Кирилловского района)
Фото из открытых источников

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

3 + 3 =

Закрыть
Закрыть