С наступлением осени обстановка на воде сильно изменяется и вместе с ней усложняются условия судовождения. Наступает темное время суток, на реках наступает меженный период и период утренних туманов. В таких случаях судоводителю приходится рассчитывать на собственный опыт и умение, а также на опыт из практики бывалых судоводителей и профессионалов.
Вот некоторые рекомендации которые помогут избежать аварийных ситуаций при плавании на маломерных судах в осенних условиях:
— Согласно пункта 11 Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС России от 06.07.2020 №487, при плавании должны быть одеты в индивидуальные спасательные средства:
а) лица, находящиеся на водных мотоциклах (гидроциклах), на буксируемых маломерными судами устройствах (водных лыжах, подъёмно-буксировочных системах, а также надувных буксируемых и иных устройствах),
б) лица, находящиеся во время движения на беспалубных маломерных судах длиной до 4 метров включительно,
в) лица, находящиеся на открытой палубе маломерного судна (либо на беспалубных маломерных судах) во время шлюзования или прохождения акватории порта;
г) дети до 12-летнего возраста, находящиеся вне судовых помещений.
— время выхода в плавание и прибытие к месту назначения рассчитывать на светлое время суток;
— до выхода в плавание ознакомьтесь с прогнозом погоды и условиями на маршруте движения, при плавании в незнакомых и несудоходных водоемах проконсультируйтесь у знающих людей.
— перед выходом убедитесь в наличии необходимых документов (удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета) их лучше держать в не промокаемой упаковке.
— проверьте исправность и наличие аварийно спасательного оборудования и инвентаря, наличие спасательных жилетов по числу пассажиров,
— при движении следует учитывать, что очень коварны; косы, отмели, затопленные подводные препятствия слегка прикрыты водой и визуально не видимы. Основными признаками таких препятствий являются: появление буруна над препятствием от волны вашего судна, впереди судна резко уходит вода, перед вами отмель;
— во всех случаях следует двигаться с безопасной скоростью (Безопасная скорость — это выбранная скорость, для данных условий и обстоятельств, при которой судоводитель может своевременно оценить обстановку и принять необходимые меры для предотвращения аварийной ситуации.)
— при необходимости движения в темное время суток, проверьте исправность светосигнального оборудования наличие и надежность электропитания;
— утренний туман над поверхностью воды очень опасен из редкого резко переходит в густой до полного отсутствия видимости, необходимо прекратить движение и переждать, он быстро рассеивается;
— при выборе безопасной стоянки судна у берега, особенно на судоходных участках рек, не ставьте суда в поворота, в узкостях, в близи судового хода, в яру, не натаскивайте судно на берег, во всех этих случаях ваше судно может быть залито водой от волны проходящего судна или повреждено буксируемым составом;
— безопасно ставить судно на прямом плесе или в заводи, в стороне от судового хода, надежно пришвартованным к берегу при длине швартова достаточной для того, чтобы судно отыгрывалось на волне.
Старший государственный инспектор инспекторского участка (г. Кириллов) Центра ГИМС ГУ МЧС России по Вологодской области С.М. Тюлютин