Top.Mail.Ru

Воевал в морской пехоте

В памяти народной навсегда останутся имена тех, кто с оружием в руках отстоял свободу и независимость нашей Родины. Среди них наш земляк Евгений Васильевич Кузьмин, которому довелось воевать в составе легендарного подразделения – 125-го полка морской пехоты Северного флота.

Родился будущий краснофлотец 11 октября 1924 года в деревне Тековская бывшего Андреевского сельсовета, однако в 1941 году семья проживала в деревне Павлово бывшего Мелковского сельсовета. До войны Евгений закончил школу-семилетку и даже успел поработать на Благовещенской гармонной фабрике. В середине июня 1941 года ему вручили направление на учёбу в ремесленное училище в Ленинграде. Была такая практика: направлять сельскую молодёжь в города получать рабочие профессии. Отказаться от такого направления и не поехать на учёбу было невозможно.
Известие о начале войны 16-летнего юношу застало ещё в деревне. Времена наступили тяжёлые, однако на руках было направление, предписывающее ехать в далёкий и чужой город. До райцентра Евгения провожал отец, ну а оттуда команду из 72 кирилловских подростков повезли в Ленинград. Однако до конечного пункта назначения эшелон не дошёл. На одной из станций поезд разбомбила фашистская авиация. Чудом спасшихся деревенских ребят автомобилями доставили в город Пестово Новгородской области. Было принято решение больше не испытывать судьбу и направить молодых людей в город Устюжну овладевать специальностью плотника-судостроителя.
Выросшему в сельской местности Евгению Кузьмину плотницкое ремесло было знакомо с детства: этому его научил отец. Программа школы фабричного-заводского обучения была рассчитана на шесть месяцев. Руководство, видя умение и плотницкие навыки нашего земляка, досрочно выпустило его из училища и направило на судоверфь – строить деревянные баржи.
В январе 1942 года поступило распоряжение направить выпускников Устюженского ФЗО в Пермь работать на военный завод. Этот завод был эвакуирован из Ленинграда, оборудование, по сути дела, вывозилось в чистое поле. За короткий срок удалось возвести крышу да дощатые стены. Тем не менее завод начал выпускать продукцию: пушки и снаряды. Производство считалось секретным и строго охранялось. Поначалу Евгений работал в столярном цехе, но вскоре был переведён в токари. Обучение новой профессии проходило в процессе работы.
В мае 1942 года 17-летних рабочих завода неожиданно отпускают домой. Всё лето Евгений трудился в родном колхозе, а уже в сентябре получил повестку из военкомата. Как водится, призывники обсуждали, в какие войска их направят служить и на каком фронте будут воевать. Вопреки всем ожиданиям, команду, в которой находился Евгений Кузьмин и ещё пять призывников из Мелковского сельсовета, повезли из Вологды строго на север. В дороге молодые люди узнали, что служить им предстоит на Северном флоте.
На пути в Мурманск на эшелон не однажды налетали вражеские самолёты: сбрасывали бомбы и обстреливали из пулемётов. Как настоящие моряки, молодые ребята относились к этому с бравадой и показной беспечностью – всю серьёзность своего положения они осознают немного позже. По прибытии в Мурманск, на главную базу Северного флота, новобранцам выдали новое обмундирование, началось обучение корабельным специальностям.
Однако служить на военных кораблях Евгению было не суждено. Осенью 1942 года по приказу Государственного комитета обороны наиболее боеспособные подразделения морской пехоты Северного флота были сняты со своих участков фронта и направлены на защиту Сталинграда. На их место потребовалось пополнение. Заметим, что воевать на суше отбирали наиболее выносливых и физически развитых матросов. Служить в таких подразделениях считалось большой честью для каждого моряка. Таким образом Евгений Кузьмин попал на службу в морскую пехоту, а точнее в легендарный 125-й морской горнострелковый полк Северного флота.
Подразделение держало оборону города Полярного. Фашисты постоянно пытались прорвать фронт и наступать в направлении Мурманска. Обстрелы и бомбёжки случались регулярно. Матрос Кузьмин служил заряжающим миномёта. Наши бойцы не только прочно удерживали свои участки обороны, но и наносили врагу сокрушительные удары. Миномётная батарея, где служил наш земляк, била по фашистам пудовыми минами.
Следует подчеркнуть, что в суровых условиях Заполярья, в горной скалистой местности воевать чрезвычайно сложно. Зачастую снабжение наших воюющих частей осуществлялось только по морю или по воздуху. В скалах невозможно вырыть полноценный окоп, сложно укрыться от артиллерийского огня или авиации противника. Однако ничто не могло сдержать наших бойцов. Недаром родилась поговорка: там, где пройдёт северный олень, пройдёт и морской пехотинец, ну а там, где не пройдёт олень, морской пехотинец всё равно пройдёт.
В 1944 году на Севере началось общее наступление советских войск. Личный состав подразделения, где служил наш земляк, посадили на корабли, перевооружили более лёгкими миномётами меньшего калибра и направили на штурм морского порта Лиинахамари. Командование, учитывая условия горной местности, приняло единственно правильное решение – всё необходимое для боя нести на себе. На каждого бойца пришлось примерно по 25 килограммов груза, включая оружие, боекомплект, снаряжение и продовольствие. Значительное количество личного состава привлекалось для переноски миномётов и боеприпасов к ним.
Оборону Лиинахамари держал гарнизон численностью около 600 человек. Битва за этот порт предстояла жестокой: наши торпедные катера подошли на минимальное расстояние к берегу и устроили дымовую завесу, что облегчило высадку десанта. В то же время дымовая завеса не давала возможности нашим миномётчикам вести прицельный огонь по врагу. Немцы открыли по десантникам огонь из крупнокалиберных пулемётов. Подавить огневые точки врага помогла артиллерия с нашего эсминца. Морские пехотинцы пошли на штурм. Бой был кровопролитным: полк безвозвратно потерял 150 бойцов. Потери немцев были значительно больше.
После взятия Лиинахамари 125-й полк участвовал в десантных операциях на приморском фланге фронта, отличился в Петсамо-Киркенесской операции. В одном из боёв недалеко от норвежской границы Евгений Кузьмин получил тяжёлую контузию и ранение в голову. Осколок снаряда насквозь пробил стальную каску. По сути, эта каска и спасла бойца от верной гибели. На поле боя его подобрали санитары и в бессознательном состоянии вынесли в безопасное место. До окончания войны оставалось всего несколько месяцев.
Потом было продолжительное лечение в госпитале Мурманска. Здесь отважный воин встретил День Победы. Ну а после в течение ещё четырёх лет служил на Северном флоте. Демобилизовался из Вооружённых сил в мае 1949 года.
В мирной жизни Евгений Васильевич трудился плотником на производственном участке по лесозаготовкам и сплаву древесины. Руководил плотницкой бригадой в рабочем посёлке Запань Нова, строил жилые дома, столовую, клуб, мастерские, контору лесопункта. Вместе с супругой Анастасией Игнатьевной прожили без малого 60 лет, воспитали пятерых достойных детей.
Заслуженный ветеран равнодушно относился к своим боевым орденам и медалям, не любил вспоминать о войне. До конца жизни оставался добрым, простодушным и отзывчивым человеком. Была у Евгения Васильевича мечта: разыскать своих однополчан, тех, кто храбро сражался с врагом в скалах советского Заполярья. Сделать это оказалось непросто, ведь 125-й морской горнострелковый полк, по сути, являлся спецназом морской пехоты. Его бросали на самые важные участки фронта, доверяя особо ответственные боевые задания. Бойцы подразделения принимали участие в таких переделках, что просто остаться в живых казалось делом невозможным.
«Когда отец вспоминал своих погибших товарищей, по его лицу катились слёзы, – говорит дочь фронтовика Нина Евгеньевна Ушакова. – Видимо, спустя годы ему казалось чудом, что сумел выжить в страшных кровопролитных боях на севере Мурманской области».
И всё-таки сослуживцев Евгения Васильевича Кузьмина удалось отыскать, но, к сожалению, уже после его смерти. В Вологде Н.Е. Ушакова встретилась с ветераном 125-го полка Евгением Леонтьевичем Сикорой. Их встречу снимало телевидение, сюжет об этом прошёл по областному ТВ 9 мая 2016 года. Потомки героев-фронтовиков продолжают общаться. А всем нам остаётся свято хранить память о тех отважных людях, завоевавших для нас Победу в самой страшной войне.
Алексей КУЗЬМИН
Фото предоставлено Н. Ушаковой

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

+ 57 = 67

Посмотреть также

Закрыть
Закрыть
Закрыть