Top.Mail.Ru

Солнышко среди алёшинских ветеранов

В один из сумрачных октябрьских дней в Шиндаловском Доме культуры был нарядно украшен воздушными шарами малый зал, негромко звучала бодрая музыка и царила та радостная суматоха, которая всегда сопровождает подготовку к какому-то торжественному событию.

На этот раз повод был более чем значительный: участницы алёшинского клуба ветеранов «Затейницы» под руководством председателя первичной организации ветеранов Лидии Кузнецовой собрались, чтобы почествовать свою землячку – вдову ветерана Великой Отечественной войны, труженицу тыла, инвалида второй группы Нину Михайловну Романову в день её почтенного юбилея. И уже повязали ей на грудь алую ленту с надписью «Герой торжества».
– Сегодня исполнилось 90 лет нашей долгожительнице, уважаемой и мудрой, крепкой духом, удивительной женщине, матери и бабушке Нине Михайловне Романовой. Мы ей желаем здоровья, счастья, радости и лет до ста жить без старости! Аплодисменты юбилярше! – требовательно воскликнула ведущая праздничного мероприятия Светлана Попова.
А собравшихся и просить не надо. С сердечными улыбками на лицах они приветствовали длительными рукоплесканиями растерявшуюся от такого неожиданного внимания пожилую женщину.
Глава района Сергей Усов, присев рядом с Ниной Михайловной и взяв её натруженные ладони в свои руки, пошутил, успокаивая разволновавшуюся юбиляршу: «Давайте-ка с Вами посидим рядком, поговорим ладком!» А потом от имени всех жителей района и от себя лично поздравил её с таким солидным и мудрым юбилеем.
– В этой жизни не каждому удаётся дожить до таких лет. Вы – избранная. Избранная Богом и нами, – с душевной теплотой в голосе негромко сказал Сергей Васильевич под общий одобрительный смех и новую волну аплодисментов. – За Вашими такими хрупкими, но такими стойкими плечами долгая, трудная и интересная жизнь. Вы немало потрудились для своей малой и большой Родины, на благо своих земляков и родных. Благодаря Вам и вашему поколению мы сейчас имеем возможность достойно жить и работать. Вы – наша гордость!
Сергей Васильевич пожелал Нине Михайловне здоровья крепкого-прекрепкого, больше положительных эмоций, солнечной погоды в любое время года, любви и уважения от родных и близких. И окончательно растрогал юбиляршу, расцеловав её в обе щеки.
И ещё одну важную миссию выполнил глава района, зачитав вслух и вручив Нине Михайловне именное поздравление от президента России.
С очень искренними и тёплыми поздравительными речами обратились к юбилярше глава Алёшинского поселения Надежда Морозова и директор Алёшинской школы Елена Сущевина, чем вновь растрогали её до слёз.
Ещё до начала торжества мне удалось немного побеседовать с Ниной Михайловной, порасспросить её о пройденном жизненном пути. Взволнованная предстоящим чествованием, она говорила немного сумбурно и сбивчиво, поэтому я была очень рада, когда слово взяла Лидия Кузнецова.
– Нина Михайловна у нас человек неутомимый, она не сидит дома, как некоторые, а в день раза три, а то и больше проходит по посёлку, за это ей и здоровья Бог даёт, – похвалила свою односельчанку Лидия Александровна.
И рассказала, что родилась Нина Михайловна Романова 9 октября 1929 года в деревне Бонема Береговского сельсовета (а теперь Алёшинского поселения) в простой крестьянской и, как тогда было принято, многодетной семье. Её родители – Пелагея Кирилловна и Михаил Андреевич Харичевы работали в колхозе. Нина родилась четвёртым ребёнком, старше её были две сестры и брат. Позже в семье Харичевых родился ещё и сын Аркадий.
Когда в стране объявили войну, Нине шёл уже двенадцатый год, и она наравне со взрослыми работала в колхозе. На хрупкие девчоночьи плечи легли все тяготы и невзгоды трудного военного детства.
– Утром рано бригадир уже стучал в окошко: «Нинка пусть сегодня идёт боронить», – вспоминает Нина Михайловна. – Мне да двум братьям Мишиным дадут лошадь. Они меня посадят на лошадь, мешок кинут под задницу и, пока всё поле огромное не заборонишь, с лошади не снимут. Вот как было.
Отец Нины был участником финских сражений, но на Великую Отечественную войну по возрасту уже не попал. Однако пришлось ему хватить лиха и в тылу. Сначала Михаила Андреевича отправили на оборонные работы в Калининскую область, а потом – на лесозаготовки в Вашки. Работали они фактически без выходных, домой их не отпускали, поэтому помочь своей семье он ничем не мог. Старшие Нинины сёстры тоже были отправлены на оборонные работы, причём в разные места: Мария рыла в Вытегорском районе окопы, а Екатерина трудилась на торфяниках в Ленинградской области. В 1944 году ушёл на фронт и вскоре пропал без вести их брат Павел.
И всё же, несмотря на все тяготы военного времени, Нина окончила семь классов Кузинской школы и уехала в Череповец учиться на счетовода.
– Я ведь толковая была, в школе хорошо училась, – с горделивой улыбкой повела головой она.
После окончания курсов юная Ниночка устроилась работать на Кирилловский маслозавод. По-прежнему живя с родителями в деревне Бонеме, она каждый день пешком ходила на работу, поскольку никакого транспорта в те годы не было.
От Кирилловского маслозавода её направили на Несватский маслозавод, который находился в шестнадцати километрах от села Кубенского. Проработав там год, Нина вернулась в Кириллов и вновь устроилась на маслозавод, теперь уже помощником лаборанта. В этой должности она отработала пять лет.
Собственные маленькие маслодельни в те годы были почти в каждом колхозе, поэтому по работе Нине приходилось ходить и ездить по всему району, проверять работу сепараторных установок. Такая маслодельня была и деревне Щетинино, куда Нину однажды направили на сепараторный пункт. Здесь она и познакомилась со своим будущим мужем Александром Ивановичем Романовым. Случилось это в 1947 году. Ему было 22 года, у него за спиной уже было участие в войне, а юной Ниночке шёл всего лишь семнадцатый год. Но Александр ухаживал настойчиво и так старательно оказывал понравившейся ему девушке знаки внимания, что через год они, как и положено, узаконили отношения. Поселились молодые в родительском доме Александра в деревне Щетинино.
– Мы с ним хорошо жили, – уверяет Нина Михайловна. – Конечно, и у нас в жизни всякое было, но мы не обижали друг друга.
Муж Нины, несмотря на молодой возраст, уже был участником и даже инвалидом Великой Отечественной войны, работал водителем. И говоря «всякое», Нина Михайловна, вероятно, имела в виду, что за неосторожность при перевозке людей, повлекшей гибель человека, Александр Иванович был осуждён на семь лет. Это стало серьёзным испытанием для супругов Романовых, но они с честью его выдержали и семью сохранили.
Но это произойдёт значительно позже. А пока через год их совместной жизни в семье появится первенец – сын Валерий, и Нина Михайловна вынуждена будет перейти на работу в Щетининскую пекарню, так как бегать за несколько километров на маслозавод от грудного сына не станет возможности. Однако пекарню вскоре закроют, и ей придётся перейти кладовщицей в лагерь военнопленных, который размещался в посёлке Шиндалово. Военнопленные дробили и вручную грузили камни на баржи, которые отправляли по реке Шексне в разные концы страны, а местное население работало на обслуживании этого лагеря.
В начале 50-х годов лагерь военнопленных перевели в посёлок Шексну. Предлагали переехать туда и наёмным работникам, обещали даже обеспечить жильём, но Нина Михайловна отказалась. Всё-таки у Романовых к тому времени было своё большое хозяйство, налаженный быт, в родных местах всё было близко и знакомо. А на новом месте, кто знает, как бы всё сложилось? К тому же в 1951 году у супругов Романовых родилась дочь Людмила. Декретных отпусков раньше женщинам не давали, яслей-садов поблизости не было, хорошо тем, у кого были бабушки. А у Нины рядом жила мама, помогавшая дочери воспитывать малышей-внуков.
После рождения дочери Нина Михайловна устроилась на работу в столовую Череповецкого ОРСа, открывшуюся при карьере «Кирилловский», где ей предложили заведование. Она согласилась и отработала в этой должности 36 лет, только в 60 лет уйдя на заслуженный отдых. Чего ей стоила эта работа, только, наверное, она одна и знает. Дорога до Череповца в те годы была совсем плохая, а весной и осенью практически непроезжая. Вот по таким дорогам приходилось завозить из Череповца продукты для столовой, на что порой уходили не одни сутки. Хорошо ещё, что дети всегда находились под присмотром у бабушки в Бонеме. Там они пошли в начальную школу, а десятилетку заканчивали в Кузинской. Выучившись, Валерий и Людмила разъехались в другие города. Сын – в Ленинград, дочь обосновалась в Череповце. Оба обзавелись семьями, подарили родителям внуков.
Супруги Романовы были людьми неленивыми. Держали большое домашнее хозяйство: корову и разный другой скот, возделывали большой участок земли, выращивали овощи для себя и на корм скоту. Неугомонная Нина Михайловна не усидела долго на пенсии, пошла в столовую Алёшинской школы кухонной рабочей, где проработала ещё пять лет.
Серьёзное горе постигло её в 1995 году, когда умер муж и она осталась одна-одинёшенька, потому что дети жили не рядом и не могли часто навещать свою мать. Возможно, только постоянные хлопоты по хозяйству, уход за домашними животными и помогли Нине Михайловне преодолеть в себе невосполнимую боль этой утраты. А через два года её ждала новая, ещё более горькая потеря: в возрасте сорока восьми лет скоропостижно скончался сын. Ещё через десять лет ушла из жизни и дочь Людмила. Эта череда утрат заметно подкосила здоровье пожилой женщины, она уже не могла самостоятельно содержать большое хозяйство и вынуждена была продать корову. Но окончательно расстаться с домашней живностью так и не смогла: курочек держит и до сих пор.
Несмотря на все беды и несчастья, выпавшие на её долю, Нина Михайловна была и остаётся оптимисткой, доброжелательной и отзывчивой к людям, вечной труженицей, чья душа теперь болит за благополучие внуков. Вместе с ней сейчас проживает внук Александр, который по состоянию здоровья не может работать, поэтому не он её, а она его опекает и поддерживает по мере своих слабых сил. Внучка Татьяна живёт с семьёй в Бабаевском районе и редко бывает в гостях у бабушки, а связь с родственниками сына Валерия она потеряла, о чём постоянно горюет.
Вот такая жизнь сложилась у этой замечательной женщины-труженицы, в которой радость и горе шли рука об руку все эти годы.
– На вашем поколении, Нина Михайловна, держится вся наша матушка-Россия, – сказала Елена Сущевина. – Мы гордимся вашим поколением, которое выстояло в трудные военные годы, не сломилось и сейчас приносит нам радость своей волей к жизни. Вы – представитель лучшего генофонда нашей страны! У Вас красивые внуки и сама Вы красавица даже в свои девяносто!
Нина Михайловна в силу возраста уже слегка глуховата, поэтому не расслышала этих слов, и сидевший рядом с ней глава района повторил ей их на ушко. Она засмущалась, застенчиво замахала руками, но засияла лицом, раскраснелась, заулыбалась.
– Вы – наше солнышко! С юбилеем! – с большим воодушевлением воскликнула Елена Вячеславовна, и эти её слова все вновь поддержали шквалом аплодисментов.
И серенький октябрьский день за окном тоже словно бы засиял от той удивительной атмосферы тепла и добра, которую излучали все участники этого праздника.

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

26 − = 23

Закрыть
Закрыть