Top.Mail.Ru

Любовь к гармони он передавал детям

Хочу представить вам, дорогие читатели, нашего земляка-гармониста Павла Фёдоровича Голованова, уроженца села Талицы Талицкого сельсовета, 1932 года рождения. И пусть Павла Фёдоровича уже нет в живых, но его наигрыши навсегда останутся в нашей памяти.

Традиционной школой получения исполнительского опыта для деревенского гармониста было участие в гуляньях, беседах, где происходило общение и обмен опытом с другими музыкантами. Как справедливо замечал Павел Фёдорович, «самая хорошая школа для гармониста – на беседы походить».
Павел Фёдорович отмечал, что у наигрышей раньше не было никаких названий: «Так не называли, что такая-то игра – это «походного» или «хулиганского», – говорил он. – Вы не спрашивайте у меня, что это за игра, как она называлась. Не называли». «А как тогда определяли, что за игра?» – спрашивали у него. «А никак. Ну вот гармонист идёт и играет, идёт и играет», – отвечал наш герой. «А когда стали называть?» – «Не знаю. Может быть, поздней, может, сейчас стали, а в ту пору не называли».
Постоянно гармонь звучала в обряде проводов в армию. Музыкальный инструмент, по словам гармониста Павла Фёдоровича Голованова, был связан с рекрутами «неразрывно». Он вспоминал, что в прежние времена после получения повестки рекрутов освобождали от любой крестьянской работы. «Оне же были освобождёны! Где ты бы ни работал, на какой работе ни был занят: на покосе ли, там дрова заготавливал, правило было одно на всех. Некрут есть некрут. Он был освобождён от работы», – пояснял Голованов.
Несколько новобранцев объединялись и гуляли по деревням своего округа, переходя из деревни в деревню. Иногда погулять удавалось неделю, иногда и две, но бывали случаи, когда на сборы отводилось всего лишь два-три дня.
Поскольку служба в армии в прежние годы рассматривалась как почётный долг перед Отечеством, рекруты пользовались большим уважением в обществе. «Это очень большое уважаемое событие. Приятно было на них смотреть, – рассказывал Павел Фёдорович. – Они могли зайти в любой дом, и всюду их встречали с почестями, потому как большое уважение к ним в народе было».
Павел Фёдорович всю свою сознательную жизнь посвятил гармони. За плечами гармониста огромный исполнительский опыт деревенского музыканта, многолетняя деятельность в фольклорном ансамбле «Матица». В музыканте органично сочетались преданность традициям прошлого и удивительная открытость всему новому.
Павел Фёдорович не только имел природное чувство юмора, но был замечательным мастером на все руки. «И жнец, и кузнец, и на дуде игрец», – про таких, как он, говорили в народе. Любое дело буквально горело в руках Павла Фёдоровича. Пироги мог испечь, валенки подшить, чеканкой по железу занимался, резьбой по дереву, был печником, столяром, плотником, механиком и, конечно, замечательным гармонистом.
Однажды и на всю жизнь влюбившийся в гармошку, он передавал приёмы игры на инструменте детям, включая свою терминологию: «игра в один палец», «играть как заправский гармонист», «одновремённая» и «асинхронная игра» в наигрыше «под пляску». Экспедиционные записи наигрышей Павла Фёдоровича Голованова хранятся в фольклорно-этнографическом центре имени A.М. Мехнецова Государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.
Л. МЕДОВИКОВА
Фото предоставлено автором
От автора: статья создана на основе воспоминаний Виктора Соловьёва, книги «Кирилловская гармонь-хромка в традиционной культуре Белозерья» и других книг о фольклоре Вологодской области.

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

− 2 = 6

Посмотреть также

Закрыть
Закрыть
Закрыть