Top.Mail.Ru

От Пушкина до меня

Мои предки по материнской линии были крепостными у барина Сергея Пушкина, отца Александра Сергеевича Пушкина, в Болдинском имении. Именно сюда поэт приезжал трижды: осенью в 1830-м, 1833-м, 1834-м годах и написал практически половину своих лучших произведений, ознаменовав этими визитами новое определение в русской литературе – «Болдинская осень».

В 2021 году вышла моя книга «От Пушкина до меня» (16+), презентация которой прошла в Большом Болдино – имении поэта, где в настоящее время располагается музей-заповедник А.С. Пушкина «Болдино». Книга стала финалистом национальной литературной премии «Писатель года» в номинации «Реальные истории». Также за свою книгу я получила благодарность «За вклад и сохранение традиций и культурных ценностей» от Управления культуры, туризма и спорта администрации Большеболдинского района Нижегородской области. Российская книжная палата распределила книгу по ведущим библиотекам страны.
В книге с особым трепетом прослежена история «от Пушкина до меня»: собраны сведения, фото и архивные документы о том периоде жизни моих предков – крепостных помещика Пушкина, потомок которых, мой дядя, проживает в городе Череповце. Есть в ней данные и о дальнейших судьбах детей моих прапрадедов.
Упоминается в книге и о вероятности родства с поэтом…
Благодаря читателям из разных городов нашей необъятной страны, имеющим книгу «От Пушкина до меня», активно набирает обороты запущенный мною Всероссийский марафон «От Пушкина до меня». Свои фотографии с книгой на фоне бюстов, портретов, памятников А.С. Пушкину или в Пушкинских местах (улицы, школы, театры, библиотеки, носящие имя А.С. Пушкина) участники челленджа размещают в социальных сетях, сопровождая их хэштэгом #отПушкинадоменя и указывают населённые пункты РФ, где они были сделаны. Все снимки собираются мной в отдельную папку, которая постоянно пополняется.
В этом году мы будем отмечать 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Он родился 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 года. К этой дате планируется выход моей новой книги «Мы все по Пушкину родня». Она также будет презентована в имении поэта.
Мне часто задают вопросы по книге «От Пушкина до меня». Я объединила их по темам и постаралась ответить на них.
Как Вы узнали, что ваши предки были крепостными отца Пушкина?
Свою родословную я узнала в пять лет. Каждый вечер, засыпая, слушала сквозь сон рассказы бабушки о чудесных местах, где были написаны лучшие произведения Пушкина и закончены наши любимые сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде».
Много поколений семья моей мамы Татьяны проживала в селе Большое Болдино, и она окончила там Большеболдинскую среднюю школу им. А.С. Пушкина… Потом переехала на Камчатку, вышла замуж и родилась я. В перестройку приехали жить в Южный федеральный округ. Один из братьев моей мамы, Сергей, проживает в городе Череповце, а Борис – в Ростове-на-Дону.
Сергей родился в 1954 году в Ростове-на-Дону. В 1972-1973 годах учился в Ростовском учебно-авиационном центре (РУАЦ), в 1974 году проходил переподготовку в Богодуховском учебно-авиационном центре, в 1975-1976 годах – в Кременчугском лётном училище. Получил заочно высшее образование, окончив Иркутский политехнический институт (1989–1994). С 1976 по 1995 год жил и трудился на Чукотке в Билибино. Год работал командиром вертолёта в Билибинском авиаотряде. С 1995 года в связи с переводом в авиакомпанию «Северсталь» обосновался в городе Череповце. С 1996 по 2015 год был командиром вертолёта. В 2020 и 2021 годах опять возвращался на Чукотку в авиаотряд в Билибино.
В Череповец Сергей переехал, как говорится, «на материк», так как родители жены проживали в Череповце и именно в этом городе оказались все условия и для работы, и для проживания семьи. Здесь они живут и по сей день.
Наша семья (потомки крепостных Пушкина) собирается вместе по значимым праздникам. Мы приезжаем из разных городов. В августе 2023 года тоже состоялась такая встреча.
Я, осознанно проникшись историями, услышанными от бабушки по материнской линии, пожелала исследовать эту ветвь, которая касалась Болдинских мест во времена Александра Сергеевича Пушкина. Ведь мои предки были крепостными у барина Пушкина в Болдинском имении.
В нашем семейном архиве хранится много старых фотографий и документов в стадии «рассыпания» (но бережно упакованных). В «часы родства», как я их сейчас называю, мы рассматривали фотографии таких далёких и дорогих, но, главное, не безымянных и не забытых нами предков. С тех пор прошло немало лет. Повзрослев, я поняла, что семья, родные для любого человека – основа основ, фундамент, прочность, которая зависит от каждого его члена. Усвоила истину, что все мои поступки – это не просто мои поступки, а добрые или недобрые, хорошие или плохие страницы в биографии семьи, рода.
Стихотворение «Два чувства дивно близки нам…» было тоже написано в селе Большое Болдино. И как сейчас оно отзывается в наших сердцах…
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам…
15-16 октября 1830 года
Кто именно из Ваших предков были его крепостными (какое родство)?
Когда было закончено размежевание Болдина между наследниками Льва Александровича Пушкина (деда поэта), который умер в 1790 году, каждый из братьев стал «владельцем 3229 десятин 572 сажен земли, по 6 десятин 346 с половиной сажен на крепостную душу». Его сыну Василию Львовичу досталась северо-западная часть села, а брат его, Сергей Львович (отец поэта), получил юго-восточную половину Болдина, а позднее стал владельцем и села Кистенёва, также издавна входившего в родовую вотчину Пушкиных.
В 1835 году северо-западная часть села – половина поместья Пушкиных, принадлежавшая Василию Львовичу Пушкину (дяде Александра Сергеевича Пушкина), была куплена помещиком Васильсурского уезда Сергеем Васильевичем Зыбиным. После того, как новый хозяин земли вступил в права, помещик Зыбин расселил болдинских крепостных крестьян в две новые деревни: Дмитриевку и Логиновку. В большинстве это были семьи крестьян Виляновых и Чивкуновых.
История моей семьи по материнской линии начинается так. Примерно в 1868 году переселенцами из села Большое Болдино в деревню Дмитриевка был рождён мальчик, имя ему дали Иван, а фамилию носил Чивкунов, а отчество Игнатьев. Как известно, до 1861 года у крепостных крестьян не было фамилий, о паспортах и речи не было, только отчества, которые писались с окончанием «-ов». И расшифровывалось это так: Иван Федотов – Иван, сын Федота. А после 1861 года стали давать крепостным фамилии по характеру (Лютый), роду занятий (Кузнецов), местности (Московцев), фамилии помещика (Волконский), имени предка (Федотов), внешним особенностям (Чавкун, Чавкунов, Чивкунов), кличкам (Чернов).
Его женой стала сирота Анна Ксенофонтова, смуглая и кучерявая, привезённая, по рассказам, тоже из села Болдино в Дмитриевку ещё девчонкой, где жила в той части села, в котором находилось имение Сергея Львовича Пушкина – отца поэта и куда Александр Сергеевич Пушкин приезжал в 1830-м, 1833-м, 1834-м годах.
После свадьбы Анна и Иван вернулись в Болдино. В браке у них родились шестеро детей: Анастасия (примерно 1890
г. р.), Илья (1893 г. р.), Анатолий (примерно 1896 г. р.), Прасковья (1900 г. р.), Евдокия (1904 г. р.) и Иван (примерно 1907 г. р.).
После ранней смерти Ивана одна из его дочерей, Евдокия (Авдотья, Дуня, Дуся), предпоследняя из детей, возьмёт уже престарелую мать Анну Чивкунову (Ксенофонтову) в свою семью.
Евдокия Ивановна Чивкунова – это моя прабабушка, та самая «героиня», с которой нахожу сходство, чьё происхождение так необычно и интересно… И порой кажется, что до конца правды не узнает никто…
Евдокия Ивановна Чивкунова была девушкой особой красоты: невысока, стройна, с овальным лицом, смуглой кожей, с копной тёмных кудрявых волос, белыми зубами и с выразительно голубыми глазами. Она не носила, как выражалась, «неприбраны волосы», а каждый день собирала их в тугой пучок, приглаживая, чтобы не выбивались «завитки» из причёски. Авдотья настолько отличалась от братьев и сестёр, что все проследили сходство с её матерью, которая с большой долей вероятности была родом из крепостных барина Пушкина-поэта.
«Болдино при Пушкине было сплошь неграмотно. Учился кое-кто разве что у дьячка. А в других селениях волости о школах долго ещё понятия не имели. Только 3 сентября 1867 года открылась трёхклассная земская школа», – записал воспоминания в своих преданиях Иван Киреев.
Упоминания о школе селе Большое Болдино сохранились в архивах Лукояновской уездной Земской управы за 1884 год. Это была церковно-приходская школа, в которой в это время обучалось 42 человека. Учителем в ней был Иван Кузьмич Куклин, окончивший духовную семинарию. До 1918 года школа в Болдине была церковно-приходской.
Евдокия научилась в этой школе писать и читать. Она выделялась нестандартной для тех мест внешностью. Многие заглядывались на неё сначала из любопытства, потом с некой досадой девки пытались разглядеть, что же в ней вызывает повышенное внимание парней, а после и вовсе прозвище придумали – «Цыганочка».
Однажды шедшая с коромыслом Евдокия остановилась передохнуть у калитки местной сплетницы. Поставив вёдра, полные воды, на землю, поправила платочек, затем подняла ношу и перекинула коромысло на другое плечо. Сидевшие на лавке женщины вполголоса заговорили между собой:
– Чай, не она ли это? По линии поэта нашего? В барском дворе в то время девки-прислужницы были, может, её бабкина мать не от мужа понесла?
– Та не! Всё село было в крепостных у них!
– Всё-то всё-о-о, но она-то другая с виду…
– И смугла, пущай… Чай, не до девок деревенских поэту было! Барина уважали, добр и справедлив был, писал здесь все дни без продыху. Не-е, эту Дуню Цыганочкой кличут, поди, замешаны оне здесь… Какой табор заезжий?!
– Цыган видала – у них глаза чёрные, у неё – синющие…
Евдокии захотелось окатить сплетниц водой, но подумала, что далеко несла, а они недостойны и вода не смоет всю их «трепучую суть», ещё больше ославят её, если сделает это. Она не могла допустить мысли о родстве с поэтом, даже зная по рассказам матери Анны Чивкуновой (Ксенофонтовой) и отца Ивана Чивкунова про то, что её предки были крепостными у помещиков Сергея и Василия Пушкиных – отца и дяди поэта. Поэтому, не придав всему услышанному значения, приосанившись и подняв подбородок, несмотря на тяжесть на плечах, пошла дальше…
На этом случае сплетни не смолкали. Народ был охоч до пересудов…
Река времени неумолима и давала всё новые жизненные истоки…
Евдокия встретила Ледяева Дмитрия –
простого общительного парня с примесью мордовских кровей, круглолицего и весёлого. Он не задавал глупых вопросов, а смотрел на неё как на обычную девку, которая запала ему в сердце. Так Дуня стала женой Дмитрия. Он был ремесленником-сапожником и работал в пошивочной артели отца Федосея. Проводил время за любимым делом, его сапоги были чисты и блестящи, она же хлопотала по дому, ухаживая за детьми – старшей, Анной (названной в честь её матери Анны Чивкуновой (Ксенофонтовой)), и младшим, Александром (названным в честь поэта Александра Пушкина). Дети были круглолицы в отца, но от матери переняли кудри и голубые глаза…
Таким образом семьи моих пра-пра-пра-прабабушки и пра-пра-пра-дедушки по линии мамы были крепостными у отца и дяди поэта.
Как Вы собирали материал для книги «От Пушкина до меня»? Где нашли документы? Или, может, они хранились дома?
Ценные сведения, которые помогли наполнить историю моей семьи новыми красками, стали известны благодаря энтузиастам и людям, знающим историю болдинских мест: знакомым моей бабушки, мамы и нашим ближайшим родственникам, которые остались проживать в Большом Болдино. И, конечно же, за «ожившие» имена моих предков благодарна Центральному архиву Нижегородской области, которые подтвердили документально даты и место рождения предков конца XIX века…
О чём будет Ваша новая книга «Мы все по Пушкину родня»?
Сейчас пишу книгу «Мы все по Пушкину родня», в которой читатель проследит, как великий поэт видел себя (внешне и внутренне) и как видим его мы – современники, прочитает и об образах, которые нашли воплощение в памятниках и его бюстах по всей России, рассмотрит и самые уникальные из них. В книгу также войдут фотографии участников челленджа «От Пушкина до меня» из разных населённых пунктов. Выход книги планируется после дня рождения А.С. Пушкина (6 июня 2024 года).
Осознание того, что Ваши предки были причастны к семье великого поэта, как-то повлияло на Ваше творчество?
Эта «причастность» к семье великого поэта даёт мощный стимул. Например, я не понимала в студенчестве, почему многие, кто узнавали эту часть моей родословной, восхищённо говорили: «Надо же, тебе повезло!» Всегда отвечала: «Повезло всем нам, его соотечественникам, и всем, кто любит его в других странах!» Ведь я с этим «знанием» выросла и всегда старалась быть лучше самой себя «вчерашней», созидать, понимать, просвещать, нести слово русское с такой же честью и достоинством, как нёс его Александр Сергеевич Пушкин.
С. БУШНЕВА,
молодёжная писательница, трижды финалистка национальной
литературной премии «Писатель года»
Фото предоставлены автором

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

− 2 = 7

Закрыть
Закрыть