Top.Mail.Ru

«Я поп, а не бригадир»

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы множество верующих собралось на Божественную литургию в храме деревни Аксёново. Совершенно случайно я познакомилась там с одним из гостей, приехавшим на престольный праздник Покровского храма. Моим собеседником оказался вологжанин Дмитрий Гончарук. Как оказалось, он помнит этот храм с юности, потому что его отец – протоиерей Иаков Гончарук был одним из настоятелей этого храма.

Беседа с сыном священника, которого ещё помнят наши земляки – прихожане храма Покрова Божией Матери, сподвигла меня написать эту статью.
Захоронен батюшка Иаков вместе с супругой Леониллой Демьяновной на церковном кладбище возле алтаря. «Отец мой, протоиерей Иаков, служил в Покровском храме около 15 лет назад, – начал свой рассказ Дмитрий. – Мама моя, Леонилла Демьяновна, служила в храме псаломщицей, а в общей сложности этому делу она посвятила около 50 лет. Матушка руководила хором до последних дней своей жизни. Мои родители сначала жили в Кириллове на улице Водников, а потом, когда отец умер, мама переехала в дом, который располагался у Покровского храма. Умерла она в 2022 году в возрасте 84 лет.
Конечно, приезжал я к родителям из Вологды не так часто. Но по приезду всегда бывал в храме, где во время службы звучало мелодичное пение местных участниц клиросного хора. Звучание было совершенно особенное: певчие вкладывали в исполнение молитв всю душу, от этого и рождалось пение, которое было узнаваемо и любимо местными прихожанами.
Отец мой родом с Украины, но решил переехать в Россию. Я помню, как меня отец забрал совсем маленьким с Украины на новое место жительства. Навсегда врезались в память слова родственников: «Куда там ехать, на Север?!» Сначала мы с семьёй приехали в село Холмогоры Архангельской области. А я как увидел эти северные просторы, эти водоёмы, удивительные белые ночи, так и влюбился в эти края, в эти живописные места.
Я по специальности – художник – резчик по дереву, занимаюсь украшением храмов. Будущую профессию, наверное, выбрал ещё в детстве: впервые в жизни увидел храм в Холмогорах и мне захотелось его нарисовать. Тогда отец мне купил первый в моей жизни альбом, цветные карандаши и я нарисовал первый рисунок – это был храм. С этого момента мой профессиональный путь был определён. Я поступил и окончил художественную школу в Архангельске, затем учился в Богородском художественно-промышленном училище резьбы по дереву (недалеко от Сергиева Посада есть такой промысел – Богородская резьба по дереву).
У меня много воспоминаний связано с Покровским храмом, в котором служил отец. А матушка часто ездила в Горицкий женский монастырь, который тогда ещё только начинал восстанавливаться. Ведь в приходском храме службы проходили только по большим праздникам и по воскресеньям, поэтому в будние дни матушка с удовольствием соглашалась помочь в трапезной Горицкого монастыря. В округе нашего храма она знала каждую кочку, все грибные места и из леса неизменно приходила с полными корзинами. Мы всегда были с заготовками на зиму».
Я интересуюсь у моего собеседника: изменился ли Покровский храм со времён его юности? «Время не властно над Покровским храмом, – отвечает Дмитрий. – Здесь практически ничего не меняется. Думаю, что всем местным жителям хорошо известна история, когда храм закрывался на небольшой период, но в нём практически не прекращались богослужения. Место это намоленное. Наверное, таким видели храм прихожане и сто лет назад. Может, только дорога изменилась. Сейчас она грунтовая, но ведь раньше здесь и дороги путной не было. Я думаю, что этот храм не закрывался и в советский период, что власть снисходительно позволяла убогим старушкам ходить в него по грязевому месиву. А за счёт этих старушек, которые сейчас уже похоронены на церковном кладбище, храм и удалось сохранить.
Но богослужения невозможны без священников. Я помню некоторых батюшек: отца Владимира Лазаренко и батюшку Андрея Пылёва. Батюшку Андрея обучал и мой отец. Раньше не так легко было получить образование в духовной семинарии и существовала преемственность: опытный священник обучал священника до рукоположения. Вот и мой отец учил отца Андрея, как вести службу, чтобы запоминать порядок богослужения».
Прошу Дмитрия рассказать что-нибудь об отце Иакове, вспомнить какую-то историю, связанную с ним. «Был один забавный случай, – поразмыслив, с улыбкой ответил Дмитрий. – Когда начались годы перестройки, пришёл к власти Горбачёв, начались движения по обращению людей к церкви. Вот и батюшки начали активизировать работу по восстановлению своих храмов, потому что власти дали на это добро, а раньше всё было жёстко, помощи ждать было неоткуда. Вот староста храма Анна Ивановна однажды обратилась к отцу со словами: «Батюшко, вот тебе надо бы походить по организациям и попросить денежку». А отец ей и отвечает: «Анна Ивановна, я поп, а не бригадир». И она потом, на похоронах отца, говорила: «Он ведь у меня ни одной лишней копеечки не попросил!» Чтобы понять всю суть этих слов, надо помнить, что в советские времена священника нанимали по договору, а главой храма был староста. Староста наделялся большими полномочиями: он мог договор со священником расторгнуть, мог и вовсе уволить священника. Это сейчас священник – глава прихода, а раньше это было не так. Староста выдавал священнику зарплату, вёл всю бухгалтерию. Так что слова о том, что отец Иаков «ни одной лишней копеечки не попросил», очень дорогого стоят.
Я запомнил своего отца прежде всего как очень доброго человека. Даже мои друзья-однокурсники до сих пор вспоминают один случай. Отец периодически приезжал ко мне в Богородское училище. Как-то моя однокурсница потеряла десять рублей. Тогда это были очень солидные деньги. И вот она сидит и плачет. В это время как раз приехал мой отец. Увидел её, подходит и спрашивает: «Ты чего рыдаешь?» «Вот десять рублей у меня потерялось…» – отвечает она. Он, не раздумывая, достал десять рублей и подаёт ей. Она ещё в слезах, всхлипывает, говорит, что не знает, когда теперь сможет отдать деньги и как же их возьмёт. А он успокоил её, сказал, что не надо ничего отдавать. Так вот он явился в самый нужный момент и помог незнакомому человеку, который уже отчаялся и не надеялся на безвозмездную помощь.
Конечно, в юные годы я испытывал на себе и его строгость, всякое бывало, но вспоминаю его всегда как очень доброго отца и великодушного, доброго человека. Да и многие его вспоминали как очень доброго и щедрого человека».
Особым видом нашей благодарности людям, посвятившим свою жизнь служению Богу и окружающим, является возможность по промыслу Божиему собирать, хранить и публиковать свидетельства о жизни этих Божиих людей. В наших силах сохранить память о добрых и отзывчивых людях, усилиями которых шла размеренная церковная жизнь на нашей Кирилловской земле, о тех, кто уже перешёл из земной жизни в жизнь вечную, оставив в нашей памяти самые светлые и добрые воспоминания о себе. Безусловно, Леониллу Демьяновну и отца Иакова Гончарука помнят наши земляки, особенно прихожане Покровского храма. И они, находясь уже в Небесном Отечестве, навсегда останутся хранителями своего любимого Покровского храма, обретя на церковном кладбище возле него последнее пристанище и вечный покой.
Мария ГОЛУБЕВА
Фото автора и предоставлено
Дмитрием Гончаруком

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

+ 22 = 27

Посмотреть также

Закрыть
Закрыть
Закрыть