В конце октября российский актёр театра и кино Андрей Мерзликин представил на Вологодчине премьеру своей авторской программы «Вологодский круговорот» (12+), созданной по произведению «Лад» Василия Белова. С артистом, известным своей приверженностью к традиционным духовным ценностям, мы побеседовали о новом спектакле, мудрости деревенской жизни и связи с Вологодской областью после репетиции в Центре культурного развития.
– Андрей Ильич, я слышала, что у Вас есть вологодские корни. Так ли это?
– Да, моя мама родом из Грязовецкого района. Она самая что ни на есть вологодская девчонка.
– Вы уже были в Кириллове раньше?
– Да, это было моё личное путешествие. Мы вместе с супругой Анной открывали для себя Вологодскую область, потому что я мало где был. У нас получилось очень хорошее путешествие. Я имел представление, что здесь, в глубинке, всё должно быть разбито, разрушено и очень удручающе. Но на деле я столкнулся с тем, что ситуация обстоит совершенно наоборот. Мы с Аней ехали по шикарной трассе, посмотрели Семёнково, побывали в Кирилло-Белозерском монастыре, а приехав в Ферапонтово, увидели, что и там идёт асфальтирование дороги, строится тротуар. Мы с Аней даже начали публиковать это всё в своих соцсетях, рассказывая, какие у вас здесь происходят замечательные события в сфере благоустройства. Нам было очень приятно об этом говорить.
– Вы получили отклик на публикации?
– Нам написал губернатор Вологодской области и поблагодарил за поддержку в соцсетях. Мне показалось удивительным, что сам глава региона смотрит социальные сети, а Олег Александрович Кувшинников даже ответил: «Поверьте, смотрим». И я тогда подумал, что это очень правильный и современный подход, серьёзно сокращающий дистанцию между властью и людьми. Мы же жили в то время, когда этот разрыв был неимоверным. Представителям власти и самим не хватает этой связи с «землёй».
– Путешествовали только по Кирилловской земле или познакомились и с другими районами?
– Побывали в Белозерске, в тех местах, где снимался фильм Василия Шукшина «Калина красная». В своё время мы создавали спектакль «Человек земли. Шукшин». А сейчас – «Человек земли. Белов». Узнал, насколько огромна Вологодская область. Это открытие для себя я сделал будучи взрослым человеком, понял, что мы можем говорить об отдельной северной культуре и цивилизации. Можно раздвигать собственное пространство творческого размышления.
– Андрей Ильич, у меня создалось впечатление, что Вы очень хорошо знакомы с нашей вологодской северной культурой.
– Мама рассказывала в моём детстве о Рубцове, Астафьеве, Клюеве, Белове. Она их читала. Я же позже открыл для себя Гаврилина и сделал музыкальную программу про его жизнь и судьбу. Надеюсь, когда-нибудь привезу её сюда. Если говорить о Василии Белове, то более серьёзно я открыл этого писателя-деревенщика именно через его дружбу с Шукшиным. Огромную роль в постановке сыграл начальник департамента культуры Вологодской области Владимир Александрович Осиповский. Мы с ним познакомились почти случайно, позже выяснили, что наши мамы учились вместе в школе, в одном классе! Владимир Александрович этим летом пригласил на фестиваль «Душа России», и эта поездка в Верховажье утвердила моё верование в деревню, в современную деревенскую жизнь, в людей, которые живут вот этой особой вологодской северной культурой. О ней можно и нужно говорить, смелее действовать, реализовывать проекты о деревенской культуре.
– Ваш культурный проект «Человек земли», в который входит программа «Вологодский круговорот», поддержана Президентским фондом культурных инициатив. Можете это прокомментировать?
– Поддержка Президентского фонда культурных инициатив обрадовала нас, так как если государство поддерживает темы, проекты, рассказывающие о нашей сельской культуре, если ему это интересно и важно, если в этом направлении чувствуется потенциал, значит это направление можно и нужно развивать. Рассказывать о людях, которых мы считаем столпами и фундаментом русской культуры, явившей красоту простого человека, его труда, крестьянского быта. Как, например, в нашей программе по книге Василия Белова «Лад», неожиданно говорить со сцены о пахоте, коровах и удоях, о жатве и сенокосе, о временах года и круговороте сельского труда – это выглядит как абсурд! Но в то же время видим поэзию деревенской жизни, её философию и цикличность. Именно мировоззрение и ритм деревни способны жизнь современного человека, сделать более осмысленной и значимой. Атлантида русской деревни не ушла ко дну, не скрылась под водой современной городской экспансии. Деревня – это действительно душа России. Если искать ключи к русской цивилизации, то ищите их именно в деревне, там, где она живёт и крепнет вместе с людьми.
– Я очень рада, что побывала на репетиции и увидела весь этот сложный творческий процесс своими глазами. Создание спектакля – это удивительное зрелище.
– На репетиции спектакль буквально рождается. Собирается воедино, приходят в гармонию все его составляющие: текст, музыка, хор, мизансцены. Подбирается реквизит, костюмы. Своего рода таинство. Когда рождаются эмоции и чувства от текстов, от видеоряда, который нам создал Алексей Зорин, от стихов, которые композитор Александр Владимирович Чайковский выбрал для того, чтобы создать свою хоровую музыкальную партитуру, показать и рассказать, открыть, проиллюстрировать зрителю тот смысл, что в качестве текстов нам предлагает Василий Белов.
– Правда ли, что успех репетиций, а затем и спектакля во многом зависит от условий, созданных для артистов? И, если это так, то расскажите, как Вам и Вашей команде создали комфортные условия в нашем Центре культурного развития?
– Встречающая сторона серьёзно помогала, включилась в творческий процесс, буквально на ходу доставали необходимый реквизит. Всё, что нам требуется, возникало буквально из ниоткуда. Говорю, что нужна коса, – хоп! – уже есть коса. Я говорю – нужны коклюшки. Их тут же везут. Лавочки, столы, льняная скатерть, телогрейка, шапки, кепки, сапоги, куклы… Словом, всё, что помогало иллюстрировать текст, появилось благодаря усилиям сотрудников кирилловского Центра культурного развития. И за это им от меня большая благодарность.
– Если не секрет, почему Вы выбрали для премьеры именно Кириллов?
– С самого начала было понимание о двух премьерах: в Кириллове и в Вологде. Кириллов – это духовный культурный центр. Стены монастыря, находящегося рядом с местом премьеры, для нас были важной поддержкой. Мы приехали с глубоким уважением к самой земле и к людям, которые здесь живут. Мечтаю сыграть на территории Кирилло-Белозерского монастыря, на открытой площадке, когда музыка летит среди древних стен. Надеюсь, эта мечта сбудется.
Галина УЛЬЯНОВА
Фото автора