Top.Mail.Ru

Андрей Мерзликин: «Атлантида русской деревни не ушла ко дну»

В конце октября российский актёр театра и кино Андрей Мерзликин представил на Вологодчине премьеру своей авторской программы «Вологодский круговорот» (12+), созданной по произведению «Лад» Василия Белова. С артистом, известным своей приверженностью к традиционным духовным ценностям, мы побеседовали о новом спектакле, мудрости деревенской жизни и связи с Вологодской областью после репетиции в Центре культурного развития.

– Андрей Ильич, я слышала, что у Вас есть вологодские корни. Так ли это?
– Да, моя мама родом из Грязовецкого района. Она самая что ни на есть вологодская девчонка.
– Вы уже были в Кириллове раньше?
– Да, это было моё личное путешествие. Мы вместе с супругой Анной открывали для себя Вологодскую область, потому что я мало где был. У нас получилось очень хорошее путешествие. Я имел представление, что здесь, в глубинке, всё должно быть разбито, разрушено и очень удручающе. Но на деле я столкнулся с тем, что ситуация обстоит совершенно наоборот. Мы с Аней ехали по шикарной трассе, посмотрели Семёнково, побывали в Кирилло-Белозерском монастыре, а приехав в Ферапонтово, увидели, что и там идёт асфальтирование дороги, строится тротуар. Мы с Аней даже начали публиковать это всё в своих соцсетях, рассказывая, какие у вас здесь происходят замечательные события в сфере благоустройства. Нам было очень приятно об этом говорить.
– Вы получили отклик на публикации?
– Нам написал губернатор Вологодской области и поблагодарил за поддержку в соцсетях. Мне показалось удивительным, что сам глава региона смотрит социальные сети, а Олег Александрович Кувшинников даже ответил: «Поверьте, смотрим». И я тогда подумал, что это очень правильный и современный подход, серьёзно сокращающий дистанцию между властью и людьми. Мы же жили в то время, когда этот разрыв был неимоверным. Представителям власти и самим не хватает этой связи с «землёй».
– Путешествовали только по Кирилловской земле или познакомились и с другими районами?
– Побывали в Белозерске, в тех местах, где снимался фильм Василия Шукшина «Калина красная». В своё время мы создавали спектакль «Человек земли. Шукшин». А сейчас – «Человек земли. Белов». Узнал, насколько огромна Вологодская область. Это открытие для себя я сделал будучи взрослым человеком, понял, что мы можем говорить об отдельной северной культуре и цивилизации. Можно раздвигать собственное пространство творческого размышления.
– Андрей Ильич, у меня создалось впечатление, что Вы очень хорошо знакомы с нашей вологодской северной культурой.
– Мама рассказывала в моём детстве о Рубцове, Астафьеве, Клюеве, Белове. Она их читала. Я же позже открыл для себя Гаврилина и сделал музыкальную программу про его жизнь и судьбу. Надеюсь, когда-нибудь привезу её сюда. Если говорить о Василии Белове, то более серьёзно я открыл этого писателя-деревенщика именно через его дружбу с Шукшиным. Огромную роль в постановке сыграл начальник департамента культуры Вологодской области Владимир Александрович Осиповский. Мы с ним познакомились почти случайно, позже выяснили, что наши мамы учились вместе в школе, в одном классе! Владимир Александрович этим летом пригласил на фестиваль «Душа России», и эта поездка в Верховажье утвердила моё верование в деревню, в современную деревенскую жизнь, в людей, которые живут вот этой особой вологодской северной культурой. О ней можно и нужно говорить, смелее действовать, реализовывать проекты о деревенской культуре.
– Ваш культурный проект «Человек земли», в который входит программа «Вологодский круговорот», поддержана Президентским фондом культурных инициатив. Можете это прокомментировать?
– Поддержка Президентского фонда культурных инициатив обрадовала нас, так как если государство поддерживает темы, проекты, рассказывающие о нашей сельской культуре, если ему это интересно и важно, если в этом направлении чувствуется потенциал, значит это направление можно и нужно развивать. Рассказывать о людях, которых мы считаем столпами и фундаментом русской культуры, явившей красоту простого человека, его труда, крестьянского быта. Как, например, в нашей программе по книге Василия Белова «Лад», неожиданно говорить со сцены о пахоте, коровах и удоях, о жатве и сенокосе, о временах года и круговороте сельского труда – это выглядит как абсурд! Но в то же время видим поэзию деревенской жизни, её философию и цикличность. Именно мировоззрение и ритм деревни способны жизнь современного человека, сделать более осмысленной и значимой. Атлантида русской деревни не ушла ко дну, не скрылась под водой современной городской экспансии. Деревня – это действительно душа России. Если искать ключи к русской цивилизации, то ищите их именно в деревне, там, где она живёт и крепнет вместе с людьми.
– Я очень рада, что побывала на репетиции и увидела весь этот сложный творческий процесс своими глазами. Создание спектакля – это удивительное зрелище.
– На репетиции спектакль буквально рождается. Собирается воедино, приходят в гармонию все его составляющие: текст, музыка, хор, мизансцены. Подбирается реквизит, костюмы. Своего рода таинство. Когда рождаются эмоции и чувства от текстов, от видеоряда, который нам создал Алексей Зорин, от стихов, которые композитор Александр Владимирович Чайковский выбрал для того, чтобы создать свою хоровую музыкальную партитуру, показать и рассказать, открыть, проиллюстрировать зрителю тот смысл, что в качестве текстов нам предлагает Василий Белов.
– Правда ли, что успех репетиций, а затем и спектакля во многом зависит от условий, созданных для артистов? И, если это так, то расскажите, как Вам и Вашей команде создали комфортные условия в нашем Центре культурного развития?
– Встречающая сторона серьёзно помогала, включилась в творческий процесс, буквально на ходу доставали необходимый реквизит. Всё, что нам требуется, возникало буквально из ниоткуда. Говорю, что нужна коса, – хоп! – уже есть коса. Я говорю – нужны коклюшки. Их тут же везут. Лавочки, столы, льняная скатерть, телогрейка, шапки, кепки, сапоги, куклы… Словом, всё, что помогало иллюстрировать текст, появилось благодаря усилиям сотрудников кирилловского Центра культурного развития. И за это им от меня большая благодарность.
– Если не секрет, почему Вы выбрали для премьеры именно Кириллов?
– С самого начала было понимание о двух премьерах: в Кириллове и в Вологде. Кириллов – это духовный культурный центр. Стены монастыря, находящегося рядом с местом премьеры, для нас были важной поддержкой. Мы приехали с глубоким уважением к самой земле и к людям, которые здесь живут. Мечтаю сыграть на территории Кирилло-Белозерского монастыря, на открытой площадке, когда музыка летит среди древних стен. Надеюсь, эта мечта сбудется.
Галина УЛЬЯНОВА
Фото автора

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

7 + 1 =

Посмотреть также

Закрыть
Закрыть
Закрыть