Top.Mail.Ru

Честно служил России

Наш земляк – один из старейших авиаторов России Сергей Алексеевич Мельников – своё первое офицерское звание получил в царской армии, в Красной армии дослужился до комбрига и уволился в запас подполковником Советской армии.

В нашей газете неоднократно публиковались материалы, посвящённые этому удивительному человеку, который был лично знаком со штабс-капитаном Петром Нестеровым, чьё имя носит знаменитая фигура высшего пилотажа. В Севастопольском училище лётчиков пилот-инструктор Мельников щедро делился секретами лётного мастерства с курсантом Евгением Преображенским. С того самого времени и до конца жизни их связывала многолетняя дружба.
Во время учёбы Сергея Мельникова в военно-воздушной академии его одногрупником оказался известный лётчик Валерий Чкалов. Для многих стало удивительным, что эти два абсолютно противоположных по характеру человека подружились. Чкалов – по жизни вспыльчив и горяч, всегда являлся душой компании. Мельников был немногословен, порой даже мрачноват. Объединяла лётчиков огромная любовь к небу и к своей лётной профессии. Оба являлись одними из лучших слушателей академии.
Карьера лётчика Мельникова в Красной армии неуклонно шла в гору. Он неоднократно признавался лучшим лётчиком Северо-Кавказского военного округа, удостоен именного оружия, за меткую стрельбу с воздуха награждён часами от маршала Ворошилова. По окончании военной академии С.А. Мельникова назначают начальником авиационного учебного центра в Киеве. В 1936 году ему присваивается высокое воинское звание комбрига авиации.
Стоит уточнить, что персональное воинское звание комбрига авиации было введено в Красной армии в 1935 году и соответствовало званию генерал-майора авиации. В 1940 году звание комбрига трансформировалось в звание генерал-майора. В итоге Сергей Алексеевич Мельников стал первым лётчиком-земляком, дослужившимся до генеральского звания.
Однако судьба распорядилась таким образом, что носить генеральский ромб в петлицах нашему земляку было суждено около полутора лет. В 1937 году С.А. Мельников в числе многих других офицеров Красной армии, начавших службу в царские времена, был арестован. Ему вменялось в вину, что скрыл факт того, что являлся офицером царской армии. Кроме того припомнили, что он непролетарского происхождения. Его отец работал управляющим судоходной компанией в Кириллове, а мать была домохозяйкой.
На самом деле Сергей Алексеевич служил в царской армии простым солдатом, за личное мужество в боях Первой мировой войны награждён Георгиевским крестом IV степени. Грамотного солдата-пехотинца переводят служить в лётную часть, поскольку ещё до службы Мельников выучился на судового механика. Вскоре судовой механик становится одним из лучших авиационных механиков своего авиаотряда. Скорее всего, именно тогда у молодого человека появилась мечта самому подняться в небо.
Примечательно, что в авиационной части наш земляк проявил себя не только грамотным специалистом, но и героическим человеком. Полевой аэродром, где базировались наши самолёты, неожиданно подвергся артобстрелу. Обслуживающий персонал аэродрома поспешил в укрытие. На взлётной полосе остался готовый к полёту самолёт, который с большой долей вероятности мог быть уничтожен огнём противника. Спасать самолёт под разрывами снарядов бесстрашно бросился авиамеханик Сергей Мельников. Ему удалось запустить двигатель и вывести самолёт из зоны обстрела. За этот подвиг наш земляк был награждён по одной версии вторым Георгиевским крестом, по другой – Георгиевской медалью «За храбрость».
Возможно, это обстоятельство подтолкнуло командование авиаотряда удовлетворить рапорт Мельникова и направить его в Гатчинское лётное училище учиться на лётчика. После успешного окончания училища старший унтер-офицер Сергей Мельников в качестве военного лётчика успел повоевать на фронтах Первой мировой войны: в основном занимался воздушной разведкой и корректировкой артиллерийского огня.
В сентябре 1917 года самолёт Мельникова по одной версии был сбит неприятелем, по другой – потерпел аварию. При этом лётчик-наблюдатель погиб, а пилот Мельников оказался надолго на госпитальной койке. Будучи в госпитале, он узнаёт, что в стране произошла Октябрьская революция. После излечения, зимой 1918 года, Сергея Мельникова зачисляют в первый авиаотряд молодой Красной армии, где его сослуживцами стали известные в будущем лётчики В.К. Коккинаки, А.В. Ляпидевский,
С.А. Леваневский.
В то время Сергей Алексеевич даже понятия не имел, что осенью 1917 года ему было присвоено офицерское звание. По большому счёту, людям в то время, когда в стране происходили такие революционные события, было не до званий. Да и скрывать своё прошлое Сергею Мельникову никакой необходимости не было. Новая власть очень лояльно относилась к военным лётчикам, а многие выдающиеся советские полководцы начинали службу царскими офицерами.
Спустя 20 лет бдительные компетентные органы обнаружили в архивах приказ о производстве С.А. Мельникова в офицеры. То, что сам Сергей Алексеевич не был извещён об этом, можно было расценить как недоразумение. Во всяком случае его подписи о том, что он ознакомлен с этим документом, на приказе не было. Тем не менее, чтобы доказать свою невиновность, нашему земляку пришлось провести в подвалах НКВД около года. Сергей Алексеевич с честью выдержал все испытания, не оговорил ни себя, ни своих товарищей.
В итоге Мельникова оправдывают: ему возвращают все имевшиеся награды, в том числе именные маршальские часы и наградное оружие, однако понижают в звании до подполковника. Таким образом, судьба сыграла с ним злую шутку: несомненные заслуги при одной власти превратились в пятно на биографии при другой. Примечательно, что после ареста и понижения в звании Мельникова возвращают на прежнюю генеральскую должность начальника авиационного учебного центра в Киеве.
В дальнейшем военный лётчик Сергей Мельников участвовал в боевых действиях у озера Хасан и на Халхин-Голе. Во время Великой Отечественной войны командовал авиационными полками на Калининском и Северо-Западном фронте. За свой ратный труд Сергей Алексеевич удостоен высшей награды Родины – ордена Ленина, награждён орденом Боевого Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями.
Интересен факт, что ровно 80 лет назад Сергей Мельников вместе с Евгением Преображенским посещали свою малую родину. Из воспоминаний жительницы Кириллова Нины Васильевны Антоновой: «Происходило это в конце марта 1943 года. Небольшой самолёт приземлился около 10 часов утра в северной части Долгого озера, а затем, словно аэросани, поехал на лыжах по льду водоёма поближе к центру города и остановился возле улицы Революционной. Из самолёта выпрыгнул человек в унтах и отправился в город. Это был Сергей Алексеевич Мельников, который прилетел с фронта чтобы повидаться со своими родными». Как потом оказалось, сначала они приземлились в Волокославинском, а затем прилетели в Кириллов. Возле самолёта собралось много народа, стоянка на озере была недолгой, минут через сорок самолёт разбежался и поднялся в небо. В память об этом событии в семье Н.В. Антоновой долго хранилась любительская фотография: самолёт на Долгом озере, возле него два лётчика, их лица трудно различимы. Тем не менее достоверно известно, что один из них – командир 8-й авиабригады морской авиации полковник Е.Н. Преображенский, а второй – командир полка ночных бомбардировщиков Калининского фронта подполковник
С.А. Мельников. К большому сожалению, фотография была утрачена.
Из рядов Вооружённых сил Сергей Алексеевич уволился в 1946 году, посвятив 30 лет службе в отечественной авиации. К тому времени некоторые его ученики вышли в генералы, занимали высокие командные должности в военной авиации. В 50-е годы произойдёт развенчание культа личности Сталина, многие руководители НКВД, МГБ будут объявлены «врагами народа». Друзья «вечного» подполковника не однажды предлагали обратиться на пересмотр его дела. На волне перемен С.А. Мельников имел все шансы вернуть утраченное воинское звание, однако не стал этого делать. Сергей Алексеевич говорил по этому поводу так: «Я служил не царю и не Сталину, а своему народу и воевал за своё Отечество». После увольнения из армии военный инженер Мельников проживал в Краснодаре, не однажды приезжал в город своей юности Кириллов.
Алексей КУЗЬМИН
Фото предоставлены Т. Погодиной

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

52 − = 43

Закрыть
Закрыть