Top.Mail.Ru

Судьбы её крутые виражи

Как-то так повелось, что многие годы редакторами районной газеты «Новая жизнь» были мужчины.
Но в 2002 году эта традиция была нарушена и газету возглавила Надежда Всеволодовна Васина. За спиной
её к тому времени был уже двадцатилетний опыт работы корреспондентом.

Уроженка Новокемского – отдалённого посёлка лесозаготовителей сначала Белозерского, затем Вашкинского района, она росла любимицей отца, была смышлёной, любознательной и бойкой. До школы большую часть времени проводила у бабушки в маленькой, затерянной в лесах деревеньке Новосело, где насквозь пропиталась духом деревенского фольклора: прибауток, присказок и примет её мудрая бабушка знала великое множество.
В школе Надежда всегда была в числе отличников. Обладающая прекрасной памятью, с детства хорошо владеющая словом, она почти всё запоминала с урока, много и с удовольствием читала. Наверное, поэтому ей всегда особенно давались гуманитарные предметы, а самыми любимыми были русский язык и литература. Кстати, уже в те годы, вступив в пору размышлений на тему «делать жизнь с кого», Надежда всерьёз подумывала о журналистской стезе. И даже сама пробовала перо – писала заметки в газету «Пионерская правда» (была в те годы такая популярная среди пионеров и школьников центральная газета).
Правда, осваивать журналистскую профессию в Москве или Питере всё же не отважилась, решила учиться в Череповецком педагогическом институте на филолога: всё поближе к дому. Немало способствовала этому и родная сестра её мамы тётушка Нина, которая с семьёй жила в Череповце и охотно взяла под своё крыло любимую племянницу.
В результате пять лет учёбы пролетели для Надежды совсем незаметно. По распределению она приехала в Кириллов и попала пионервожатой в школу глухих детей – вакансий по профилю в местных общеобразовательных школах не оказалось. В начале 80-х годов в Кириллове с педагогическими кадрами был полный комплект.
Школа глухих детей в те годы располагалась в Архимандричьем корпусе Кирилло-Белозерского монастыря. Разговоры о переводе её в более подходящее помещение витали, но не более того. Развязку этого дела ускорил пожар, случившийся однажды зимой. Воспитанников временно поместили в интернат Кирилловской средней школы, а чуть позже школу глухих детей и вовсе перевели в Череповец. Надежда Всеволодовна – так уважительно теперь все величали пионервожатую – переезжать в город металлургов не пожелала. На то была веская причина: к тому времени она была уже замужней дамой. Её муж Николай Игоревич Васин имел в Кириллове хорошо оплачиваемую работу, играл в футбол в составе районной сборной и менять привычный жизненный уклад не собирался. А жена, как издревле принято, всегда идёт за мужем, как нитка за иголкой.
К счастью, для молодой литераторши нашлось место в школе рабочей молодёжи, или, как тогда все её называли, в вечерней школе. Надежда Всеволодовна легко влилась в новый для себя педагогический коллектив, быстро наладила отношения со своими взрослыми учениками. И тут новая незадача: начали ходить слухи о возможном закрытии вечерней школы.
А в редакции районной газеты «Новая жизнь» на ту пору как раз случилась вакансия: потребовалось найти корреспондента в отдел партийной жизни. В маленьком провинциальном городе, где все и всё про всех знают, Надежда Всеволодовна Васина уже тогда была на виду. Слухи о том, что молодой коммунист Васина –
сильный литератор, достигли редакции, и это предрешило дальнейшую Надеждину судьбу. Секретарь парторганизации редакции Татьяна Григорьевна Крутова и редактор Александр Васильевич Плеханов сумели найти к ней подход и переманили Надежду Всеволодовну в свой коллектив.
Она признавалась позже, что была рада такому предложению, тем более что с детства мечтала о журналистской профессии. Но всё же слегка сомневалась в своих силах и поначалу немного комплексовала. Впрочем, она была не из той породы, кто надолго зацикливается на собственных комплексах, и с головой окунулась в новую профессию, которая вскоре завладела ею целиком. С целью совершенствования профессиональных навыков через два года Надежда поступает на факультет журналистики областного университета марксизма-ленинизма и успешно его оканчивает. Теперь она не только профессиональный корреспондент районной газеты, но и несёт ответственную партийную нагрузку: является пропагандистом в коллективе районной типографии. Надежда хорошо образована, умеет завладеть вниманием слушателей, интересно и доходчиво рассказывая о различных политических событиях в стране и мире. Слушатели её выступления любили и занятия не пропускали.
Надежда постоянно росла профессионально: её материалы всё чаще отмечали в числе лучших, на редакционных планёрках она вела себя активно, нередко фонтанируя идеями. Правда, иногда, чего греха таить, так же быстро и угасала: некоторые её идеи так и не получали развития. Природой Надежде Всеволодовне был отпущен очень щедрый потенциал: не будь она столь беспечна и доверчива, могла бы сделать головокружительную карьеру.
Впрочем, иногда у неё случались яркие эмоциональные всплески, просыпались дремлющие в глубине души амбиции и устремления. Тогда она могла идти напролом, преодолевать любые преграды, заводить интересные знакомства, спорить при случае на равных даже с маститыми учёными, вызывая удивление и восхищение окружающих. Так случилось в 90-е годы, когда ветер перемен вдохновил и опьянил многих, в том числе и нашу неугомонную коллегу. На волне демократических реформ Надежда Всеволодовна ввязывается в политику, к счастью, только на местном уровне. Она активно участвует в многочисленных тогда выборах как агитатор и член группы поддержки, даже сама баллотируется в депутаты. И вот уже главы района Николай Николаевич Титов, а за ним и Николай Николаевич Дьяков назначают её своим негласным советником, согласуя с нею порой даже кадровые перестановки.
В Надежде внезапно просыпаются лидерские качества, которые дремали в ней ещё со школьных лет, и она получает третье высшее образование, окончив академию госслужбы. В результате третье тысячелетие Надежда Всеволодовна Васина встречает в должности заместителя редактора районной газеты «Новая жизнь». Ещё через два года Александр Васильевич Плеханов по доброй воле уступит ей своё место у руля районной прессы, а сам уйдёт в заместители.
Коллектив редакции эти кадровые перемены воспринял благожелательно: за два десятилетия работы в газете Надежда Всеволодовна сумела завоевать любовь и авторитет у большинства своих коллег. Внимательная и чуткая не только к производственным, но и к бытовым, и к семейным проблемам своих товарищей по труду, она могла посочувствовать, поддержать в нужную минуту, дать добрый совет, короче, помочь словом и делом, войти в положение. А такое отношение к подчинённым обычно дорогого стоит. Да и внешний облик районки с приходом Надежды Всеволодовны в редакторское кресло постепенно менялся: газета стала менее политизированной и заорганизованной, более полемичной и критичной, становилась скорее семейной газетой, читать которую интересно всем. Надежда Всеволодовна много внимания уделяла молодым кадрам, приветствуя все их начинания, помогая им успешно участвовать в журналистских конкурсах.
Восемь лет в редакторском кресле пролетели для неё как один миг. Они были очень непростыми, эти годы, и дались Надежде Всеволодовне ой как нелегко, потому что иногда она бывала, наверное, слишком категоричной и бескомпромиссной. Особенно, когда была безоговорочно убеждена в своей правоте. Но в том-то вся и беда, что окружающий нас мир не делится на белое и чёрное, в нём есть целая гамма оттенков и полутонов, которые тоже непременно нужно учитывать, вращаясь в современном социуме. Поговорка «Хочешь жить – умей вертеться» не нами придумана. В результате случилось то, что случилось: после выхода на заслуженный отдых Надежда Всеволодовна вынуждена была уйти с редакторского поста.
С тех пор прошло уже больше десятка лет. Надежда Всеволодовна, даже выйдя на заслуженный отдых, по-прежнему продолжает работать: теперь она сеет разумное, доброе, вечное в светлые души и головы студентов Вологодского областного колледжа культуры и туризма. Дети её обожают, педагоги относятся с уважением и почтением. В общем, жизнь успешно продолжается, и это здорово!
Несмотря на то, что своим профессиональным праздником Надежда Всеволодовна теперь наверняка вновь считает День учителя, мы по-прежнему считаем её своей коллегой и от всего сердца поздравляем с Днём печати. Всё-таки 28 лет плодотворной работы в среде газетчиков – это вам не кот начихал, это стаж, да ещё какой! И, как поётся в нашем профессиональном гимне – «Песенке журналистов», если б снова начать, Надежда Всеволодовна наверняка бы выбрала опять бесконечные хлопоты эти. Впрочем, как и все мы, кто однажды и навсегда заболел этой удивительной профессией. С Днём печати, Надежда Всеволодовна! С Днём печати вас всех, коллеги и друзья-читатели!
Татьяна ПОГОДИНА
Фото автора

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

1 + = 4

Посмотреть также

Закрыть
Закрыть
Закрыть