Top.Mail.Ru

По дорогам огромной страны

Значительная часть трудовой биографии жителя Кириллова
Анатолия Павловича Кирова связана с автомобильным транспортом.

В настоящее время День шофёра стал поистине всенародным праздником: сегодня его отмечают все, кто имеет водительское удостоверение. Однако главными героями этого праздника являются профессиональные водители, люди, управляющие грузовиками и автобусами, троллейбусами и трамваями. Кроме того, это профессиональный праздник тех, кто занимается сервисным обслуживанием транспортных средств: автослесарей, шиномонтажников, механиков, а также сотрудников автотранспортных предприятий.
Неслучайно развитие автомобильного транспорта специалисты считают индикатором развития экономики. В недавнем прошлом автомобильными грузоперевозками практически в любую точку нашей огромной страны занимались три предприятия Кирилловского района: производственное объединение «Сельхозтехника», районная «Агропромхимия» и Кирилловское автотранспортное предприятие.
«На работу в районную «Сельхозтехнику» я пришёл в 1976 году, после демобилизации из Вооружённых сил, – рассказывает А.П. Киров. – Руководил предприятием в ту пору замечательный человек Виталий Аполлонович Малышев. Встретил он меня приветливо, обрисовал перспективы дальнейшей работы, возможности получения жилья. Доверили старенький ГАЗ-52. Возил грузы в основном в пределах своего района, случались рейсы в Грязовец, доставлял двигатели на авторемонтный завод.
Поскольку моя супруга в то время работала учителем в Горицкой школе, то проживали мы в небольшой квартире на территории Горицкого монастыря. Добираться на работу в «Сельхозтехнику» было неудобно. Анатолий Павлович Чащин предложил перейти на работу водителем в Горицкий сельсовет, там ожидали получения нового «Москвича». На этой легковой машине я отработал два года.
С этим периодом связан мой первый самостоятельный выезд на автомобиле за пределы нашего региона. Тогда в области случился неурожай картофеля и закупать его предложили по прямым связям в Белоруссии. Туда отправилась колонна из грузовых автомобилей «Сельхозтехники» и совхоза «Организатор». Возглавлял эту делегацию заместитель председателя райисполкома Вячеслав Дмитриевич Жудин. Я возил его на «Москвиче» в Гомельскую область. Конечно же, для меня как водителя это был огромный опыт.
В целом всё складывалось неплохо, но всё-таки я осознавал, что нормальному мужику работать на легковом автомобиле как-то несолидно. К тому же перспектив улучшения жилищных условий практически не было. Решил вернуться на работу в «Сельхозтехнику», а в это время от неё отделилось и превратилось в самостоятельное предприятие спецотделение «Сельхозхимия». Его руководитель Николай Васильевич Бердников пообещал выделить квартиру. Здесь я получил тягач КАЗ-608 «Колхида». Автомобиль оказался для меня незнакомым, помнится, поначалу не знал даже, как поднять кабину. Пришлось изучать инструкцию. Освоил машину достаточно быстро. Возил на ней различные грузы, но в основном минеральные удобрения из Череповца в сельхозпредприятия района. В зимний период привлекали даже на вывозку органики на поля. Автомобиль не самосвальный, поэтому разгружали его специальным бульдозером. Было очень неудобно, но зато наши несамосвальные автомобили вносили свою лепту в выполнение плана по вывозке торфа.
Прежде существовала такая практика: новые автомобили поступали на предприятия и в организации через уборку урожая. Лично я попал на уборку чисто случайно: просто кто-то не смог поехать туда по семейным обстоятельствам, поэтому отправили меня. От нашего предприятия поехали в командировку втроём: Александр Шабаров, Александр Мошков и я. На новых самосвалах ГАЗ-53 работали на уборке урожая в Тамбовской области. Перевозить приходилось зелёную массу на силос, зерно от комбайнов, урожай картофеля и сахарной свёклы. Трудились ненормированный рабочий день и без выходных около полугода. Уехали на уборку в конце июня и возвратились в декабре.
На новом ГАЗике довелось поработать недолго. По производственной необходимости перевели на ЗИЛ-130. Конечно же, этот автомобиль более серьёзный – идеальный тягач грузоподъёмностью десять тонн. На нём из Волховстроя возил в Кириллов железобетон для строительства оптиковских домов и цемент из города Сланцы Ленинградской области. Доставлял в наш город грузы для оптико-механического завода из Орехова-Зуева Московской области. Отвозил продукцию производства общества слепых из Кириллова в Воронеж.
Стоит напомнить, что в те годы во всех крупных городах существовали интересные организации УТЭПы – узловые транспортно-экспедиционные предприятия, которые занимали монопольное положение на рынке междугородних перевозок, поскольку только они могли разрешать автотранспортным предприятиям независимо от их ведомственной принадлежности выполнение междугородних перевозок. Кроме того, им было предоставлено право принудительной попутной загрузки грузовых автомобилей, следующих без груза.
Примечательно, что в Вологодском УТЭПе попутный груз имелся практически в любом направлении, что свидетельствует об огромном экономическом потенциале нашего региона. От нас было что везти, однако в других городах попутный груз по направлению на Вологду находился не всегда. К примеру, организация заказывает автомобиль и груз необходимо доставить в одну сторону в какой-то город за пределами нашей области. В этом случае водитель рискует задержаться в командировке, потому что автомобиль без груза в обратном направлении просто не пропустят.
Однажды, работая уже на КамАЗе, я застрял таким образом в Чебоксарах. Жду несколько дней, а всё нет попутного груза не только на Вологду, но и в ближние города. Уже заканчивались деньги, взятые с собой на питание, да и дома давно ждут из рейса. Едва уговорил сотрудников УТЭПа поставить в путевой лист заветную печать, разрешающую ехать без груза. Хотя водителям было невыгодно идти без груза, потому что сильно теряли в зарплате.
Каждую весну в нашей области для большегрузного автотранспорта закрываются дороги. Для водителей, по сути, это время безработицы. Мы с Александром Управителевым решили в этот период поработать за пределами области, наше руководство было также заинтересовано, чтобы большегрузные автомобили не простаивали.
За день до закрытия дорог взяли в Череповце груз и пошли на Ригу, затем из Пскова доставили ткацкие станки в город Фурманов Ивановской области. В Иванове загрузились технической сажей, повезли её на Украину, в город Днепропетровск. В городе Запорожье загрузились мраморной крошкой и доставили её в Белгород, ну а оттуда везли печи для выпечки печенья в город Харовск. Наша командировка длилась более трёх недель.
В дороге водителям всегда помогала взаимовыручка. Там, на Украине, на моём КамАЗе вышла из строя водяная помпа. Местность незнакомая, до дома далеко, и достать запчасть практически негде. У Александра Управителева жил родственник в Днепропетровске. Так он отправился туда на своём КамАЗе за 200 километров, достал рабочую помпу, привёз её мне, отремонтировались и поехали дальше.
На всю жизнь запомнился рейс в Грузию. На моём КамАЗе вместе с водителем Александром Шабаровым ездили в город Кутаиси за новой рамой к автомобилю «Колхида». Многие отговаривали нас от этой поездки, говорили, что в Грузии нет советской власти, но мы молодые были, не прислушались к советам. К тому же и новая рама была нужна очень сильно.
В Вологодском УТЭПе взяли попутный груз на Тбилиси, причём загрузили нас череповецким металлом под завязку. После того рейса я на всю жизнь запомнил, что на горных дорогах автомобиль загружается не более 75% от своей грузоподъёмности. Первый раз оказались на горном серпантине, где с одной стороны отвесная скала, а с другой пропасть, да ещё с полным грузом. Были моменты, когда чуть не свалились, но кое-как доехали.
На обратном пути нас ожидало ещё одно испытание: КамАЗ блокировали местные грузины с предложением продать им автомобиль. Пообещали огромные по тем временам деньги и даже сделать фотографию нашего КамАЗа, сорвавшегося в пропасть. Начался торг, при этом разговор шёл достаточно мирно и даже доброжелательно. Возможно, грузинам импонировало, что у нас на лобовом стекле находился портрет Сталина в форме генералиссимуса. Автомобиль удалось отстоять.
«Тогда продайте двигатель, – продолжили грузины, заметив, что мы везём в кузове несколько новых двигателей от «Колхиды». Один из них, запрыгнув в кузов и внимательно осмотрев двигатели, неожиданно заявил: «Это нашего производства, нам таких не надо». «Тогда продайте бак», – не унимались грузины. На полученной с завода полнокомплектной раме имелся бак для горючего. Посовещавшись между собой, мы подарили бак грузинам. На том и разошлись с миром.
Водителем в «Сельхозхимии» я проработал до 1988 года, а затем коллектив (тогда это было модно) избрал меня на должность начальника отдела грузоперевозок нашего предприятия. Всегда с огромной теплотой вспоминаю наших водителей, которые в непростое время иногда по ночам ремонтировали свои автомобили, чтобы с утра быть готовыми к очередному рейсу. Эти люди добросовестно трудились, не считаясь со временем. Конечно же, все они теперь далеко не молоды. Это Валерий Малафеев, Николай Туманов, Александр Управителев, Виктор Югин, Сергей Лебедев, Александр Ярославцев, Николай Вахромеев, Александр Шабаров, Николай Батиков, Виктор Соколов, Анатолий Оленичев, Виктор Овчинников и многие другие.
От всей души поздравляю коллег с нашим профессиональным праздником. Желаю всем крепкого здоровья, бодрости духа, благополучия, радости и оптимизма».
Алексей КУЗЬМИН
Фото предоставлено А. Кировым

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

63 − 54 =

Закрыть
Закрыть