Top.Mail.Ru

Кто отвечает за содержание водных путей в нашем районе?

Водные пути Русского Севера с древних времён использовались
как пути сообщения, для сплава леса, освоения новых территорий, для внутренних и внешних торговых связей. Успех развития судоходства, его безопасность зависят от состояния водных путей
и качества их обслуживания. Уже в середине XIX века с появлением первых пароходов в бассейне рек европейского Севера сразу началась деятельность по улучшению судоходных условий.

Сейчас основным инструментом для выполнения задач по содержанию водных путей Северо-Двинского бассейна является технический флот. В Кирилловском районе забота о стабильности работы водных путей возложена на организацию «Вологодский район водных путей», являющуюся филиалом Федерального бюджетного учреждения «Администрация «Севводпуть».
15 октября завершилась навигация и работа шлюзов на Северо-Двинском канале. Но ещё до конца навигации, во время установки после ремонта понтона в местечке Кузьминка, мне удалось пообщаться с капитаном судна «Путейский-88» Юрием Николаевичем Зайцевым. «Я работаю капитаном на этом корабле с 2017 года. Учился судовождению в Вологодском речном училище. Судно «Путейский-88» самое новое, бригада состоит из шести человек. Работаем посменно: три человека на работе, трое дома, сменяемся через каждые семь дней. В бригаде есть капитан, механик, старший помощник капитана, моторист-рулевой. У нас взаимозаменяемость: механик является сменным капитаном, а капитан – сменным механиком. Если капитан находится на выходном дне, то механик его заменяет, если механик дома, то на капитана ложатся и обязанности механика. Моторист-рулевой выполняет все работы по ремонту путевых речных знаков, бакенов и так далее, потому что он также является монтёром установки. На капитана тоже возлагаются профессиональные обязанности мастера пути. Для этого мы проходили специальное обучение, что подтверждено документом.
Наше предприятие обслуживает участок водного пути от Топорни до Тотьмы, а наша бригада отвечает за часть этого участка протяжённостью почти 100 километров».
Именно благодаря судну «Путейский» в этом году осуществлялась перевозка в город Сокол и обратно кузьминского понтона на ремонт. В Соколе понтон осмотрела комиссия, он был отремонтирован, и на него было получено заключение о пригодности к эксплуатации ещё на пять лет.
– Чем же занимается команда? – спрашиваю я.
– Вот, видите буй пластиковый? – показывает Юрий Николаевич. – Он наш, как и те буи, которые на озере… Мы следим за содержанием водного пути и за судоходной обстановкой, чтобы движение больших судов, которые перевозят лес и другие грузы, было безопасным. Мы также отвечаем за состояние береговых знаков. Сами, начиная с весны, когда открывается судоходный сезон, мы устанавливаем буи на водном пути, проверяем наличие необходимых навигационных знаков по пути следования речного транспорта, затем их обслуживаем: ремонтируем и красим, а по окончании навигационного сезона увозим на хранение. И так до наступления следующего сезона. От нашей работы зависит ход судов, которые ориентируются по этим знакам. А для этого нужно всё правильно установить: по своим местам, согласно картам. Это как дорожники на дороге: устанавливают разметку, знаки, вот и у нас такая же работа, только на воде. В нашей организации «Вологодский район водных путей» имеется вся необходимая техника: суда и краны. Пользуясь случаем, хочу обратиться к местному населению, чтобы берегли имущество: часто из хулиганских побуждений охотники стреляют по знакам и приводят их в негодность. Получается, что для кого-то порча имущества является развлечением.
Капитан Юрий Зайцев рассказал, что сейчас на их обслуживаемом участке сложностей стало меньше благодаря модернизации на Северо-Двинской водной системе: водный путь не мелеет, все деревянные сваи заменены на железные береговые укрепления, поэтому работать стало комфортно. Также новые плотины, шлюзы способствуют сохранению воды на необходимом уровне. «Нам главное, чтобы был достаточный уровень воды, чтобы могли проходить суда, гружённые по максимуму, – комментирует Юрий Николаевич. – Если не будет воды, то и груза они смогут перевозить меньше по объёму, а значит будет потеря прибыли, убытки… В основном грузовые суда, идущие через Кирилловский район, везут лес из Вытегры и из других районов в Сокол на Сокольский ДОК для дальнейшей переработки. Но сейчас идёт судов очень мало в сравнении с прежними временами. Тем не менее работа на водных объектах, что при малом, что при большом потоке судов, всегда ответственная и нужная и, разумеется, не лишённая романтики: в свободное время члены команды рыбачат и любуются красивыми пейзажами нашего Русского Севера».
Не могла я не поинтересоваться у Юрия Николаевича, почему он выбрал профессию капитана. «Мой отец работал всю жизнь, до самого выхода на пенсию, капитаном на судоремонтном заводе Вологды, в речном порту в Сухонском пароходстве, а я с 1994 года работаю в речном судоходстве. Ходил на разных судах, работал в разных должностях, например, механиком, – ответил он. – Я научился и умею делать эту работу – водить суда. Профессия мне по душе. Слово «романтика» устарело для современного поколения, их сложно чем-либо заинтересовать, удивить… А у нас каждый день приносит какие-то новые впечатления. Работать капитаном, конечно, и ответственно: отвечаешь не только за судно, но и за людей, и за 100 километров водного пути.
– Какими чертами должен обладать капитан?
– Просто быть человеком. Ведь нужно постоянно работать с людьми. По пути следования не раз приходилось помогать лодочникам, тащить их на буксире до берега, если ломался мотор, оказывать посильную помощь. Это жизнь…
– Часто в фильмах показывают, что на борту судна живут домашние животные, а нет ли талисмана команды у вас на судне? Кошки, например, ведь питание ей будет сполна обеспечено рыбалкой…
– Нет, кошки на судне не приживаются, им не нравится сильная вибрация – удовлетворил моё любопытство капитан. – Бывало что кто-то пробовал заводить кошек на судне, но после первого же рейса они сбегали.
Как рассказал Юрий Николаевич, очень часто, особенно осенью, бывают неблагоприятные погодные условия на водном пути: ветер, большая волна, плохая видимость из-за дождя… Поэтому хочется пожелать всей бригаде судна «Путейский-88» и герою нашей статьи – капитану Юрию Николаевичу Зайцеву отличной погоды и поменьше сложностей. Также хочется надеяться, что транспортное судоходство по водным путям будет развиваться в нашей стране, а не угасать, как это было на протяжении последних десятилетий. Ну а все условия для судоходства обеспечены сполна. И, друзья-охотники, не стреляйте по знакам! Уважайте труд людей!
Мария ГОЛУБЕВА
Фото автора

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

61 − = 56

Закрыть
Закрыть