Top.Mail.Ru

Культовые камни кирилловской земли

Я продолжаю рассказывать о достопримечательностях Кирилловского района, и в этот раз речь пойдёт об объектах, большая часть которых пока не включена в известные туристические маршруты. В нашем районе расположено множество знаменитых православных святынь, однако история Русского Севера уходит корнями вглубь тысячелетий, поэтому в наследство от предков нам достались и святыни языческие.
Древнейшие следы пребывания человека в крае, называемом Белозерьем, относятся к мезолиту (среднекаменному веку). Сегодня эта территория включает несколько административных районов Вологодской области: Белозерский, Вашкинский, Вожегодский, Кирилловский и Шекснинский. На территории региона обнаружены десятки стоянок этого времени, раскопано несколько погребений. Объектом поклонения древнего человека были различные природные явления и даже камни разной величины и формы, а иногда и целые горы. Особым сакральным смыслом наделялись камни причудливые, необычные. На территории Кирилловского района известно несколько таких культовых камней.

Белозерские «святые плошки»
Сравнительно недалеко от горы Мауры, ниже по течению реки Шексны, находятся памятники гораздо менее известные, чем эта гора, но, может быть, даже более важные в плане реконструкции религиозно-мифологических представлений мегалитического Белозерья. Это культовые камни, расположенные в деревне Коврижново, в сотне метров от берега реки. Хорошо знакомые местным жителям, для науки они были открыты лишь в 1992 году археологом А.В. Кудряшовым. Тремя годами позже их обследовал один из крупнейших специалистов по археологии Белозерья Н.А. Макаров.
Камни представляют собой две плоские гранитные плиты, лежащие горизонтально на нескольких округлых валунах. Размеры плит 150х120 – 150х130 см. На одном из камней имеются плохо разборчивые надписи и изображение креста. На втором древнем языческом жертвеннике высечена сцена охоты – лучник и животное. Местное название камней – «святые плошки». Древние языческие жертвенники – достаточно редкие в здешних краях памятники дохристианской эпохи. По конструкции плошки напоминают сейды – святилища саамов. Жители деревни Коврижново рассказали учёным, что камни пользовались особым почитанием в деревне: летом 1920 года здесь служили водосвятные молебны, так как рядом был колодец. С приходом советской власти службы запретили, а с появлением карьера вода из колодца ушла и его зарыли. Традиция их проведения возродилась несколько лет назад. Других дольменов в Кирилловском районе пока не обнаружено.

Культовые камни Ципиной горы
Окрестности Ципиной горы – один из регионов национального парка «Русский Север», имеющих статус особо охраняемой природной территории. К уголку кирилловской земли проявляют устойчивый интерес туристы как из нашей области, так и из других областей России и зарубежья.
К востоку и юго-востоку от Ципиной горы находятся Палшемское озеро и деревня Палшемское. Около них, на пути к Ципиной горе, до недавних пор существовала Красная горка, частично разрушенная добычей песка. На соседней с ней небольшой возвышенности, далее по лесной дороге к Ципиной горе, в месте, которое жители деревни Леушкино называют Олениха, находится культовый камень, известный под названием «богов следок». Местные жители говорят, что если положить монеты на камень, в сам «следок» или в углубления-ниши в его торце, или под камень, где для руки был вырыт небольшой лаз-подкоп, то загаданное при этом желание обязательно сбудется.
Около этого камня проводились даже общественные ритуалы. Правда, последний из них – примерно в 1930-х годах. Предположительно в 1937 году у «богова следка» был крестный ход, просили дождя, из Кириллова приносили икону. К камню-следовику – «богу», а потом в церковь отнесли около ста рублей пожертвований монетами, собранными местными жителями.
Кроме этого культового камня, находящегося к востоку от Ципиной горы, выявлен камень-следовик к северу от неё. Он находится на северном берегу Бородаевского озера около деревни Щёлково. По легенде след оставила наступившая на него Богородица.
К югу от Ципиной горы, в районе озёр Зауломское и Мелиховское, находится другой культовый камень, сведения о котором собраны Н.П. Максутовой. Культовый объект представляет собой большой плоский камень, на который ведут имеющиеся на одной из его сторон «семь ступенек». На камне в престольный деревенский праздник танцевала местная молодёжь.
В музее фресок Дионисия находится поступивший туда с западной стороны Ципиной горы крупный фаллообразный камень – Сиверский идол. Он был найден в русле речки Чёрной недалеко от деревни Сиверово, от которой и получил своё название. Камень высотой около 1 метра, на его верхней части выбит квадрат, в который вписаны две буквы – В и А.
Учёные считают, что Сиверский идол –это культовый камень древних славян (IV–XI веков), связанный с поклонением богу любви и плодородия Яриле. Этот бог ассоциируется с идеями жизни, урожая и плодовитости.

Камень-следовик на Мауре
Однако, самым известным и посещаемым камнем, несомненно, является огромный валун на горе Мауре. На поверхности массивного камня чётко видно небольшое углубление: считается, что это отпечаток стопы Кирилла. Рядом с валуном на вершине горы установлен поклонный крест и строится часовня.
Галина УЛЬЯНОВА
Фото из открытых источников

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

88 + = 89

Закрыть
Закрыть