Top.Mail.Ru

Кружевоплетение – состояние души

27 мая в нашем регионе отмечается День вологодского кружева. Новый праздник был учреждён правительством области в августе 2019 года. Дата выбрана не случайно: именно в этот день по новому стилю в 1812 году родилась Анфия Брянцева – основоположница вологодской манеры кружевоплетения.

Кружевные изделия были распространены во все времена. Их можно было встретить и при царском дворе, и в купеческой, и в крестьянской среде. Только качество кружев, конечно, было различным. Вологда считается кружевной столицей России. В начале XX века наибольшее число кружевниц проживало именно в Вологодской губернии. В 1964 году в областном центре было создано кружевное объединение «Снежинка».
В 1980-е годы кружевоплетением в регионе были заняты более 40 000 мастериц. Среди них кто-то единственно кружевами зарабатывал себе на жизнь, были и те, кто плёл кружева между делом, а для кого-то кружевничество составляло подспорье в хозяйстве. Не так давно кружевоплетению учили в объединениях по интересам. В Доме детского творчества и сейчас есть кружок кружевоплетения. В настоящее время этот художественный вид промысла в основном стал увлечением, хобби. Но плести кружево – это целое искусство.
Сегодня речь пойдёт о Светлане Леонидовне Преображенской, которая не представляет свою жизнь без плетения кружева. Наша героиня не участвует в престижных фестивалях, не имеет наград, но благодаря своему мастерству у неё множество друзей из разных уголков мира. Её комод заполнен разнообразными сколками кружев, в углу стоит нарядная ёлка, на которой красуются кружевные сердечки, ангелочки, совы, птицы, лошадки, стены квартиры увешаны фотографиями разных людей, часто в кружевных рамках, сплетённых мастерицей. Это фотографии её друзей из Австрии, Германии и других стран, с которыми она переписывается. Со всеми Светлана познакомилась в Горицах, когда продавала свои работы на теплоходном причале. Благодаря реализации кружевных изделий она смогла прокормить себя и детей.
Светлана Леонидовна родом из Никулино, там дом её отца, который перешёл ей по наследству, и теперь на садовом участке она содержит огород, а зимой, ранней весной и поздней осенью усаживается за своё любимое дело – плетёт кружево. Работает она днями напролёт, выплетая затейливые узоры на коклюшках по сколкам, большинство из которых ей прислала подруга из Вологды, с которой они вместе учились ремеслу кружевоплетения в художественном училище от кружевного объединения «Снежинка».
Судьба этой женщины сложилась непросто: отец, Леонид Леонидович Чернышов, работал в Никулино бухгалтером, мама, Маргарита Гергардовна, – в больнице. «Меня поместили в интернат, потому что у мамы была заразная болезнь лёгких и с ней нельзя было контактировать, – рассказывает Светлана Леонидовна. – Она умерла, когда мне было три года, а ей на тот момент исполнилось 28 лет. Мой папа всю жизнь прожил в Никулино, где и умер в 2011 году. С 1-го по 4-й класс я жила в интернате в Вологде. Затем меня перевели в санаторную школу в Сазоново, где я училась с 5-го по 8-й класс. Мне с детства нравилось рисовать, я даже хотела стать художником, но решила связать свою жизнь с кружевом. Для этого поступила в художественное училище от «Снежинки». Отучилась кружевоплетению, затем было три месяца практики и три года отработки.
Работа кружевницы требует большой усидчивости. Когда я училась в училище, то некоторые элементы выполняла со слезами, потому что трудно было удерживать коклюшки, а теперь эти элементы узора стали моими самыми любимыми».
Светлана Леонидовна считает, что талант к рукоделию ей передался по наследству от мамы. Всю жизнь она хранит вязанные крючком подвесы и другие изделия, а также вышивки нескольких видов, сохранившиеся как память о самом дорогом человеке.
Кружевоплетение всегда было для Светланы Леонидовны отдушиной в непросто сложившейся судьбе, полной испытаний. Она работала нянечкой в детском саду, техничкой в школе, подрабатывала в ПАТП, чтобы прокормить себя и детей, а кружево было для неё любимым делом всей жизни. За работой она может просиживать целыми днями. Это занятие приносило значительную прибавку к невысоким заработкам: свои изделия она реализовывала на причале в селе Горицы. В этом туристическом селе она жила некоторое время с семьёй. «Когда погода позволяла, я выходила на улицу и работала на свежем воздухе, – вспоминает Светлана Леонидовна. – Когда на причал приезжали туристы, а я немецкий язык хорошо знаю со школы, я с ними легко общалась. Иностранцы, а особенно немцы, очень уважают ручную работу и любят наше вологодское кружево.
Летом за счёт туристов только и удавалось прокормить детей. Бывало, что и на теплоход приглашали, детям подарки давали, а если домой зайдут, ещё и денег пытались вручить, но я отказывалась брать лишнее. Российские туристы не так относятся к кружеву: издали сфотографируют и не подходят. А иностранцы всегда были внимательны и добры.
В Бадене, в Австрии, у меня есть хороший знакомый. Мы познакомились в Горицах, разговорились о Сталине. Оказалось, что он очень любит Достоевского, читал его на русском языке, а потом мы обменялись адресами и стали переписываться на немецком языке. Ещё я познакомилась с доброй женщиной из Австрии – фрау Уте. Я тогда, в 2000 году, была беременна дочкой, и она мне отправляла посылки из Австрии с детским питанием и со всем необходимым для ребёнка. Очень помогала мне на протяжении 20 лет, пока не умерла. Я с радостью благодарила её своими работами, которые высылала ей по почте. Покупали мои кружева иностранцы из Калифорнии, Пенсильвании – штатов США, Франции, Австрии, ЮАР и других стран».
Свои кружева Светлана Леонидовна сдавала на продажу и частникам, и в магазины, и в сувенирные лавки. Много у неё плетёных воротников, косынок, салфеток, панно, сувениров, даже на окна квартиры она вешала кружевные занавески.
Прикосновение человеческих рук придаёт кружеву особую выразительность и теплоту. В век компьютерных технологий этот вид рукоделия не теряет своей актуальности. Ещё недавно искусством кружевоплетения владели многие женщины, в большинстве своём те, кто жил в Вологодской области. У многих в семьях хранились кружевные воротнички, подзоры на кровати, салфетки, скатерти, полотенца с кружевными отделками, которые плели мамы и бабушки. Замечательно, что и сейчас традиция обучения кружевоплетению поддерживается и продолжает жить. Ведь удивительно, когда из нитей, словно сказочные узоры, рождаются столь чудесные изысканные изделия.
Мария ГОЛУБЕВА. Фото автора

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

+ 84 = 91

Закрыть
Закрыть