Top.Mail.Ru

Беседа о приготовлении к Великому посту

В феврале в Кирилловской центральной районной библиотеке состоялось занятие клуба «Пристань души» по теме «Великий пост», которое провёл настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы (деревня Аксёново) иерей Кирилл Виноградов.
На мероприятии присутствовали участники Центра активного долголетия «Забота».

В начале встречи руководитель «Заботы» Ольга Емеличева исполнила песню Светланы Копыловой «Глаза Бога», а также подарила отцу Кириллу книгу Александра Цыганова «Курдюг», за которую автору в 2021 году была присуждена Всероссийская литературная премия «Слово».
«Великий пост – это один из четырёх постов в году, помимо Петрова, Успенского и Рождественского (Филиппова). В этом году он начнётся 7 марта и закончится 23 апреля, а 24 апреля – Пасха, Светлое Христово Воскресение, –
начал свой рассказ отец Кирилл. – Мне часто задают вопрос: почему Пасха каждый год приходится на разные даты? У нас есть не только Русская православная церковь, но и православные церкви Румынская, Болгарская, Сербская, Японская и другие.
И в древности в разных странах у разных народов Пасха праздновалась в своё время. Но иерархи Церкви на одном из Соборов постановили, что Пасха должна совершаться в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего вслед за днём весеннего равноденствия. То есть в основе этой формулы лежат три календарных реалии: весеннее равноденствие (неподвижная дата 20 или 21 марта), первое полнолуние (в связи с тем, что каждый год лунные фазы выпадают на разные даты солнечного календаря, то эта дата постоянно меняется), а после первого полнолуния выбирается первое воскресенье. Из этих трёх составляющих и складывается дата празднования Пасхи. Эта формула имеет в своём основании библейские корни, поскольку она ориентируется на евангельские события.
Я начал разговор о Пасхе, потому что подготовка к ней начинается за 40 дней и ещё неделю и идёт 47 дней. И получается, что Великий пост на неделю больше, чем пост Рождественский. Так как в церкви всё мудро устроено, то и пост начинается не резко, подготовка к нему ведётся заранее как в физическом плане, так и в духовном, и богослужебном. Каждое воскресенье – подготовительное и посвящено той или иной евангельской притче, которая настраивает на Великий пост. Ведь в посте главное – это не только воздержание в пище, но и молитва, старание изменить себя, сделаться лучше.
А пост телесный несут те, кому позволяет здоровье. Если поститься только телесно, но не посещать храм в дни Великого поста, не причащаться, то это будет обыкновенной диетой или голоданием. Слишком суровый пост может навредить здоровью и не принести пользы.
В воскресенье,13 февраля, читался отрывок из Евангелия о мытаре и фарисее. Фарисеи того времени считались праведниками, знающими в совершенстве закон, соблюдающими внешние обычаи, их почитали, с них старались брать пример. А мытари – это, как бы мы сейчас сказали, представители налоговой службы того времени. Две тысячи лет назад сборщиков податей люто ненавидели, потому что Израиль тогда был оккупирован римлянами. Мытари, то есть сборщики податей, собирали деньги в казну римского государства и часть оставляли себе, а так как «зарплата» у них была нефиксированная, то каждый стремился оставить себе побольше денег.
И притча эта о том, как пришли в храм молиться мытарь и фарисей, но молитвы у них были совершенно разные: фарисей прошёл в центр храма и молился Богу, со словами: «Господи, благодарю Тебя, что я не такой, как все остальные люди: прелюбодеи, воры, … и не такой, как этот мытарь». То есть он превозносился и гордился тем, что не такой, как мытарь. А мытарь настолько осознавал свою греховность, что не смел даже поднять глаза, он ударял себя в грудь и говорил: «Боже, милостив буди мне, грешному». То есть эта притча говорит о том, что не надо превозноситься над людьми, не надо думать над грехами других людей, а лишь в своих грехах каяться. У каждого человека временами бывает расслабление, когда он вроде и хочет сходить в церковь, исповедоваться, причаститься, но тянет и медлит, не идёт до тех пор, пока в его жизни не случается серьёзная беда. Тогда человеку уже не до многословия. А он молится, как мытарь, со словами: «Господи, прости меня грешного».
Затем идёт Сплошная седмица, когда нет поста в среду и пятницу (14 февраля – 19 февраля). Это подготовка к предстоящему строгому посту, как телесному, так и духовному. Евангельские чтения за богослужениями во время Великого поста нас настраивают на работу над собой и своей душой.
Воскресенье, 20 февраля – Неделя о блудном сыне. В этой евангельской притче говорится о том, как один из сыновей попросил у отца наследство, ушёл далеко от дома и промотал всё своё состояние, обнищал, устроился работать пастухом и ел пищу, которой кормили скот. И тогда он подумал, что слуги у его отца живут лучше, чем он. И когда он возвратился к отцу, то отец с радостью его принял и устроил пир в его честь. Отец видел, что его младший сын кается, и он, как любящий отец, его принял. Эта притча нас учит тому, что если мы искренне каемся перед Богом, просим у Него прощения, то Он прощает все наши согрешения.
27 февраля – Неделя мясопустная (о Страшном суде), последний день вкушения мяса. Предпоследнее воскресенье Великого поста посвящено напоминанию о Страшном суде. Это событие, которым закончится существование мира. Всех нас ожидает Страшный суд. Люди, которые застанут этот суд живыми, предстанут перед Богом, а также воскреснут все люди от Адама и Евы. Апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе говорит, что во время Страшного суда все люди изменятся и земля изменится, иначе не поместились бы все люди на земле. Не случайно мы молимся за усопших, потому что ещё возможно вымолить тех, кто находится в аду, а на Страшном суде будет окончательно решена участь каждой души. Сейчас существует карикатурное представление об аде, где огонь, и рае, где все ходят в белых одеждах. А на самом деле каждый человек сам может сказать, будет он в раю или в аду, потому что если человек стремится изменить себя к лучшему, жить с Богом, то его душа не сможет жить без Бога и пойдёт к Богу. А если тут, на земле, в душе кипят злоба, гордыня, тщеславие, то участь человека незавидна.
При жизни человек может выплеснуть весь негатив во внешний мир, ругаясь или скандаля, а когда тела не будет, будет лишь душа, то эту страсть невозможно будет утолить и она разовьётся в душе многократно. Это и есть адские муки. Поэтому человек уже здесь может сказать, в аду или раю он будет. Пока человек жив, он может принести покаяние. А на Страшном суде будет всё решено окончательно. Суд этот не будет как земной, никто уже не замолвит за человека слово. Некоторые считают, что если в его роду есть благочестивые люди, подвижники, то они помолятся о спасении нашем и мы спасёмся. Безусловно, мы молимся святым и они нам помогают, но на Страшном суде каждый сам ответит за свои дела.
Недавно я испытал большое удивление, когда мне сказали, что где-то прочитали, что во время отпевания все грехи усопшего, о душе которого молятся, передаются тем, кто в это время стоит рядом. Это в корне не верно. Дело в том, что, когда мы предстанем перед Богом, будем отвечать только за свои грехи.
Последняя неделя перед Великим постом называется Масленицей – просторечное название Сырной седмицы (28 февраля – 5 марта). Это подготовительная неделя к Великому посту. Песнопениями Сырной седмицы Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная. В эту седмицу употребляется сырная пища: молоко, сметана, сыр, масло, яйца и рыба. А печь блины на Масленицу – это чисто народная русская традиция. Как и купание в проруби на Крещение – это народный обычай и нет никакого церковного установления по этому поводу. И совершенно языческие обычаи – сжигание на Масленицу чучела, прыганье через костёр и так далее.
Последнее воскресенье перед Великим постом (6 марта) называется Прощёным, когда мы друг у друга просим прощения. Мы всегда друг перед другом согрешаем, поэтому этот чин чрезвычайно важный. В некоторых монастырях чин прощения совершается братией каждый день, а в приходских храмах – накануне Великого поста. Испросить прощение друг у друга нам нужно для того, чтобы встретить Великий пост с чистой душой. Это тоже своего рода жертва, когда нужно переступить через свою гордыню и попросить прощения у ближнего.
Великий пост – самый строгий в плане воздержания в пище. Лишь два раза разрешается вкушать рыбу: в Благовещенье (7 апреля) и праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье, 17 апреля). Если кому-то весь пост тяжело держать, то возможны и индивидуальные послабления по немощи, по болезни. Главное в посте – воспитывать в себе воздержание. Великий пост ещё среди прочих постов выделяется тем, что всё во время него направлено, чтобы настроить верующих на покаяние: тексты песнопений и сами мелодии песнопений в храме, облачения священников чёрного или фиолетового цвета, за богослужением больше чтения, чем пения. И не забываем, что главное в посте – молитва и покаяние перед встречей Светлого Христова Воскресения».
Слушатели задавали батюшке вопросы о переходе с церковнославянского на русский язык во время богослужения, о тайне исповеди, покаянии и о многом другом. Встречи с отцом Кириллом проводятся регулярно, но из-за ограничительных мероприятий последнее время они не так часты. Участники поблагодарили отца Кирилла за интересную беседу и пообещали, что с нетерпением будут ждать новой встречи.
Мария ГОЛУБЕВА
Фото автора

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

+ 56 = 58

Закрыть
Закрыть