Top.Mail.Ru

У каждого поколения свой Высоцкий

25 января в конференц-зале Кирилло-Белозерского музея-заповедника вниманию зрителей был представлен моноспектакль «Высоцкий. Жизнь без сна». В основу представления легли отрывки из писем, дневников, театральных работ, прозы Владимира Высоцкого и, конечно же, песни и стихи знаменитого барда.

Напомним, что Владимир Высоцкий ушёл из жизни в далёком 1980 году, при этом интерес к его личности и творчеству не ослабевает. Мы слушаем его песни, смотрим документальные фильмы, записи спектаклей и концертов, читаем книги и публикации. Популярность кумира 70-х годов остаётся неизменно высокой на протяжении многих лет. Так в чём же феномен Высоцкого?
Ответ на этот вопрос отчасти даёт спектакль, состоявшийся в Кириллове. «Мы обращаемся к жизненному и творческому пути Высоцкого, но при этом не пересказываем его биографию. Спектакль рисует портрет не только самого Владимира Семёновича, но и то время, в котором он жил. Мы стремились донести до зрителя нерв творчества и жизни Владимира Высоцкого», – объясняют организаторы спектакля.
Главную и единственную роль в спектакле играет актёр театра и кино, лауреат международных премий Дмитрий Макляков. На протяжении последних лет артист плотно сотрудничает с Вологодским камерным драматическим театром.
– Десять лет назад дорога привела Дмитрия в наш театр, и случилась взаимная творческая любовь с первого взгляда, – рассказывает арт-менеджер камерного театра Ирина Волкова. – Плоды этой любви высоко оценены критиками и любимы зрителями. Это спектакли: «Старик и море», «Полёт над гнездом кукушки», «Альпийская баллада». Дмитрий не перестаёт радовать, удивлять и восхищать мир своими безграничными способностями, творческой смелостью, новыми взглядами на привычные нам вещи. Благодаря его таланту за один из спектаклей мы получили государственную премию.
– Ядро таланта Владимира Семёновича поразило моё сердце ещё в детстве, – объясняет Дмитрий Макляков. – Поэтому и выбор профессии, и всё, чем я занимаюсь сейчас, идёт оттуда, от Высоцкого. У каждого человека есть свой Высоцкий. У меня к нему были совершенно разные отношения: восхищение, отторжение, возвращение, переосмысление. Я настаиваю, что наше сегодняшнее действо именно спектакль, но ни в коем случае не концерт, хотя там звучат известные стихи и песни. Дело в том, что в своё время меня поразил малоизвестный текст Высоцкого «Дельфины и психи. Заметки сумасшедшего». Отрывки из этого произведения и стали тем связующим звеном, которое скрепляет фрагменты ещё одного произведения – «Романа о девочках». Спектакль не новый, идёт уже десять лет. Мы показывали его во многих городах России и даже в нескольких европейских странах. Теперь можно с уверенностью сказать, что спектакль нашёл своего зрителя. Особенно волнительно было выступать на Таганке, где одним из промоутеров мероприятия был Никита Высоцкий. Наш спектакль шёл там на протяжении двух лет по 25 числам каждого месяца. Спектакль имеет награды нескольких фестивалей и по-прежнему востребован зрителями.
В спектакле отсутствует строгая биографическая канва, он как бы сплетён из различных произведений Высоцкого. В основном действие происходит в больничной палате, где страдает главный герой. Вот Колька по прозвищу Коллега из «Романа о девочках» прощается со своей возлюбленной-старшеклассницей Тамарой. И отправляется Колька не на ударные комсомольские стройки, а в тюрьму. На прощание просит Тамару чтобы не ждала, а она и не собирается ждать, потому что, по понятиям юной особы, московские девушки любят иностранцев.
Вот артист Саша Кулешов дружески угощает 9 Мая своего соседа Максима Григорьевича, у которого боевой орден Красной Звезды. Артист расспрашивает ветерана о фронтовых подвигах, а тот под воздействием спиртного хвастается, что в своё время держал самого Тухачевского. Артист в недоумении: как это держал известного маршала. Оказалось, что держал в тюремной камере. На самом деле сосед на фронте никогда не был, во время войны служил конвоиром, а орденом награждён за выслугу лет в НКВД.
Перед зрителями одна за другой вырастают картины послевоенной Москвы с коммунальными квартирами, со своим нелёгким бытом, лихими ребятами с финками в кармане и дворовыми понятиями о чести. А ещё на сцене незримо присутствуют стены, как те – непроходные, в которые в своё время бился Высоцкий с письмами-просьбами легализовать своё творчество. И, конечно же, один за другим встают образы фронтовиков, воспетые Владимиром Семёновичем. Все эти отдельные сцены соединяются воедино известными песнями знаменитого барда, которые с полной самоотдачей исполняет Дмитрий Макляков.
По окончании спектакля зрители аплодировали стоя. Финальную овацию Дмитрий Макляков посвящает Высоцкому, образ которого он мастерски воплотил на сцене.
И всё-таки: в чём секрет популярности творчества Владимира Высоцкого, которого нет с нами уже более 40 лет?
– Я не однажды задавал себе этот вопрос и понимаю, что ответить на него невозможно, – объясняет Дмитрий Макляков. – Я готов встать на сторону профессионалов и согласиться с их авторитетным мнением: да Высоцкий это не Шнитке в музыке и не Бродский в поэзии. Раньше я бы ответил подобным критикам, что они просто завистники, таким людям, видимо, мешает их образованность и опыт. Становясь взрослее, я могу со всем этим согласиться, однако погружаясь глубже в творчество Высоцкого, находишь такое, чему нет объяснения. Многие годы я занимаюсь восточными боевыми искусствами, там есть понятие Кунг-Фу, это мастерство, оттачиваемое на протяжении долгого времени, которому нет предела. Владимиру Семёновичу присуще именно такое мастерство, причём мастерство во всём: и в актёрской профессии, и в музыке, и в способе подачи, и даже в интонации. Ему также присущи абсолютная свобода и невероятная искренность. Поэтому его и любит наш народ.
Алексей КУЗЬМИН
Фото Т. Погодиной

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

+ 17 = 21

Посмотреть также

Закрыть
Закрыть
Закрыть