Top.Mail.Ru

Судьба, торопить её жизнь не спеши

Давно замечено, что не стареют те, у кого независимо от возраста живое сердце, светлый ум, искрящийся взгляд
и искренняя улыбка, те, кто сохраняет молодость своей души. Глядя на героиню нашего очерка Тамару Васильевну Долбилову, лишний раз убеждаешься в этом.

8 сентября Тамаре Васильевне исполнилось 90 лет. Серьёзная дата, ничего не скажешь! Но выглядит юбилярша как минимум лет на десять моложе своего возраста. А всё потому, что она всем своим обликом излучает доброту и расположение к людям. К этому её обязывала и профессия: Тамара Васильевна всю свою жизнь посвятила воспитанию детей, ведь по специальности она дошкольный работник. Впрочем, не будем забегать вперёд.
Почти всю свою жизнь прожила эта милая женщина в уютной деревеньке Чебунино Николоторжского поселения. Там и появилась она на свет в семье супругов Оленичевых.
– Родилась я в 1931 году, – неторопливо начала свой рассказ моя собеседни-
ца. – Отец – Василий Андреевич Оленичев, мама – Мария Никаноровна. Я у них была единственной дочкой. В школу пошла восьми лет, как раз перед войной. Папа был на фронте, но вернулся домой живым. После окончания семилетки я поступила в дошкольный техникум в Кириллове. В 1948 году техникум перевели в Сокол, поэтому доучиваться пришлось там. Через год я получила диплом и по распределению уехала на восток области в Кичменско-Городецкий район, в посёлок Нижний Енанск. Это примерно в тридцати километрах от райцентра. Мне тамошние места очень понравились: такого красивого леса я раньше никогда не видела. Сосны ровные и стройные, как столбы, одни верхушки пушистые где-то высоко в небе.
В Нижнеенанском детском саду юная Тамара проработала три положенных года воспитателем, а потом мама затребовала её к себе по семейным обстоятельствам, и девушка вернулась на родину. Сначала устроилась на работу в детский дом, который в те годы находился в деревне Верхняя Гора Волокославинского сельсовета. А когда детдом перевели под Череповец, в Мяксу, Тамара Васильевна стала работать воспитателем в Николоторжском детском саду. Так и воспитывала она здесь местных ребятишек всю свою жизнь до самого выхода на заслуженный отдых.
– Заведующей у нас была Софья Анатольевна Острецова, очень хорошая женщина, – вспоминает Тамара Васильевна. – Мы с ней отработали в нашем садике до 1964 года, а потом детский сад передали в ведомство совхоза «Николоторжский» и нас перевели в новое здание, которое совхоз построил специально для детей своих работников. Воспитателем в этом садике я проработала до 1970 года. Потом Софья Анатольевна по семейным обстоятельствам ушла с поста заведующей Николоторжским садом и переехала в Суховерхово, а на её место назначили меня. К тому времени количество детей прибавилось, были созданы три группы. В 1986 году я вышла на пенсию и больше работать не стала.
Тому послужила серьёзная причина: в семье Долбиловых родился внук Димочка, которого не с кем было оставить. Да и на кого ещё надеяться, если в семье есть свой воспитатель?
– Дочь Вера уехала на работу, а внучёк остался со мной, – расплывается в улыбке от душевных воспоминаний бабушка.
Но я опять немного забежала вперёд. В начале пятидесятых Тамара Оленичева вошла в возраст и заневестилась. Тут же и жених ей сыскался – Николай Иванович Долбилов. Долго ли коротко встречались они, но в 1953 году сыграли свадьбу, и ещё через год у молодых родилась первая дочка, которую назвали Валентиной. А спустя время появилась у Долбиловых и вторая доченька – Вера. Она и подарила отцу с матерью первого и единственного внука.
Мужем Николаем Тамара Васильевна гордится: хороший был, заботливый, работящий. Сначала трудился на Волокославинской гармонной фабрике, а после того как она сгорела, перешёл на работу в свой местный совхоз. Был кладовщиком, конюхом, потом завхозом в школе, в общем, никакого дела не боялся. Сначала молодые Долбиловы поселились в Чебунине в старом домишке своего родственника, а потом с помощью отца Тамары на этом месте поставили добротный дом, который и сейчас верой и правдой служит Долбиловым. Место там очень красивое, на самом краю деревни, как говорится, в людях и наусторонне.
Болезнь настигла Николая Ивановича Долбилова неожиданно: ему в одночасье вдруг стало плохо с сердцем. Отвезли в Кирилловскую больницу, потом в областную, но это был, видимо, именно тот случай, когда врачи оказались бессильны. И уже больше четверти века Тамара Васильевна вдовствует. Ранний уход из жизни любимого мужа стал для неё серьёзным ударом, но мужественная женщина нашла в себе силы достойно пережить эту трагедию.
– В 94-м году мы его схоронили, – горестно вздыхает она и замолкает, стараясь справиться с подступившими к горлу слезами.
Усилием воли она подавляет в себе горькие эмоции и, несколько раз тяжело вздохнув, продолжает свой рассказ.
– Такое тогда время было тяжёлое, смутное. Поддержки мужа мне в ту пору очень не хватало, – смахивает она с глаз всё же набежавшие слёзы. – Вера у нас зоотехник, она к тому времени в Тоншалове работала, но когда отцу стало совсем плохо, вернулась домой. Внук Дима тогда как раз в школу пошёл. После её окончания поступил в Вологодский политехнический институт. Потом стал работать в Кириллове, в 2009 году женился, и у меня появился правнук Витя. Он сейчас уже в пятом классе учится. А Дима работает главой Николоторжской администрации.
Свой девяностолетний юбилей моя замечательная собеседница встречает в окружении самых родных: теперь с ней живут обе её дочери. Старшая дочь Валентина после окончания Сокольского целлюлозно-бумажного техникума до самой пенсии жила и работала в Верхнем Волочке. Так уж вышло, что личная жизнь у дочерей Тамары Васильевны как-то не сложилась, и теперь они обе живут в родительском доме в Чебунине и заботятся о пожилой матери.
– Жизнью своей я очень доволь-
на, – признаётся Тамара Васильевна. – Дочери и внучёк у меня внимательные и заботливые, я пока тоже на своих ногах, всё, что могу, делаю, им помогаю. Могу суп сварить, грядки в огороде пропалываю, стараюсь не сидеть на одном месте. У меня такая натура: если надо что-то сделать, значит, надо, несмотря на усталость и «не могу». У нас всю жизнь было домашнее хозяйство: корова, телята, поросята. Пока живы были родители, мы и овечек держали. Всю жизнь на земле и с землёй.
Раньше-то Тамара Васильевна швейной машинкой хорошо владела, сама обшивала себя и всех домашних. Теперь больные суставы лишили её этого удовольствия, а вот на глаза она, несмотря на возраст, особо не жалуется, и книги ещё читает с интересом. А главным рецептом своего долголетия считает то, что всю жизнь была в движении: «Видимо, мой организм привык к таким нагрузкам. Ведь столько сена надо было накосить, столько дров загото-
вить», – заключает она глубокомысленно.
– Раньше я себе желала подольше пожить, чтобы успеть что-то для детей и внуков полезное сделать. А сейчас желаю только, чтобы долго не валяться, – с усмешкой качает головой она.
– Хорошая у нас мама, громкого слова никогда не скажет, не прикрикнет. Немножко, правда, бывает упрямая: если ей что-то надо, она обязательно этого добивается. Старается не сидеть без дела, и нам иногда укажет, что надо сделать. Но всё тихо, без лишнего шума. Она у нас молодец и всегда была такой. Мы желаем ей долгих лет жизни, – говорит старшая дочь Валентина.
– Мама у нас большая труженица, – добавила младшая дочь Вера. – Всю жизнь труженица. Потому и мы все привыкли работать, что она нас с малых лет к труду приучала и всю жизнь пример показывала, как надо трудиться. В свои 90 лет мама сохраняет бодрость духа и оптимизм. Жизнь из прожитых ею лет сложила серьёзную дату! Но возраст – это не дата в паспорте, это состояние души. Пусть душа у мамы всегда будет молодой! Желаем ей верить в чудеса, тянуться к свету и светиться от счастья, а коли придёт тоска-пе-
чаль – гнать её от себя подальше!
Судьба Тамары Васильевны Долбиловой в чём-то похожа на судьбы многих женщин её возраста, живших в те нелёгкие годы. В страшное военное и тяжёлое послевоенное время проходили её детство, юность, пора взросления. Но несмотря на все выпавшие на её долю трудности, наша замечательная юбилярша в свои 90 лет сохранила удивительную ясность ума, добродушие и жизнелюбие. Помнит в мельчайших подробностях свою длинную нелёгкую трудовую биографию, как приходилось вручную доить коров, косить, жать, веять зерно, вязать снопы и скирдовать сено. Даруй же, Господь, этой славной женщине всё, что она просит. Она не завистлива, ей много не надо.
Татьяна ПОГОДИНА
Фото автора

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

− 1 = 2

Посмотреть также

Закрыть
Закрыть
Закрыть