Top.Mail.Ru

Он, похоже, родился с гармошкой в руках

В мире так много разных людей: красивых и энергичных, добрых и отзывчивых, интересных и талантливых.
И так здорово бывает на своём жизненном пути встретить именно такого человека. Того, с кем будет уютно и комфортно
общаться, кто сможет поднять настроение в самые серые будни, научить, подсказать, поддержать в тяжёлую минуту, подарить улыбку и подставить плечо. Именно таким человеком, на мой взгляд, является Геннадий Фёдорович Голубев.

Геннадий Фёдорович родился в городе Череповце в семье интеллигентов. Отец его Фёдор Михайлович был журналистом, а мать Александра Васильевна служила голосовиком-настройщиком гармоней и баянов и параллельно работала музыкантом. Благодаря влиянию матери, Геннадий Фёдорович, ещё будучи ребёнком, постигал удивительный мир музыки. Немаловажную роль в творческом развитии юного музыканта сыграл курс обучения игре на баяне, подаренный матерью сыну.
«У нас имелись дома различные музыкальные инструменты: балалайка, гитара, несколько гармошек и баян. Я всё осваивал потихоньку: и гармонь, и баян, хотя музыкантом в будущем быть не планировал. Хотел стать космонавтом, да мне сказали, что ростом не вышел. Нужно быть ещё меньше!» – с улыбкой шутит Геннадий Фёдорович.
И хорошо, что не стал космонавтом! Зато баянист и мастер гармонных дел из него получился отличный. Уже в школьные годы совместно с агитбригадами юный музыкант активно концертировал, а также являлся музыкальным руководителем отрядов в пионерских лагерях.
«В пионерском лагере на баяне мне приходилось играть всё! Когда утром поднимали флаг, я исполнял гимн, потом шла зарядка под баян. Все песни, которые были популярны в то время, я играл на инструменте. Магнитофонов в деревнях практически не было, поэтому баян был не только помощником в организации музыкального сопровождения, но и поднимал настроение окружающим», – вспоминает Геннадий Фёдорович.
Следует отметить, что все родственники Геннадия Фёдоровича тоже были удивительно музыкальными людьми. Его мать, окончив в 1941 году Николоторжскую профтехшколу гармонных мастеров, всю свою жизнь посвятила настройке инструментов. Усердно оттачивая навыки игры на балалайке и гармони, Александра Васильевна исполняла наигрыши различных районов и областей России, и фактически могла в точности воспроизвести игру любого исполнителя. Тётя Геннадия Фёдоровича также играла на гитаре и балалайке.
«Мать и тётушка владели всеми классическими приёмами игры на струнных: переборами, бряцанием и пиццикато, и играли довольно серьёзные вещи. Исполняемые произведения имели в своей основе не три аккорда, а развитую мелодическую структуру», – подчёркивает Геннадий Фёдорович.
Творческая судьба музыканта Голубева тесно связана с Вологодским областным культурно-просветительным училищем (ныне колледжем культуры и туризма), которое он окончил в 1971 году. Получив распределение в Шекснинский район, проявил себя как яркая творческая личность: руководимые им коллективы неизменно занимали призовые места на фестивалях и конкурсах всех уровней. Заочно получив ещё одно музыкальное образование, вернулся в родное училище, где с 2006 по 2014 год трудился в должности преподавателя и концертмейстера.
Вспоминая годы учёбы, Геннадий Фёдорович с особым почтением отзывается о своих наставниках: «Мои преподаватели, Алексей Павлович Спажев и Игорь Алексеевич Кустов, были отличными баянистами. Один из них дал мне много в плане техники исполнения, другой – много музыки!» Среди преподавателей, оказавших влияние на его становление как творческой личности, как музыканта Геннадий Фёдорович также называет ещё одного преподавателя училища – Григория Григорьевича Бабая.
Следует отметить, что творческий поиск Геннадия Фёдоровича никогда не прекращался. Виртуозно владея баяном, он прекрасно умеет играть и на гармошке. Гармонь ведь только с виду простой и доступный всем инструмент, однако хорошо играть на ней дано далеко не каждому. Тем более, что у каждого гармониста своя манера исполнения. Непосредственно игру на кирилловской гармони Геннадий Фёдорович перенимал у местных гармонных мастеров: Анатолия Александровича Птицына и Фёдора Васильевича Бычкова, которые прекрасно владели кирилловской инструментальной традицией.
После окончания культурно-просветительного училища Геннадий Фёдорович два года учился заочно в Вологодском музыкальном училище и всю свою жизнь посвятил работе с хорами, оркестрами и вокально-инструментальными ансамблями. «Практика работы с ансамблями требовала от меня определённых умений и исполнительских навыков, поэтому мне приходилось изучать разные инструменты и играть на всём:
на гитарах, барабанах и клавиш-
ных», – поясняет он.
Помимо непосредственного руководства коллективами художественной самодеятельности, Геннадий Фёдорович вёл активную концертмейстерскую деятельность, аккомпанировал известным самодеятельным вокально-инструментальным коллективам города, являлся руководителем оркестра русских народных инструментов города Кириллова, который существовал сначала при Доме культуры, а затем при Кирилловской детской школе искусств. Деятельность Геннадия Фёдоровича не ограничивалась только работой в коллективах: он сочинял фонограммы, участвовал в концертных программах как виртуозный сольный исполнитель сложных музыкальных произведений на баяне. Деятельность Геннадия Фёдоровича как музыканта высоко ценили известный вологодский журналист Анатолий Константинович Ехалов и создатель популярной в народе музыкальной программы «Играй, гармонь» Геннадий Дмитриевич Заволокин, поэтому он нередко становился участником телевизионных передач, в том числе и московского телеканала: «Красная линия».
Как увлечённый и очень мобильный человек, Геннадий Фёдорович часто переезжал, творчески проявляя себя везде и всюду: в Чёбсаре, Шексне, Вологде, Череповце, Архангельске… Самым интересным является то, что там, где он появлялся, всегда начинала бурлить жизнь! Так, в деревне Верхняя Гора Геннадий Фёдорович в свое время организовал музей гармоней старинного быта, а в городе Кириллове проводил экскурсии в мастерской «Куракинская керамика». И сейчас продолжает он радовать своими интерактивными экскурсиями туристов и местных жителей города Кириллова, и параллельно занимается ремонтом и настройкой гармошек. Он владеет богатой коллекцией гармошек, среди которых есть саратовская гармонь, бологовка, череповка, никольская тальянка, кирилловские и вологодские гармони.
В разные годы у Геннадия Фёдоровича появлялись вдохновители и партнёры по творчеству. Так, совместно с кирилловской солисткой-вокалисткой Еленой Вязигиной он создал прекрасный дуэт, который радовал своими задушевными песнями всю Вологодскую область и не только.
В течение многих лет Геннадий Фёдорович является участником различных мероприятий, организуемых в городе и районе. Его заливистую игру на кирилловской гармони можно услышать на различных фестивалях гармонистов: «Золотая планка», «Играй, гармонь, звени, частушка». Геннадий Фёдорович искусно владеет различными наигрышами, бытовавшими когда-то на территории России.
«Массовой культуры сейчас нет, как это было в советские времена. Раньше в любом Доме культуры обязательным было наличие многочисленных коллективов, человек по тридцать, а то и больше, – рассуждает Геннадий Фёдорович. – Говорят, что раньше было много политики. Так и есть! Пели песни про Ленина, про партию, про рабочий класс и комсомольские стройки. Это считалось обязательным, согласно существовавшей тогда идеологии. Нас это нисколько не напрягало, потому что песни были хорошие, их писали талантливые композиторы и поэты. Но мы пели и то, что нравилось народу! Всё успевали! Занятия были стабильные. Стабильной была жизнь. Надо бы всё это восстанавливать, народную традиционную культуру возрождать!»
Вологодское областное культурно-просветительное училище выпустило многих талантливых музыкантов. Правда, когда я оканчивала инструментальное отделение по классу баяна, оно уже имело статус областного техникума культуры. И я очень счастлива, что мне довелось обучаться игре на баяне и гармони у таких прекрасных преподавателей как Геннадий Фёдорович Голубев и Валентин Фёдорович Заварин! Благодаря их стараниям, любви к музыке и русским национальным музыкальным инструментам, много добрых традиций сохранилось на кирилловской земле.
Так пусть и дальше звучит кирилловская гармонь, объединяя поколения! А Геннадию Фёдоровичу я желаю крепкого здоровья, вдохновения и дальнейшего воплощения в жизнь всех его замечательных творческих идей.
С почтением и благодарностью
Любовь МЕДОВИКОВА
Фото И. Ульянова

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

42 − 34 =

Закрыть
Закрыть