Top.Mail.Ru

Навеки она породнилась с гармошкой

В девяностые годы, когда заиделогизировнное советское общество внезапно почило в бозе, в стране большое внимание стало уделяться народной культуре. 

В те годы я много писала о гармонистах Кирилловского района Анатолии Александровиче Птицыне из села Волокославинского, Нине Александровне Ушениной из Новостройки, Галине Георгиевне Батовой из Никольского Торжка, Нине Аркадьевне Мазалецкой, Анатолии Степановиче Золотове, Валентине Константиновиче Чуканове, Валентине Фёдоровиче Заварине, Леониде Алексеевиче Алёшичеве из Кириллова и других.
Мне повезло, я была знакома с ними лично и имела возможность насладиться их виртуозной игрой. Более того, я была лично знакома с Геннадием Фёдоровичем Заволокиным и была восхищена тем, насколько виртуозно он умеет буквально с полуоборота завести зал и заразить зрителей и исполнителей фейерверком позитивных эмоций. В те годы очень часто проводились различные конкурсы и фестивали всех уровней, гармошки и частушки звучали со сцены в каждом концерте, будоража людские сердца. Но с каждым годом уходили из жизни мастера-гармонисты, и гармошки практически умолкли. Даже на селе сейчас не скоро услышишь гармонные наигрыши. А жаль.
Поэтому я очень рада, что нашлась в нашем городе энтузиастка – Любовь Медовикова, которая не только сама освоила гармонь, но и передаёт свои навыки и любовь к этому старинному русскому инструменту подрастающему поколению. А чтобы закрепить и отшлифовать эти навыки у своих учеников, Любовь Николаевна организовала ансамбль юных гармонистов и выезжает на село с концертами. Кроме того, из-за объявленной в стране пандемии и связанных с ней ограничений она создала в соцсети «ВКонтакте» сообщество «Кирилловская гармонь», в котором уже почти 700 участников. Вот один из постов сообщества, опубликованный Любовью Николаевной:
«Друзья, наше сообщество открывает серию видеороликов об ушедших гармонистах. Их уже нет в живых, но память о них жива. А значит, жива русская гармонь! Мы представляем материал о гармонных дел мастере Анатолии Степановиче Золотове. В его основу легли статьи из газеты «Новая жизнь», написанные научным сотрудником Кирилло-Белозерского музея-заповедника Ольгой Кузьмичевой и краеведом из деревни Починок Лидией Цыганковой.
Вот небольшой отрывок из
этих статей: «У молодёжи того поколения в большой чести были гармонисты. Какая беседа, какое гулянье, какое веселье без гармошки? В редкой деревне не было своего гармониста. Естественно, среди них были классные мастера, которые залихватски играли и «Походного» и «Под драку», и «Плясовую», «Петровского», «Русского», «Барыню». В деревне Починок (некогда Талицкой волости) таким асом был гармонных дел мастер Анатолий Степанович Золотов. Как и большинство гармонистов той поры, гармошке Анатолий Степанович был верен с самого детства, играть научился на слух, самоучкой. Такой уж у нас талантливый народ!
После окончания пяти классов в 1945 году Анатолий Степанович учился в Николоторжской гармонной профтехшколе. Первый год он постигал ремесло мастера-голосовика. Способного паренька сразу заметили: у Анатолия был абсолютный слух. Ему предложили освоить профессию настройщика. Ребята со всей Вологодской области обучались в то время в Николоторжской профтехшколе, но лишь немногие из них получили квалификацию настройщика. Анатолию же после окончания учебы вручили диплом с отличием и присвоили шестой разряд.
Трудовое крещение Анатолий Степанович получил в отделении Верхняя Гора артели «Севкустарь».
После службы в армии он вернулся на гармонную фабрику, где переучился на настройщика баянов (в Николоторжской профтехшколе обучали только настройке гармоней). И с этого времени работал в цехе настройщиков. С ним трудились ещё семь мастеров, специализировавшихся на настройке баянов. Анатолий Степанович настраивал в день по два баяна. Это была его дневная норма.
А за месяц в их цехе настраивали по сто баянов. Именно тогда он и научился самостоятельно делать гармони.
В 1956 году А.С. Золотову пришлось переехать в Кириллов, где он устроился в мастерскую комбината бытового обслуживания. Там он проработал до выхода на пенсию в 1990 году. Анатолий Степанович вспоминает, что в те годы он с мастерами
П. Лямичевым, С. Сверловым, А. Жихаревым выполнял заказы на изготовление гармоней, поступавшие со всего Советского Союза. Во время стажировки в Ленинграде на фабрике «Красный Октябрь» в 60-е годы Анатолий Степанович получил специальность настройщика и регулировщика роялей».
Хочется надеяться, что секреты уникального гармонного мастерства не будут утрачены на нашей Кирилловской земле и русская душа кирилловской гармошки сохранится на долгие годы. Пользуясь случаем, выражаю огромную благодарность за подготовку этого материала Алексею Маркелову, который предоставил во временное пользование свой диск: «Кирилловские гармонисты». Только благодаря ему у меня появилась возможность представить участникам нашего сообщества уникальный видеоматериал. Хочу от всей души сказать огромное спасибо всем, кто делится нашими видеороликами и материалами о кирилловских гармонистах с друзьями!»
Вот таким образом Любовь Николаевна начала напоминать нам о гармонистах, которых мы знали, ценили, любили слушать их наигрыши и восхищаться их талантами и которые ушли от нас навсегда. Но память о них обязательно будет жить в сердцах людей. В том числе и благодаря сообществу «Кирилловская гармонь», администратором которого является Любовь Медовикова. И здесь уместно будет вспомнить ещё одну гармонистку, судьба которой тесно связана с гармонной фабрикой и гармонью. Итак, я снова передаю слово Любови Медовиковой:
«Галина Георгиевна Батова из Никольского Торжка с пяти лет не выпускала из рук гармошку. Пример взяла с родителей и старшего брата Василия, погибшего в Великую Отечественную войну. После окончания семилетки Галина Георгиевна работала на гармонной фабрике, строила в Николе МТС, двадцать лет была дояркой на Копытовской ферме. А в редкие свободные минуты играла на гармошке и отдыхала душой. Выйдя на заслуженный отдых, стала активной участницей самодеятельности, районных и областных фестивалей народного творчества. И сыновей Василия и Николая к игре на гармони приохотила, и даже внука Диму.
Галина Георгиевна не расставалась с гармошкой всю жизнь. Она помогала ей преодолеть жизненные трудности. Нам безмерно жаль, что Галины Георгиевны уже нет с нами. Мы чуть-чуть не успели. Но благодаря Алексею Вениаминовичу Маркелову, Вере Александровне Косаревой, в своё время заведовавшей Волокославинским музеем гармони, а также нынешним работникам Волокославинского Дома культуры Татьяне Николаевне Бенце и Ольге Викторовне Шалыгиной нам удалось найти видеозапись выступления Галины Георгиевны Батовой в Волокославинском музее гармони. И на страничке нашего сообщества по-прежнему звучит её гармонь!
Дорогие друзья, пусть слова, некогда сказанные Геннадием Заволокиным, будут путеводной звездой для всех россиян, а в особенности для тех, кто по-настоящему любит русскую гармонь!
Ну-ка, глянь с-под руки на
дорожку,
Кто уходит, а кто к нам шагает?
Отыми у России гармошку –
И Россия себя потеряет!
Не беда, что дорожка крутая,
Видно, этой идти нам
дорожкой.
И навеки Россия святая
Породнилась с простою
гармошкой!»
То, что бескорыстно, со всем присущим ей энтузиазмом творит сейчас преподаватель школы искусств Любовь Медовикова, – дорогого стоит. Она продлевает жизнь гармошкам на Кирилловской земле и воскрешает в нашей памяти имена людей, которые не только сами жили с музыкой в сердце, но ещё и дарили эту радость окружающим. Не беда, что дорожка крутая, видно этой идти ей дорожкой… Дай Бог Вам огромных творческих сил и вечно неиссякаемой энергии, дорогая Любовь Николаевна!
Татьяна ПОГОДИНА
Фото из сообщества «Кирилловская гармонь» в социальной сети «ВКонтакте»

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

+ 40 = 42

Закрыть
Закрыть