Top.Mail.Ru

Случайно повредили товар в магазине: Что делать?

Как быть, если вы, находясь в торговом зале магазина, случайно разбили, сломали или испортили товар, совершив неосторожное действие?

Всегда ли закон обязывает покупателя возместить магазину стоимость этого товара? Какие правила регулируют возмещение ущерба, нанесённого магазину ребёнком? На эти вопросы нам ответил помощник прокурора района Алексей Михайлович Жаравин.
– Алексей Михайлович, скажите, всегда ли обязан посетитель магазина платить за товар, разбитый случайно?
– Если покупатель неумышленно разбил товар, то не должен возмещать его стоимость магазину. В этом случае применяется статья 211 Гражданского кодекса Российской Федерации, по которой ответственность за сохранность товара лежит на собственнике. При этом собственником считается магазин – до тех пор, пока не заключён договор купли-продажи с покупателем (статья 459 ГК РФ «Переход риска случайной гибели товара»), не выдан кассовый чек, подтверждающий оплату товара (статья 493 ГК РФ). Но в случае, когда товар оформлен в собственность покупателя, ответственность за его сохранность несёт он. Если человек, оплативший товар на кассе, уронит его или разобьёт, вынимая из тележки и перекладывая в пакет, магазин ничего ему компенсировать не будет.
– Скажите, пожалуйста, всё-таки что конкретно подразумевает понятие «неумышленно»?
– Трактовку понятиям «нечаянно» или «неумышленно» в любом случае даёт суд, так как законом она не предусмотрена. Поскольку в России право не прецедентное, то определения, данные одним судом, могут полностью расходиться с позицией другого суда. Однако поступок покупателя признаётся неумышленным, если он разбил товар, поскользнувшись на мокром или грязном полу в магазине; положил товар на ленту на кассе и товар упал в момент движения ленты; не удержал товар, протискиваясь между узкими, менее 1,4 метра (пункт 1.111 СНиП 2.08.02-89), стеллажами, или уронил товар с полки, задев его; разбил товар, наткнувшись на искусственное препятствие, созданное работниками магазина (например, тележку); разбил товар в силу иных причин, отражающих некорректное обеспечение магазином сохранности товара. К таким ситуациям можно отнести и неустойчивое размещение товара на стеллажах. Другими словами, покупатель, который ведёт себя обычно, не совершая необязательных действий или движений, угрожающих сохранности товара, например, жонглирование товаром, перепасовка им, если и разобьёт продукцию, то практически наверняка по какой-либо внешней причине, которая от него не зависит. При обычном поведении покупателя, когда нет повода в принципе подозревать его в чём-то противоправном, суд при отсутствии причин считать иначе, таких, как веские контраргументы со стороны магазина, с высокой вероятностью признает действия человека, разбившего товар в магазине, нечаянными. В свою очередь, если поведение покупателя необычно, то суд может признать его виновным даже в рамках таких сценариев. Условно говоря, пол может быть действительно немного скользким, но при нормальном хождении падение на него маловероятно, а при необязательном пританцовывании – ожидаемо. И тогда танцующий покупатель может быть признан виновным в умышленном нанесении ущерба магазину.
– Кто же оплачивает товар, который в торговом зале разбит умышленно?
– Вред, нанесённый одним лицом другому, в обсуждаемом случае – магазину как юридическому лицу со стороны покупателя как физического лица, подлежит возмещению виновной стороной в соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ. При этом возмещения не происходит, если лицо, причинившее вред, докажет, что в возникшей ситуации нет его вины. Квалифицировано как вред будет не только порча товара, но и, к примеру, разрушение стеллажей, битьё стекол в магазине и иные действия, приводящие к повреждению имущества хозяйствующего субъекта. Разбитый товар – лишь частный случай. Умышленность действий – один из основных неоспоримых критериев признания за человеком вины в чём-либо.
– Тогда возникает вопрос: что следует понимать под умышленностью?
– Умышленность предполагает совершение покупателем тех самых необязательных действий, не свойственных обычному поведению посетителя магазина. Такими действиями могут быть танцы между стеллажами, беготня по торговому залу, агрессивные действия в отношении других покупателей или сотрудников магазина, чрезмерно неосторожное обращение с корзиной или тележкой с товаром (например, если человек идёт по залу, размахивая корзиной с приличной амплитудой) и, собственно, умышленное разбивание товара. Таким образом, умышленность рассматривается не только в контексте тех или иных действий, производимых непосредственно с товаром, но и в контексте любых действий покупателя, находящегося в торговом зале. Если он специально, когда никто не заставлял и обстоятельства того не требовали, отклонился от обычного, нормального, спокойного поведения, то повреждение товара, ставшее следствием такого отклонения, может быть признано умышленным.
– Как быть в том случае, если ущерб товару нанесён ребёнком?
– Любой ущерб, нанесённый ребёнком в возрасте до 14 лет, покрывают его родители, если они не докажут, что в нанесении такого ущерба нет их вины (пункт 1 статьи 1073 ГК РФ). Есть два варианта развития событий, когда вина в нанесении такого ущерба признаётся за родителями. В первом случае ребёнок специально разбивает товар. Здесь самая главная сложность в определении умышленности – соотнесение её с возрастом ребёнка. Понятно, что в 10–12 лет критерии могут быть применены в целом те же, что и в случае с взрослыми людьми. Совсем другое дело, если ребёнок маленький и не понимает, что можно, а что нельзя делать. Так или иначе, если умышленность доказана, то за разбитый товар отвечают родители. Не имеет особого значения, были ли они в момент совершения ребёнком правонарушения в магазине. Их вина будет состоять в том, что они не научили чадо вести себя в публичных местах должным образом. Если же ребёнок неумышленно разбивает товар, то в случае с ребёнком старшего возраста критерии неумышленности те же самые, что характеризуют поведение взрослых, и ответственность родителей не наступает. Если же речь идёт о малыше, то главный критерий – поведение родителей в момент разбивания товара ребёнком. Может выясниться, что они совсем не смотрели за ребёнком, хотя и имели такую возможность. Так будет расценено отсутствие взрослых в торговом зале или, например, если они отвлеклись на разговоры по телефону. В случае безответственного отношения к родительскому долгу за разбитый ребёнком товар обяжут платить именно родителей. Если же они смотрели за малышом, но не успели пресечь его неосторожное движение, то их привлекать не за что: разбивание товара происходит как результат беспорядочных действий ребёнка, который не осознаёт в силу возраста, что делает, при том, что родители предпринимают достаточные усилия, чтобы подобной ситуации избежать.
– Каков механизм возмещения ущерба магазину?
– Ущерб, нанесённый покупателем магазину, может быть возмещён добровольно или же в судебном порядке. Исключается какое-либо принуждение к возмещению ущерба вне суда. Ни охранники, ни администраторы магазина не вправе оказывать на покупателя давление в целях получения от него компенсации, даже если уверены в своей правоте. Могут, конечно, вежливо попросить компенсацию, но в случае отказа повторная просьба будет неуместна. Сотрудники магазина вправе вызвать полицию, чтобы документально зафиксировать ущерб, а затем взыскать его в судебном порядке. Покупатель может согласиться задокументировать ущерб и добровольно – посредством составления совместного с магазином акта о повреждении имущества хозяйствующего субъекта. Каждая из сторон вправе привлечь свидетелей прецедента, которые затем выступят в суде, инициировать обращение суда к видеозаписям, в том числе сделанным с помощью подручных средств, например, мобильных телефонов.
Галина УЛЬЯНОВА
Фото из открытых источников

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

88 − = 85

Посмотреть также

Закрыть
Закрыть
Закрыть