Top.Mail.Ru

Совершенно секретно

Обучающийся 10 «Б» класса Кирилловской школы Константин Голягин принял участие в XXVIII Всероссийских юношеских чтениях имени В.И. Вернадского.

Он стал лауреатом в секции «Районное краеведение» и был награждён за свою работу «Малоизвестная страница истории Кирилловского района: перебазирование по его территории в годы Великой Отечественной войны подводных лодок» грамотой «За серьёзную разработку оригинальной темы», а его научный руководитель – учитель истории и обществознания Кирилловской школы Татьяна Николаевна Котяшева – благодарностью за руководство исследовательской работой победителя.
Это конкурс юношеских исследовательских работ всероссийского масштаба, имеющий научное признание и богатые традиции. Среди его организаторов – Министерство просвещения РФ и Российская академия наук. В связи с эпидемио-
логической ситуацией в стране защита исследований прошла в дистанционном формате.
Мы поздравляем Константина и его руководителя Татьяну Николаевну с победой в конкурсе и перед публикацией работы, которая будет небезынтересна читателям, любящим родной край и интересующихся его историей, пообщались с Константином и Татьяной Николаевной.

«Я интересуюсь историей своей страны и в том числе историей родного края, – рассказал Константин. – Думаю, самая героическая страница нашей истории – это Великая Отечественная война. До сих пор рассекречиваются многие документы, пишутся различные статьи по теме этой войны. Благодаря Татьяне Николаевне я узнал и был очень удивлён, что в годы Великой Отечественной войны по территории нашего края переправляли подводные лодки. Заинтересовавшись этим историческим моментом, решил провести исследование и написать работу. Военная операция по перебазированию подлодок с Каспийского моря на Север была секретной, материалы по теме были закрыты. Например, на одной из копий документов, полученных из Центрального Военно-морского архива, стоит печать с надписью «гриф секретности снят, акт от 6.04.2006». Поэтому большинство людей не могли знать и не знали об этой спецоперации. Предметом моего исследования стал вклад наших земляков в осуществление уникальной успешной операции по перебазированию кораблей по внутренним водным путям. Я поставил целью систематизировать сведения о перебазировании подводных лодок по территории Кирилловского района во время Великой Отечественной войны и изучить вклад наших земляков в успех уникальной военной операции. В процессе работы над темой я изучил технические характеристики подлодок типа «С» и «М», возможности их проводки с юга на север по рекам и каналам; собрал и проанализировал архивные данные и свидетельства местных старожилов об участии земляков в реконструкции Северо-Двинской водной системы и проводке подводных лодок; изучил особенности и сложности маршрута транспортировки субмарин по территории Кирилловского района на участке Топорня – Кубенское озеро».
Татьяна Николаевна поделилась, что самое ценное в исследовании то, что оно осуществлялось на основе анализа документов. «Когда Константин защищал свою работу, преподаватель МГУ сказал, что даже студенты вузов не используют столько документов, сколько использовали мы», – сказала она. Привлекались различные источники информации: архивные материалы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, архива Военно-Морского Флота, Государственного архива Вологодской области, архивного отдела администрации Кирилловского района, отдела письменных источников Кирилло-Белозерского музея-заповедника; архива районной газеты «Новая жизнь», школьного архива музея Е.Н. Преображенского (село Волокославинское, Кирилловский район), архив семьи Семёновых (м. Карботка, Кирилловский район), информация из краеведческой литературы, статьи из областной газеты «Красный Север», тематические Интернет-ресурсы. Кроме того, состоялись встречи с родственниками и другими людьми, которые могли сообщить какую-либо информацию по данной теме.
Так как работа Константина построена на анализе архивных данных, воспоминаниях старожилов, возможно, её результаты будут вкладом в разработку более масштабных исследовательских проблем, таких, как кирилловский тыл в годы Великой Отечественной войны и общеисторическое развитие Кирилловского района. Автор видит перспективы дальнейшей исследовательской работы в следующих направлениях: поиск земляков – участников проводки подводных лодок по маршруту Топорня – Кубенское озеро, а также поиск информации по реконструкции Северо-Двинской системы в годы Великой Отечественной войны.
Работа над исследованием заняла у Константина около года. Много времени ушло на оформление запросов в архивы, затем обработку информации. Кропотливой была работа по поиску данных о свидетелях исследуемых событий. «По данным архивной статьи газеты «Новая жизнь», мы узнали фамилию кочегара с буксира «Норд» – Семёнов. Мы обзвонили всех Семёновых, и удалось связаться с сыном кочегара буксира, который участвовал в перевозке подводных лодок, Валерием Семёновым, – рассказал Константин. – Так как из-за карантинных мероприятий были введены ограничения, то встретиться с ним лично не удалось, но через Интернет завязалась переписка, по электронной почте он выслал воспоминания отца, оцифрованные фотографии из семейного фотоальбома». Поиски тех, кто знал о проводке подводных лодок, увенчались успехом. В архиве школьного музея Е.Н. Преображенского в селе Волокославинском сохранились воспоминания Константина Николаевича Утышева и Юрия Васильевича Воробьёва, которые предоставил бывший руководитель музея Владимир Макин.
Принцип работы плавучих доков, в которых перевозили подводные лодки, доступно описал ветеран речного флота Евгений Михайлович Лучков – старейший житель Гориц (1936 года рождения). Он встречался с такими доками в конце 50-х – начале 60-х годов, поскольку спецпроводки военных кораблей осуществлялись и в послевоенное время. Воспоминания Евгения Михайловича прислала его дочь Анна Козлова: «В наших реках гарантийная судоходная глубина до 2-х метров. Вот и проводили большие лодки в специальном судне – плавучем доке. Оно представляет собой огромный прямоугольник с вертикальными бортами и открытым верхом. В носовой находятся механизмы, пункт управления и помещения для экипажа. Борта имеют двойные стены, между которыми находятся воздушные цистерны, поддерживающие судно в плавучем положении. Кормовая часть полностью открывается и закрывается специальным устройством. Для погрузки подводной лодки в док напускается вода. Открывается кормовая часть и лодка заводится внутрь дока. Затем корма закрывается, вода из него выкачивается и док всплывает вместе с лодкой. Весь док закрывали брезентом для маскировки». Поэтому местные жители не могли видеть подводные лодки. Константин, беседуя со старожилами, убедился, что вся информация о перебазировании подводных лодок через территорию района была лишь на уровне слухов.
Знали ли немцы о том, что через наш район проходили подводные лодки? Это был один из вопросов, интересующих юного исследователя. «Вероятнее всего, знали, – считает Константин, – потому что Константин Николаевич Утышев свидетельствует, что он видел финские самолёты, а также в статьях научных журналов встречались сообщения об обнаружении диверсантов на пути следования подводных лодок. По документам 1942 года, были обнаружены сведения о появлении вражеских самолётов над территорией, где пролегал маршрут следования подводных лодок. Но эти материалы не вошли в работу, так как требуется сбор дополнительной информации. Есть перспектива продолжить исследование и в этом направлении, запросив документы в череповецкий авиационный полк, в архивах которого есть материалы по вылетам на территорию нашего района для охраны территории от вражеских самолётов-разведчиков». Ещё одно перспективное направление для продолжения исследования – о важности сохранения 4-го шлюза и его защита в годы Великой Отечественной войны от попадания бомб. При разрушении 4-го шлюза мог бы нарушиться весь водораздел и подводные лодки невозможно было бы переправить. Есть информация о том, что там стояли зенитные установки и один вражеский самолёт в районе 4-го шлюза был сбит.
Не все документы и материалы вошли в исследовательскую работу Константина. Ещё есть поле для плодотворной исследовательской деятельности.
А сейчас предлагаем ознакомиться с работой Константина Голягина, которая стала победителем всероссийского конкурса.

«Малоизвестная страница истории Кирилловского района: перебазирование по его территории в годы Великой Отечественной войны подводных лодок»
Большую роль в Великой Отечественной войне сыграл Военно-Морской Флот. Нашу страну обороняли 4 флота – Черноморский, Балтийский, Северный и Тихоокеанский. Одной из главных задач Северного флота была оборона конвоев, шедших с военными грузами, в связи с заключением договоров о союзнической помощи со странами антигитлеровской коалиции. Однако сил и средств Северного флота для обеспечения безопасности северных конвоев было крайне недостаточно. Возможность усиления флота появилась в 1943 году.
Планы военного командования по перебазированию военных кораблей с Каспийского моря в Архангельск.
Весной 1943-го, после разгрома немецких войск под Сталинградом, когда было восстановлено судоходство по Волге и миновала опасность захвата немцами Закавказья, Государственный комитет обороны принял решение о переводе части подводных лодок с Каспийского моря внутренними водами в Архангельск. Был разработан маршрут их проводки: по Каспийскому морю из Баку в Астрахань, затем по Волге до Рыбинского водохранилища, далее по водным путям Вологодской области (от Череповца до Топорни, близ Кириллова, по реке Шексне, потом по Северо-Двинской системе и озеру Кубенскому, далее по реке Сухоне до Великого Устюга). Затем по Северной Двине до Архангельска, а оттуда через Белое море – на морские просторы, в Северный флот. К военной операции тщательно готовились. Весь путь в апреле 1943 года предварительно проверила специально командированная группа офицеров, задачей которой было уточнить фарватер – безопасный водный путь для кораблей.
Продолжение следует.
Мария ГОЛУБЕВА.
Фото предоставлены
К. Голягиным

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

98 − 93 =

Закрыть
Закрыть