Top.Mail.Ru

Живи, гармонь любимая!

«Будущего нет у того, у кого нет прошлого, а у гармони хорошее прошлое и блестящее будущее»
Владимир Куприн

Село Волокославинcкое – самое древнее, без преувеличения, поселение на всём Русском Севере. Доказан этот факт раскопками, старинными грамотами и документами. Согласно Н.А. Макарову, «Волок Славенский (Словенский), находившийся на пути
из Белозерья к Кубенскому озеру и далее к Вологде и верховьям Сухоны, безусловно, наиболее известный в исторической литературе северный волок». Знаменитый Словенский волок, существовавший уже в X-XI веках, потерял своё значение только
со строительством Северо-Двинской водной системы.

Современное село Волокославинское родилось из двух старинных сёл: Благовещенья и Волокославино. У жителей Волокославинской округи были свои привычки и обычаи, занятия и ремёсла. Конечно же, не могло на такой древней и славной земле не родиться что-то совершенно особое, прославившее этот край на всю страну.
Кирилловская гармонь. В представлении многих поколений русских людей – это не просто музыкальный инструмент, а уникальное явление со своей неповторимой, яркой и живой душой. Вологодский писатель Анатолий Ехалов удивительно точно заметил, что кирилловские гармони и славились прежде всего своей душой. Не строем, не разливом, а именно вот этим загадочным понятием – душа. И звучала, и пела, и страдала кирилловская душа по всем просторам Советского Союза: от Камчатки до Калининграда.
Мастером, положившим начало крупному гармонному промыслу на территории Кирилловского уезда, был Иван Семёнович Разин (1819–1894 гг.) из деревни Верхняя Гора Волокославинской волости (ныне – Ферапонтовское сельское поселение). По устойчиво существующей легенде, образцом для создания первого инструмента ему послужила гармошка-«черепанка», увиденная в соседнем Череповецком уезде. Первую гармошку-тальянку мастер сделал в 1864 году. Всю свою жизнь Иван Семёнович посвятил изготовлению пятиклапанных гармоник, а затем передал дело сыну Фирсу (1840–1907 гг.). Он организовал большую домашнюю мастерскую, разбил изготовление гармоник на девять отдельных операций. Обучил мастерству своих односельчан, снабжал их сырьём и материалом, но при условии, что всё изготовленное будет сдаваться ему. Следующее поколение Разиных продолжило семейное дело.
Разины смогли наладить производство настолько хорошо, что в 1904 году гармонным промыслом занимались жители почти половины ближайших деревень. В промысле были задействованы целые семьи, включая женщин и детей. Постепенно происходило разделение труда на различные операции, мастера кооперировались между собой по принципу бартера, возникали гармонные артели. Во многих деревнях Мелковского и Сусельского сельсоветов занимались заготовкой древесины. Особенно ценился материал, заготовленный и высушенный в деревнях Перегородино, Бритовская, Починок. Местные мастера предпочитали розовую ольху, из которой изготавливались корпус, деки, рамки и резонаторы.
Деревни Шульгино, Закозье, Куракино, Данильцево, Верхняя Гора традиционно славились тем, что в них жили и работали лучшие мастера по изготовлению голосов – голосовики. В Ивановском жили лучшие корпусники, специалисты по механике работали в Лукьяновском и Коровине. В Левкове и Ливникове изготовляли превосходные меха.
Ежегодно гармони возили продавать в Петербург, Москву, Нижний Новгород. Общая стоимость музыкальных инструментов, ежегодно отправляемых только в Петербург из гармонных волостей Кирилловского уезда, составляла около 80 тысяч рублей. Значительная прибыль от продажи музыкальных инструментов стимулировала дальнейшее развитие промысла, вовлекая в него всё новые и новые силы.
Выпускалось несколько видов гармошек, что объяснялось естественным желанием владельцев кустарного производства представить широкий выбор инструментов. Наибольшим спросом пользовались двухрядные и однорядные тальянки (от «итальянки»); «немецкие» гармони с изящной отделкой; двух-, трёх- и четырёхрядные гармошки со срезанными углами – «питерки», называвшиеся так потому, что основными покупателями их были питерские рабочие; маленькие, но звучные концертные гармоники. Последние стали изготавливать с середины 1880-х годов благодаря гармонщику Алексею Логинову из деревни Красной Ферапонтовской волости.
Особое внимание кирилловские мастера уделяли качеству звука изготавливаемых ими инструментов. Именно в свойствах звука и заключается основная «изюминка» кирилловских гармошек. «Кирилловский – особенный звук, не спутаешь с другой гармонью», – говорят в народе.
Известно, что звук в гармони любой конструкции образуется в результате воздействия потока воздуха на так называемый язычок (по народной терминологии – голос). Но не только сам голос и материал, из которого он сделан, оказывают влияние на звучание и тембр инструмента. Большое значение имеет материал, из которого изготовлены планки (металлические пластины, на которые крепятся голоса). Многочисленные поиски и эксперименты позволили кирилловским мастерам найти наиболее удачное сочетание материалов: голос делался стальным, планки – из латуни или меди, корпус инструмента и резонаторы – из ольхи.
Для различных сфер применения создавались инструменты, обладающие различными свойствами. Для игры на уличных гуляньях требовались лёгкие и звонкие инструменты, при этом уменьшение веса гармони достигалось использованием минимального количества планок. Обычно это были двухголосые инструменты. При игре в помещениях использовали трёхголосые и даже четырёхголосые гармони.
Настройка планок происходила следующим образом: две планки состраивались в унисон, третья (подголосок) – на октаву выше, четвёртая (свисток) – на две октавы выше по отношению к основной планке. Свисток мог настраиваться также в терцию или квинту, что придавало звучанию неповторимый колорит. Деревенские музыканты очень любили инструменты, по тембру напоминающие аккордеон. В местной традиции про подобную гармонь говорили, что она играет «с разливом». Настройка такого инструмента осуществлялась так же, как и настройка аккордеона: одна из планок настраивалась с небольшим повышением – «на носок».
В 1920-х годах Разиных раскулачили и им пришлось уехать. Государство взяло под контроль выпуск гармоней. Производственный центр артели находился в селе Благовещенье. Количество артельщиков постепенно увеличивалось с 68 человек в 1925 году до 199 в 1928 году. В ближних деревнях с устоявшимися ремесленными традициями стали возникать специальные цеха: корпусный, меховой, голосовой. Продолжали работать и мастера-надомники. Постепенно в производство были вовлечены жители более чем 50 деревень. Базовые мастерские артели находились в деревнях Великая Гора, Лукинская, Красново, Раменье, Яршево, Глебовское. Паралельно с артелью «Севкустарь» существовали артели «Гармонщик», «Красная нива», «Коопкустарь» и другие. С каждым годом росло количество выпускаемых инструментов. Так, в 1935 году «Кирилловпромсоюз» реализовал по договорам 1947 баянов и 1870 гармошек.
В апреле 1936 года произошло объединение всех гармонных артелей под эгидой артели «Севкустарь». Первым директором объединения стал А.П. Богданов, возглавлявший его до 1955 года, а главным конструктором был назначен чрезвычайно талантливый мастер-конструктор, изобретатель, рационализатор А.М. Панов. В артели состояло около 500 кустарей. Её изделия приобрели широкую известность. Самая дорогая гармонь стоила 65 рублей, а баян – 300.
В годы Великой Отечественной войны производство не остановили, в цеха пришли работать женщины. В 1944 году были освоены новые виды продукции: выпускались губные гармоники, ученические ручки, шахматы, лыжи, лыжные палки, лайки, шкурки и многое другое. Мужские профессии были освоены женщинами, девушками, подростками.
После войны все цеха перевели в здание бывшей Благовещенской церкви. В прежние времена на службы в храм собирался народ со всей волости, но в 30-е годы церковь закрыли, сняли колокола. В этом здании и устроили свой промысел мастера. Выпускали баяны и гармони, выполняли специальные заказы.
Кирилловскую баянную фабрику закрыли осенью 1963 года после пожара, произошедшего 27 октября 1962 года, который уничтожил основное производство. Мастера ушли на другие предприятия, часть перешли на аналогичные производства в Вологду, Великий Устюг, другие города.
Новый этап в развитии промысла, связанный с возобновлением традиционных методик изготовления музыкального инструмента, практиковавшихся в начале XX века, начался с 1962 года. В этот период мастерами А.И. Куликовым, М.И. Зориным и другими были созданы замечательные инструменты, которые по характеристикам не уступают, а порой превосходят прежние инструменты.
В 1974 году Вологодская фабрика баянов открыла в селе Благовещенье участок по изготовлению отдельных деталей к баянам и гармоням. Возглавил это дело бывший директор фабрики
В.М. Малютин. 14 мастеров изготавливали отдельные части для баянов и хромок, осваивали сборку детской гармошки «Нотка» (такая есть и у меня – подарена дедом), производили ремонт и настройку музыкальных инструментов. В 1990 году мастерская закрылась из-за выхода на пенсию большинства мастеров и отсутствия молодых специалистов.
К сожалению, на сегодня мастеров сделать новую кирилловскую хромку не осталось. Квалифицированный ремонт старых инструментов делает Геннадий Фёдорович Голубев, который в деревне Гора имеет свой музей гармони и мастерскую.
Для того, чтобы сохранить историческую память о знаменитом промысле и возвратить должную популярность кирилловских гармоней и баянов в Волокославинском создали Музей кирилловской гармони.
– Всё началось с небольшой выставки по истории гармонного промысла, организованной по инициативе директора местного Дома культуры Галины Куликовой, – рассказывает нынешний директор Волокославинского Дома культуры Татьяна Николаевна Бенца. – В результате длительной работы в отделе письменных источников Кирилло-Белозерского музея-заповедника, архивном отделе администрации Кирилловского района, Государственном архиве Вологодской области, в Музее русской гармоники Альфреда Мирека был собран богатый материал по истории волокославинского гармонного промысла. Огромную помощь оказали жители села Волокославинского и его округи, города Кириллова и Кирилловского района. Они передали в музей гармони, баяны 1930–1970-х годов, различные станки, приспособления, которые принадлежали мастерам-надомникам, большое количество фотографий и документов, рассказывающих о развитии гармонного дела, мастерах-гармонщиках и кирилловских гармонистах. Собранный материал позволил создать полноценную экспозицию, отражающую все этапы становления и развития гармонного дела в регионе.
В октябре 2005 года экспозиция по истории гармонного дела открылась в здании Дома культуры в селе Волокославино. Спустя три года на средства областного Департамента культуры благодаря поддержке администрации Николоторжского сельского поселения и администрации Кирилловского муниципального района силами сотрудников Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника было осуществлено строительство новой экспозиции «История кирилловской гармони» в Волокославинском Доме культуры.
С 2005 по 2015 год руководителем музея была Косарева Вера Александровна. Именно она занималась сбором материалов и экспонатов для музея. Каждый год 7 апреля в Волокославинском ДК проходит праздник Благовещенья с участием гармонистов села, района и области.
Вместе с работниками библиотеки и Дома культуры в музее проводятся вечера-встречи, литературно-музыкальные вечера: «Гармонь – это поэзия, гармонь – это песня», «Гармонь военная», праздники «У гармошки меха золочёные», «Гармошечка-говорушечка, пляска и частушечка», на которые съезжаются гармонисты, плясуны и частушечники кирилловской округи и районов области. Организуются и другие мероприятия, позволяющие познакомиться с кирилловской гармонью.
В экспозиции представлено более 30 музыкальных инструментов – баянов и гармоней разного возраста и происхождения, а также фотографии, записи частушек, напевов и наигрышей, инструменты для ремонта и настройки гармони. Посетить эту экспозицию, содержащую действительно бесценные экспонаты, должен каждый, а работники Волокославинского Дома культуры Татьяна Бенца и Ольга Шалыгина расскажут вам историю создания кирилловского гармонного промысла куда более полно и интересно, чем представлено в этой статье.
Галина УЛЬЯНОВА
Фото автора и из экспозиции «История Кирилловской гармони»

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

72 − = 65

Закрыть
Закрыть