Top.Mail.Ru

Историческое событие в Казанском соборе

Вечером 3 ноября в Казанском соборе города Кириллова состоялась первая архиерейская служба с момента его закрытия в 30-х годах прошлого столетия. Всенощное бдение в канун престольного праздника Казанского собора совершил правящий архиерей Вологодской митрополии владыка Савва.

Владыке сослужили настоятель Казанского собора благочинный Кирилловского округа протоиерей Владимир Колосов, благочинный монастырей Вологодской митрополии игумен Иоасаф (Вишняков) и наместник Кирилло-Белозерского монастыря игумен Анастасий (Додарчук).
Полноту архиерейского богослужения пришли разделить в центральный кафедральный собор районного центра – города Кириллова – прихожане храма и верующие из других приходов. Молящихся в храме было не так много, но атмосфера была уютной и радостной от совместного молитвенного общения.
Владыка Савва произнёс проповедь, наполненную пастырской любовью к своей кафедре и попечением о спасении каждого её члена. «Взирая на образ Пречистой Девы Марии, мы с вами видим пример кротости и смирения Заступницы усердной рода христианского, – сказал владыка. – Почему Заступницы? Да потому, что Она имеет великое ходатайство перед Престолом Всевышнего – Сына Своего единоутробного Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Пречистая Дева Мария заступается и ходатайствует за тех, кто исполняет закон Христов. Словосочетание это звучит даже грозно, но закон Христов – это закон любви к Богу и своему ближнему, суть которого проста, ибо христианская любовь согревает сердца наши и всех, кто вокруг нас. Отсутствие любви означает путь зла. Ибо когда злом и грехом исполняется сердце наше, то тогда вряд ли мы приобретём помощь Заступницы рода христианского, ходатайствующей перед Престолом Божиим. Почему в таком случае мы лишаемся Её ходатайства? Да потому, что нам её ходатайство и не нужно, ибо грех является тогда смыслом жизни нашей, зло одолевает наше нутро, и мы таким образом сочетаемся с иной силой. Но мы с вами призваны к великому – к пути в Царствие Небесное, к тому, чтобы иметь общение с Богом, как некогда имел это общение первозданный Адам в раю.
К сожалению, в силу определённых библейских обстоятельств, о которых, я думаю, вы знаете, мы лишились этого великого дара – дара прямого общения с Богом. И теперь этот дар молитвы мы приобретаем в течение нашей жизни. И может так случиться, что за всю жизнь так и не сможем приобрести этого великого дара. Но этот великий дар молитвы подкрепляется и любовью к Богу, ибо как мы с вами будем беседовать с тем, кого мы не любим, с кем не желаем иметь этого общения? Ведь с теми, кого мы с вами любим, нам всегда приятно общаться. И, думаю, каждому из нас будет приятно общаться с Богом. Рядом с Ним мы увидим Заступницу рода христианского, которая рада тому, что мы с вами исполняем закон Христов – закон Её единоутробного Сына; рада тому, что мы освящаемся благодатью Божией, а благодать Божия ниспосылается тем, кто кроток сердцем, как говорится в Священном Писании.
Надеюсь, Богу содействующие, мы с вами, собравшиеся здесь, в этом храме в честь Казанской иконы Божией Матери, примем милость в сердца наши, и сердца наши будут исполнены любви, смирения и кротости, которую имеет Пречистая Дева Мария. И таким образом будем всегда возлагать своё упование на Заступницу рода христианского. Аминь».
В сам праздник Казанской иконы Божией Матери – 4 ноября – Божественную литургию в Казанском соборе возглавил отец Владимир Колосов, которому сослужили наместник Кирилло-Белозерского монастыря игумен Анастасий (Додарчук) и настоятель Покровского храма д. Аксёново иерей Кирилл Виноградов. После Божественной литургии состоялся крестный ход вокруг собора, а затем отец Владимир поздравил всех присутствующих на богослужении с престольным праздником и произнёс проповедь о притче на Евангелие от Луки (гл. 10, ст. 38–42) о Марфе и Марии: «Дорогие братья и сестры! В праздник Божией Матери на Божественной литургии читается одно и то же Евангелие от Луки, казалось бы не связанное с жизнью Божией Матери, а касающееся Марфы и Марии. Евангельское чтение говорит нам сегодня о том, как важно для нас пребывать в молитве.
Господь приводит нас в эту жизнь, и мы печёмся о многом: нам нужно получить образование, зарабатывать деньги, воспитывать детей, и мы часто очень привязываемся к этим земным заботам, только ими и живём. Наши запросы постоянно растут, мы не можем насытить себя. И, действительно, нам не хватает святой и благой части, которую избрала Мария: она впитывала слова Божии и слагала их в своём сердце, она искала истину Божию в своей жизни. Когда она услышала слово Божие, она нашла отклик в своём сердце, и когда она встретила Иисуса Христа, она узнала Господа, увидела Его своими духовными очами. Много было людей, которые видели Иисуса Христа своими очами, многие познали Его как Христа Спасителя и в конце концов Его предали на мучительную смерть из-за зависти. Люди не захотели отказаться от своей греховной натуры и избрать ту благую часть, последовать по благому пути.
Нам всем нужно избрать благую часть, как избрала и наша Владычица Богородица, родившая Спасителя. Вспомним момент Благовещения: Дева Мария, всю жизнь прожив в храме, в молитвах и трудах, не считала себя лучшей из людей. Но в этом и заключается суть всего: Господь смотрит на наше сердце, Он ищет сердце кроткое и смиренное, которое может вместить невместимое – Всеобщего Создателя мира. А когда в сердце есть гордость, превозношение, самолюбие, наше мудрствование, оно мешает тому, чтобы Господь мог привести нас ко благому и спасительному пути и изменять наше сердце к лучшему, потому что мы сами становимся препятствиями к спасению наших душ. Мы своею волею, самостью, грехами отвергаем Бога. Дух Святой пребывает в Церкви Христовой, здесь Духом Святым благодать Божия воздействует на наше сердце. Дух Святой можно ощутить только очами своего сердца. Когда жизнь наша наполнена грехами, нам некогда заглянуть в свою душу, увидеть свою грязь и захотеть от неё избавиться и очиститься, потому что у нас внутренние и внешние очи нацелены только на этот внешний мир: кого-то осудить, думать только о внешних делах. Наша задача – вглядываться внутрь себя, видеть, что внутри нас находится, поселились там смирение или превозношение. Когда мы будем заглядывать своими духовными очами внутрь себя, тогда увидим, что там превозношение, грехи, с которыми мы живём и не стремимся от этой грязи избавиться.
Дорогие мои, надо внимательно смотреть на свою душу, примером нам должна быть Пресвятая Богородица – наша Заступница усердная. Матерь Божия настолько близко к нам, что мы даже себе представить не можем, Она наша усердная молитвенница. Её Господь слышит, её молитвы исполняет и исправляет наши души, посылая помощь. Мы должны стремиться хотя бы самую малость походить на Божию Матерь. И как нам показывает сегодня Господь в Евангелии: есть Марфа, которая печётся о многом, а есть Мария, которая сидит у ног Христа и слушает Его. И мы помним, что в Евангелии Господь на слова о том, что блаженна жена, которая Его родила, отвечает, что блаженна не та, которая Его родила, а те, которые Его слушают.
Часто ли мы читаем Евангелие? Или слышим только в храме на литургии? Преподобный Серафим Саровский за неделю прочитывал всё Евангелие. Когда мы читаем Евангелие, то Господь наш ум просвещает и наше сердце оживотворяет и приводит к Себе, ко спасению. Матерь Божия – наша Заступница, которая преклоняет свои колена перед Престолом Всевышнего нашего Владыки и молится за всех нас.
В нашем Казанском соборе мы молимся шестой год. В 2015 году мы совершили здесь первую литургию в Неделю русских святых и святого праведного Иоанна Кронштадтского. Чудным образом Господь являет свою милость: недавно мы обновили иконостас в соборе. Но самое главное чудо – это приезд на всенощное бдение митрополита Вологодского и Кирилловского Саввы. Впервые со времени закрытия Казанского собора здесь состоялась архиерейская служба – это великая благодать для нас. Это знак того, что Матерь Божия молится за нас и находится всегда рядом. У нас маленькое стадо, но стадо верное, и это самое главное. У нас нет золота, но у нас есть сердца, любящие Божию Матерь, и это бесценное сокровище, которое никто и никогда не может отнять у нас. Если в нашем сердце будет любовь к Божией Матери, то и Её любовь, и любовь Бога и Его Сына также будут всегда с нами неотлучно. Поэтому, дорогие мои, будьте такими же любящими, смиренными, как Мария; избирая благую часть, слушайте слово Божие и всегда храните его в своих сердцах. Нам тяжело исправиться, мы подвержены греху, но Господь даёт нам силы преодолевать греховность. Будем же стараться так же, как Мария, избирать благую часть и молиться Божией Матери, помня, что Она пребывает с нами постоянно. Благодать Божия и молитвы Заступницы усердной, нашей покровительницы да пребывают со всеми нами всегда, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».
Отметим, что собор во имя Казанской иконы Божией Матери играл важную роль в жизни Кириллова, здесь совершались венчания и требы, выполнение которых невозможно было осуществить в монастыре. У собора располагалась главная площадь города, где проходили ярмарки. В тридцатых годах собор был закрыт. Колокольню разрушили в конце 1935 или начале 1936 года. Старожилы вспоминают, как шпиль с помощью тросов сдёрнул трактор, а колокола ещё раньше увезли на переплавку. Тем не менее собор оставался средоточием городской жизни, у его стен до 1960-х годов дважды в год собирались многолюдные ярмарки, а по воскресеньям шумели базары. В советское время в здании собора размещался винный цех. В 90-х годах ХХ века винное производство было выведено из храма, но отремонтировать Казанский собор из-за отсутствия денежных средств не представилось возможным.
1 сентября 2014 года началась новая жизнь собора: указом митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия был образован православный приход храма Казанской иконы Божией Матери. За эти шесть лет возрождения Казанский собор преобразился: заменена кровля, увеличена отапливаемая часть богослужебного помещения, устроена библиотека, приобретена богослужебная утварь, обновлён иконостас. Храм преобразился благодаря помощи благотворителей и прихожан. В воскресные и праздничные дни совершаются Божественные литургии, проводятся таинства Крещения, Елеосвящения (Соборования), Венчания, а также отпевания.
Гости города удивляются плачевному виду храма, расположенного у Кирилло-Белозерского монастыря, куда ежегодно стекаются тысячи туристов и паломников, а многие кирилловчане признаются, что мечтают увидеть возрождённый храм во всём своём первоначальном величии и с нетерпением ждут, когда колокольный звон вновь разольётся по окрестностям, созывая верующих на литургию.
Мария ГОЛУБЕВА. Фото автора

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Закрыть