Top.Mail.Ru

Локомобиль

Электричество пришло в Шалго-Бодуновский край в конце 60-х годов прошлого века. Любопытно, но в то же самое время в местный клуб уже привозили кино, в округе располагались различные производства. Драгоценная энергия вырабатывалась «движками», то есть электрогенераторами, работавшими на топливе.

В те же годы на шальской пилораме использовали другой агрегат – локомобиль. Что он собою представлял? Говоря совсем по-простому, это паровой двигатель (словари также называют его паровой машиной или паросиловой установкой).
Стационарный локомобиль СК-125 состоял из топки, цилиндра паровой машины, маховика и парового котла. Его внешний вид и размеры менялись в зависимости от предназначения. К примеру, в полевых условиях использовались передвижные локомобили. Они действительно напоминали маленький паровоз, но для их перемещения не требовались рельсы. Благодаря таким установкам приводились в движение сельскохозяйственные машины вроде молотилок, сеялок и тому подобных механизмов того времени.
На пилорамах и небольших промышленных предприятиях использовались другие локомобили – стационарные. К сожалению, фотографий шальского аппарата в наличии нет, но можно приблизительно представить, как он выглядел, по снимку, найденному на просторах Интернета.
Подобный агрегат располагался в деревне Тихонино, в деревянной постройке на берегу реки Ухтомицы, в месте, где она напоминает озерцо. Его установкой занимался один из жителей Польченги (местность поблизости от Чарозера), имя которого, к сожалению, затерялось в истории за давностью лет. Топился локомобиль дровами, обеспечивая энергией местную пилораму.
«Чтоб мы не жили, как в тумане,
И «чтоб из сказки сделать быль»,
Решили в нашей глухомани
Установить локомобиль», –
так иронизировал по поводу этой диковинной машины поэт Василий Гуляев.
По воспоминаниям жительницы Шалги Надежды Спиридоновой, на том же берегу стоял ещё один овин (сарай) – так называемое «садило», где сначала сушили, а затем трепали лён. Благодаря локомобилю работала и льнотрепалка. Есть сведения о том, что от парового двигателя в Тихонино даже подавался свет, но официального подтверждения этому факту пока не найдено.
На сегодняшний день в нашем архиве нет ни одной фотографии, где был бы запечатлён шалго-бодуновский локомобиль. Если у вас, дорогие читатели, есть какие-либо дополнительные сведения о нём, а тем более снимки (пусть даже издалека) – обязательно напишите!

И. СУВОРОВСКАЯ
Фото из открытых источников

Именно на берегу этого «Тихонинского озерка» и располагался локомобиль.
Фото Галины Калачёвой.
Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

− 5 = 4

Закрыть
Закрыть