Top.Mail.Ru

«Моей деревни больше нет…»

Моей деревни больше нету.
Она жила без счёта лет,
Как луг, как небо, бор и ветер, –
Теперь её на свете нет…
Плывут над ней, взрывая воды,
Не зная, что она была,
Белы, как солнце, теплоходы,
Планеты стали и стекла…
С. Орлов

Сорок три года прошло с тех пор, как официально был открыт Волго-Балтийский водный путь, ставший одной из главных транспортных магистралей европейской части России. За последнее столетие он оказал огромное влияние и на развитие края, и на судьбы многих людей. В частности, старинной деревни Пидьмы.
Только удивляться приходится многотерпению русского человека, русского крестьянина! Что значит в масштабах огромной страны лишение малой родины каких-то пятисот человек бывшего Пидемского сельского совета? Что значит лишение родного дома, берёзки под окном, такой знакомой тропинки к речке? Что значит разорение кладбища предков? И оправдывает ли цель любые средства? На эти вопросы, к сожалению, невозможно дать однозначный ответ. Но, словно памятник человеческим ошибкам, случавшимся во все времена, там, где стояло село Крохино, поднимается из воды полуразрушенная приходская церковь. Здесь когда-то жители деревни Пидьмы крестили детей, венчались, молили Бога о спасении Души. А от самой деревни Пидьмы остался лишь небольшой заболоченный, заросший бурьяном островок, любимое место вогнемских и косинских рыбаков и охотников.
Что ещё напоминает о деревне Пидьме? Предлагаем вашему вниманию, уважаемые читатели, реферат об истории затопленной деревни Пидьмы, подготовленный в 2006 году к научно-практической конференции «Мир через культуру» ученицей восьмого класса Вогнемской школы Татьяной Дедеу под руководством учителя русского языка и литературы Натальи Геннадьевны Лысаковой.

Седая старина в истории деревни Пидьмы

Название деревни – финно-угорское. Вепское pedai означает «сосна». Произошло, видимо, от названия реки, которое в более ранней форме звучало как «Педьма». Эта река – левый приток бывшей реки Шексны. Местоположение поселения просто идеальное: на возвышенности, рядом светлая, быстрая, рыбная речка Пидьма, чуть поодаль сосновые и еловые леса, совсем близко многоводная Шексна. Раздолье для рыбаков и охотников! А какие заливные луга были вдоль реки Шексны! Хватало земли и под пашни, и под огороды!
Деревня стояла на дороге, ведущей из Белозерска в Кириллов. В воспоминаниях бывших жителей прозвучала легенда о том, что по дороге этой шли поляки завоёвывать город Кириллов, и деревня сильно пострадала от них.
Самые древние упоминания о Пидьме есть в «Писцовой книге» Белозерского уезда 1585 года: «Деревня Педьма на речке на Педьме, а в ней крестьяне Гренька да Парщук Тимофеев, Гренька Данилов, Русинько Данилов, Нелайко Терентьев, Фетька Данилов. Паханые середние земли девять десятин в поле. Сена двести копен. Лесу пашенного две десятины. Полторы выти. А у тое ж деревни у Педьмы на педемской ж земле анбары соляные Белозерцев. А клали в тех анбарах соль, зимой привозячи с короткого: анбар белозерского сведенца Московского жильца Бажена Живлякова, анбар белозерца Артемия Тебихина, анбар Белозерцев Кирилла да Василия Тимофеевых, анбар Кириллова монастыря, анбар Ферапонтова монастыря, анбар Старков, Кириллова монастыря крестьянина. Анбары пустые: анбар белозерского сведенца Московского жильца Ждана Мошенникова, анбар белозерца Артемия Тебихина».
В «Писцовой книге» езовых и дворцовых волостей Белозерского уезда от 1674 года также встречаются любопытнейшие сведения о занятиях жителей деревни Пидьмы. В этой книге можно познакомиться с расположением шекснинских езов, как они строились, какую рыбу ловили на них пять веков назад.
Один из пятнадцати езов – Пидемский («Пидемское езовище»). «А ловят рыбные ловцы рыбу на обиход великого государя сверху, рекою Шексною, от Пидемского езовища до пожни Топорни сорок верст, а от пожни Топорни вверх рекою Шексною до Пидемского езовища и выше…» Езы – это «перегородка на реке из кольев, жердей, прутьев; запруда; закол для ловли рыбы». Так объясняется это слово в «Словаре вологодских говоров». Езы – удивительное сооружение. Для него требовалось около 300 деревьев (сосен или елей). И было ради чего! Рыба в тех местах водилась царская: стерлядь, осетры, севрюга, белорыбица. Сейчас такое и представить себе невозможно! «Шекснинска стерлядь золотая» осталась только в стихах Г.Р. Державина. После всех человеческих экспериментов по уничтожению реки Шексны и всего, что её окружает, об этом можно только вспоминать.
Об уловах же в конце ХVI века говорится в «Писцовой книге» следующее: к царскому двору крестьяне езовых волостей должны были представить 675 стерлядей, 186 осетров, 5 севрюг, 5 белорыбиц, 23 пуда икры. Налимов, стерляди, судаков, щук ловили «с первые поледные ставки до февраля по 2 число корешками крючными и перемётными», неводами и русями. Перемёты – старинная рыболовная снасть (на верёвку крепятся крючки с приманкой, длина перемётов может быть разная, до 25 метров). Русь – ловушка для рыбы на прутяной основе, разделённая внутри на две половины, так, что заплыть туда раба может свободно, а выбраться назад – нет. Кстати, местные рыболовы и до сих пор ставят и руси, и перемёты.
Учёт выловленной рыбы был поставлен строго. Рыбу доставляли в Москву за неделю до зимнего Николина дня (19 декабря) обозами по льду Шексны.
Деревня Пидьма обозначалась на картах землевладений Белозерского края уже в начале ХVII века (из книги А.И. Копанёва «История землевладения Белозерского края ХV–ХVI вв.», 1951 год). «Поселение относится к Усть-Шехонско-Троицкому монастырю. Располагается на левом берегу Шексны, где в неё впадает река Пидьма». В списке населённых губерний в десятом выпуске ведомостей Кирилловского уезда Вогнемской волости за 1912 год есть следующие сведения о деревне Пидьме: земля эта пидемского общества, жилых строений – 14, всего жителей в деревне – 66 человек, из них 37 мужчин и 29 женщин. Пидьма находится в 25 верстах от уездного города, в 111 верстах от железнодорожной станции, в трёх – от пароходной пристани, в семи – от волостного правления, в шести – от приходской церкви. В деревне есть земская школа. Поселение находится по реке Пидьме. Главное занятие населения – земледелие».
Здесь же обозначена усадьба Пидьма помещика Н. Руднева (имени и отчества в документе нет). В усадьбе пять занятых постройками дворов, три жилых строения. Всего жителей – восемь человек (четыре мужчины и четыре женщины). Главное занятие главы хозяйства – казённый служащий.
О помещике Рудневе вспоминают многие из опрошенных жителей деревень Пидьма и Малое Косино. Усадьба его была чуть поодаль от деревни, примерно в полукилометре. Все вспоминают, что в его доме в советское время находилась начальная школа. Здание двухэтажное, на высоком фундаменте. Фундамент сохранился до сих пор, а саму постройку перед затоплением перевезли в Вогнему.
Барин был богатый, владел известковым заводом (по другим воспоминаниям – кирпичным). Рядом с домом был разбит яблоневый сад и очень большой огород с диковинными овощами. Держали несколько коров. Все вспоминают сосновую аллею у школы (бывшей усадьбы) со скамеечками. В конце аллеи стоял какой-то «необыкновенный зеркальный шар» (с какой целью – неизвестно). Была у помещика яхта (или катер). Обстановка в доме была очень богатая. Семья помещичья здесь жила в основном летом. Управляющей хозяйством работала Елизавета Александровна Никуличева (мать Тамары Алексеевны Сапоговой, уроженки д. Малое Косино).
Наёмными работниками, которые ухаживали за огородом и усадьбой, были сёстры Елизаветы Александровны – Евдокия и Елена. После революции помещик Руднев с семьёй очень поспешно уехал. Всё бросили, обстановку пытались продать, но большей частью оставили на произвол судьбы. Потом через много лет, примерно в 40-е годы прошлого века, Тамаре Алексеевне пришло письмо от Н. Руднева, где он просил рассказать о своей усадьбе, что с ней стало. Видимо, всё же болела у него душа о малой родине. О себе извещал, что живёт под Москвой, работает адвокатом, является членом Коммунистической партии. Вот такие бывают повороты в жизни! Однако тогда жива была ещё мать Тамары Алексеевны, и она не разрешила дочери писать ответ Н. Рудневу, мол, мало ли что. Времена тогда были такие неспокойные! Письмо сожгли, связь времён прервалась.

 

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Закрыть