Top.Mail.Ru

Кирилловский подвижник благочестия епископ Амвросий (Орнатский)

Окончание. Начало в № 2, 3, 4 от 10.01.2020, 17.01.2020, 24.01.2020.

Он много благотворил бедным, но из любви к уединению никого не принимал у себя. Всю свою пенсию (2000 рублей в год) раздавал через келейника, который записывал имя просителя и обстоятельства, понуждавшие просить о помощи, а затем эту записку оставлял вместе с приносимой пищей и уходил. Преосвященный читал, записывал карандашом количество денег и оставлял их на том же столе, а келейник отдавал деньги по назначению. Владыка содержал двух сирот в училище и внёс большой денежный вклад за содержание отца в Филиппо-Ирапской пустыни Новгородской губернии, когда тот пожелал постричься.
Келейник у него был неисправного поведения: заперев епископа в архиерейских покоях, он исчезал порой на несколько дней, оставляя его без пищи и в нетопленых комнатах. Тогда Амвросий делал всё сам: топил печи, мыл полы – и никому ни словом не пожаловался на келейника.
Коротка была подвижническая жизнь преосвященного Амвросия.
От его прежней красоты ежечасное понуждение себя, суровый, беспощадный быт не оставили и следа. Он походил на мертвеца. Но не жаловался, не лечился. Полгода продолжалась его предсмертная болезнь. 26 декабря 1827 года (8 января 1828 г.) он преставился в Царство Небесное, к которому давно уже устремился всеми своими помыслами и всей душой. Это произошло всего через два года после удаления в затвор.
В праздник Рождества Христова он с глубоким чувством исповедался, приобщился Святых Тайн и на следующий день рано утром был найден почившим последним сном. Владыка лежал на постели с лицом, обращённым к иконам, с правою рукою, сложенною для крестного знамения. Кончина была одинока.
После смерти архиерея в малой келье, куда при его жизни никто не входил, были найдены: стул, связанный верёвками, заменявший ему постель и костыль, служивший опорой во время постоянного бдения.
Погребение владыки состоялось 31 декабря 1827 года.
В Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря, направо от входа, в стене вмонтирована квадратная плита с надписью о захоронении Амвросия (Орнатского): «На сем месте положен Бывший Пензенский Епископ Амвросий, скончавшийся 27-го декабря 1827-го». Напротив на полу лежит единственное в соборе металлическое прямоугольное надгробие. В верхней части надгробия изображён Голгофский крест с орудиями страсти и сделаны надписи: «цръ славы», «ic xc». Ниже – эпитафия, названная автором «некрологией»: «Некрология Амвросий Орнатский, епископ Пензенский, сопричисленный к ордену Св. Анны 2 степени, член Московского общества истории и древностей Российских. Родился Новгородской Губернии в Череповецком уезде 1778. Курс наук кончил в Александровской Академии 1800. Пострижен в монастырь в 1803. Ректором и архимандритом с 1808. Хиротонисанъ во епископа 1816. Уволен на покой 1825. Скончался в Новгородскомъ Кирилло-Белозерском монастыре 26 декабря 1827 года».
Всего несколько скупых цифр, но за ними скрывается удивительная судьба – судьба человека, всего себя отдавшего на служение Христу.
Важно отметить, что память о подвижнической жизни владыки не забылась. После его смерти было опубликовано несколько статей и даже монографий с рассказом об архиерее. Лучшее его жизнеописание составлено церковным историком Е. Поселяниным и включено в книгу «Русские подвижники XIX века» (12+), большинство героев которой ныне прославлены в лике святых.
Затянулся вопрос с канонизацией только епископа Амвросия. В своё время его прославлением занялась Саратовская епархия, о чём появилось сообщение на официальном сайте. Но острая нехватка времени у членов комиссии по канонизации, активно трудившихся над сбором материалов о новомучениках, так и не позволила подготовить необходимые документы.
В 2010 году произошло событие, которое вполне могло придать импульс к прославлению: были случайно обретены нетленные мощи епископа Амвросия.
Подробно об этом рассказал директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Николаевич Шаромазов в интервью представителям династии Орнатских, у которых хранится видеозапись беседы.
По словам Михаила Николаевича, в процессе реставрации Успенского собора встал вопрос о замене пола, одновременно с чем было решено провести археологические изыскания, в частности вскрыть захоронения князей Воротынских. Склеп епископа Амвросия изначально тревожить не хотели. Но во время реставрационных работ его стенка неожиданно обвалилась, что вынудило реставраторов провести эксгумацию владыки, порядок которой чётко прописан. Первой в склеп спустилась женщина-биолог. Но через секунду она выскочила оттуда как ошпаренная со словами: «Там лежит живой человек или только что захороненный труп».
То есть её устами было засвидетельствовано христианское чудо – нетление мощей православных христиан, особо угодивших Богу. Несмотря на то, что останки владыки пролежали в земле почти 200 лет, они сохранились на удивление хорошо. Наблюдалась очень хорошая сохранность даже облачений, панагии и других принадлежностей архиерейского сана.
Обретение нетленных мощей, под которым далеко не всегда понимают полное нетление (главное – хорошая сохранность костных останков), всегда служило поводом к канонизации угодника. Но в случае с владыкой Амвросием этого не произошло, так как вскрытие захоронения осуществлялось без участия священнослужителей и не было проведено положенного чина освидетельствования мощей.
Тем не менее, на наш взгляд, факт их обретения вполне может служить поводом для начала сбора материалов о канонизации владыки Амвросия. При этом важно отметить, что для положительного заключения Синодальной комиссии по канонизации требуются не только примеры благочестивой жизни угодника и нетления мощей (в нашем случае они есть), а ещё: наличие посмертных чудес и посмертного почитания, в том числе современных.
Поэтому со страниц газеты мне хочется обратиться ко всем верующим с просьбой присылать рассказы о случаях помощи по молитвам епископу Амвросию, а также не забывать его в своих молитвах (заказывать панихиды по владыке у его мощей, которые почивают в Успенском соборе монастыря). И даст Бог, в Кириллове появится ещё один прославленный угодник. Это вдвойне актуально, так как открыто почивающих мощей в Кириллове и его ближайших окрестностях нет (все местные угодники покоятся под спудом).
М. МАЛЬЦЕВ,
череповецкий историк, древлехранитель
и член комиссии по канонизации святых
Череповецкой епархии
Фото М. Голубевой

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

− 2 = 7

Посмотреть также

Закрыть
Закрыть
Закрыть