Top.Mail.Ru

Вековая история детского сада

Великая Октябрьская Социалистическая революция, сметая всё отжившее, сокрушая всё сопротивляющееся, призвала к жизни новые силы. Первые забота, ласка и внимание советской власти были обращены на детей. Началась живая, бурлящая,
зовущая к новым победам жизнь, созданная Октябрём. Советские детские сады стали первыми ростками коммунизма.

Благодаря инициативе В.И. Ленина Советское государство с первых дней своего существования взяло на себя всю заботу о детях, об их обучении, воспитании. 9 ноября (по старому стилю) 1917 года Советское правительство опубликовало декрет «Об учреждении Государственной комиссии по просвещению». Специальному отделу комиссии поручили заниматься вопросами дошкольного воспитания. Утверждается Совет защиты детей, создаются первые детские ясли, сады и приюты.
1 июня 1919 года в городе Кириллове Кирилловского уезда Череповецкой губернии по улице Набережной (ныне улица Гагарина), дом 121а, в угловом одноэтажном здании (бывшего купца Кузьмина) разместился детский сад под номером 1, назывался он «Дом ребёнка», с одной группой детей в количестве 20 человек.
Организатором и создателем детского сада № 1 была Елизавета Васильевна Бакова. Пройдя четырёхмесячные курсы Елизавета Васильевна стала первым воспитателем детского сада и руководила им с 1919 по 1939 год.
Отдел дошкольного воспитания, с момента его образования в ноябре 1917 года, начал активную работу по обеспечению кадрами дошкольных учреждений. Были привлечены специалисты в области дошкольной педагогики. В 1918 году организованы курсы по подготовке инструкторов и воспитателей. Кратковременные четырёхмесячные дошкольные курсы вместе с Е.В. Баковой окончила Александра Георгиевна Маричева. А.Г. Маричева – первый воспитатель детского сада № 1 до 1922 года. С 1922 года её заменила Зинаида Ивановна Григорьева.
Штат детского сада состоял из двух руководительниц (так сначала называли воспитателей) и одной технички. С выделением должности заведующей без группы в детский сад пришли работать М.А. Розинина, О.А. Махина, Е.С. Емеличева, М.П. Смирнова.
Первая трудность, с которой пришлось встретиться при организации детского сада, – недоверие части населения к неведомым до того дошкольным учреждениям. Классовый враг пугался выступать против этого мероприятия советской власти, распуская слухи, что из ребят сделают коммунистов и увезут от родителей. Нужно было разбить эту клевету, овладеть доверием матери-работницы. Воспитателям приходилось делать обходы по домам, разубеждать родителей. Постепенно путём разъяснительной работы среди населения о дошкольном воспитании рассеивалась эта нелепая боязнь.
Начала устанавливаться связь с родителями. Они оценили ласковое, заботливое отношение к детям. Видели, что их ребятишки чисты, сыты, воспитываются в коммунистическом духе, в духе любви к своей родине, уважении к старшим, что им прививают навыки культурного поведения.
Первое время родителей интересовало только качество и количество питания, состояние здоровья детей, их настроения, но вскоре они стали интересоваться всеми сторонами жизни дошкольного учреждения. Авторитет детского сада рос, тяга детей в сад увеличивалась. Было время, когда по городскому бюджету проходили только питание детей и зарплата воспитателей, отопление и другие хозяйственные расходы ложились на плечи родителей. Стояла проблема: останется детский сад или его закроют? И тогда родители взяли заботу на себя. Первыми активистами и помощниками в работе по хозяйственной линии были: Шейкина, Рыстакова, Потапова, Силина и другие.
В 1934 году детский сад № 1 был именован Ленинградским облоно «образцовым» детским садом. В 1935 году были отпущены средства для пристройки помещения и для приобретения дополнительного оборудования. Вместо двух групп (50 человек) стало три группы детей (75 человек) с тремя воспитателями и освобождённой заведующей. Работники детского сада проводили открытые занятия для других воспитателей детских садов района. Для подготовки работников на летних детских площадках в сельской местности РОНО организовал месячные курсы, лекторами на которых были воспитатели первого сада. На этих курсах, помимо теоретических докладов, проводились практические занятия по труду, пению и играм, записывалось содержание детских песен и игр.
На основе положительного массового опыта народным комиссаром просвещения РСФСР в 1938 году было создано руководство для воспитателя детского сада. Этот основной документ ставил перед детским садом задачу всестороннего развития ребёнка, воспитания его в духе коммунизма, обеспечения ему радостного детства.
Многое сделано за эти годы. В детском саду был установлен режим, обеспечивающий правильное чередование игр, занятий и отдыха, максимальное пребывание детей на воздухе, обязательный дневной сон. Проводилась работа по закаливанию и укреплению детей, по вопросам методики умственного воспитания, связи с окружающей жизнью, знакомству с природой, трудом, общественной жизнью. Придавалось большое значение художественному, музыкальному воспитанию. Важное место отводилось играм.
1941 год, 22 июня. По радио пронеслась суровая весть: война! Сообщение о коварном нападении на страну кровожадных фашистов взволновало сердца и маленьких патриотов. Дети по-своему переживали это тяжёлое время. Многое изменилось в работе детского сада. Вместо 75 детей его стало посещать 105–110. В коллектив влились эвакуированные дети. Долг воспитателей сада повысился – оберегать малышей от волнений военного времени, создавать такие условия, в которых они могут спокойно жить, нормально развиваться, забывая всё пережитое. Воспитатели должны были повысить качество своей работы, проявлять ещё большую заботу о детях. И все воспитанники были окружены особым вниманием со стороны всего коллектива детского сада.
В 1943 году в Кириллове был организован военный госпиталь. Дети детского сада горели желанием поговорить с ранеными солдатами, что-нибудь им подарить. Они выступали, пели им песни, рассказывали стихи, танцевали, дарили им конверты, бумагу, карандаши, цветы. Воспитатели под диктовку часто писали письма на фронт папам и в ответ получали от них благодарности за воспитание их детей. В связи с военным положением коллектив стал работать больше, лучше. Несмотря на перегрузку каждой группы, ни один воспитатель не возражал против приёма лишнего ребёнка.
Невзирая на тяжёлые годы войны, заботами партии и правительства стали создаваться санаторные детские сады в целях предупреждения туберкулёза. По приказу облоно в январе 1945 года детский сад № 1 также был реорганизован в детский сад санаторного типа. Было две группы по 25 человек. Вначале возникало много трудностей. Родители должны были отдать своих детей на круглосуточное пребывание, а воспитатели – заменить ребёнку родителей на три месяца. Были сложности и в организационной работе: не хватало кроваток, постельного белья, одежды. Свирепствовали детские болезни: корь, скарлатина, было трудно проводить дезинфекцию. Мыли детей в бане, оборудованной рядом с детским садом. Существовали проблемы и с заготовкой дров, работникам самим приходилось выгружать дрова из барж. Но со временем всё необходимое было приобретено, персонал с честью взялся за работу.
Основная цель деятельности детского сада в это время – оздоровительно-воспитательная. Только за первые четыре года работы санаторного детского сада выпущено более 200 детишек, которые выздоровели, хорошо поправились и прибыли в весе. Из отчёта 1949 года заведующей детским садом Антонины Васильевны Сиверской:
«1. Шемякина Рита, принята слабенькая. За смену хорошо поправилась, прибыла в весе на 5 килограмм 400 грамм.
2. Савина Зоя принята была со слабым здоровьем. Девочка выздоровела, прибыла в весе на 5 килограмм 100 грамм.
3. Лаврова Миля принята с туберкулёзной интоксикацией. Сейчас имеется улучшение со стороны лёгких. Девочка прибыла в весе на 5 килограмм».
Наряду с оздоровительной также проводится воспитательная работа. Весь коллектив детского сада воспитывает у детей в простой, доступной, содержательной форме советский патриотизм, прививает уважение к своему народу, гордость за него, за коммунистическую партию, чувство любви и уважения к В.И. Ленину и И.В. Сталину. Через игры и специально организованные занятия воспитатели прививают детям эстетический вкус, развивают определённые эстетические навыки, внушают любовь и уважение к труду, труженикам нашего Советского государства.
Несмотря на трудности, детский сад продолжал работать благодаря таким трудолюбивым сотрудникам, как Вера Николаевна Костинская – няня, работала с 1941-го по 1973-й – 32 года; Вера Николаевна Климова – 30 лет; Анна Михайловна Ершова – повар, больше 30 лет; Мария Николаевна Дунаева – прачка, с 1940 по 1955 год – 15 лет. В военные годы и годы существования санаторного сада воспитателями работали: Елизавета Александровна Малютина с 1929 по 1959 год, Мария Павловна Смирнова с 1935 по 1956 год. Они старались занять детей полезными делами, создавали домашний уют, чтоб ребята, находясь в стенах сада, не скучали по родителям.
В 1954 году воспитательно-образовательный процесс осуществляется по «Руководству для воспитателя детского сада», где впервые было обращено внимание на обучение детей на занятиях.
В 1956 году руководителем детского сада назначается Ираида Николаевна Ганина.
С 3 мая 1957 года санаторный детский сад № 1 был реорганизован в детский сад обыкновенного типа, трёхкомплектный (3 группы). Стали отпускать больше денежных средств на хозяйственные расходы, на мягкий и твёрдый инвентарь. Приобреталась мебель, детские костюмы стали шить не из марли и бумаги, а из атласа и ситца, штапеля, шёлка и даже из плюша (костюм Деда Мороза).
А уже в 1965 году произошли ещё большие перемены в оборудовании детского сада. Были приобретены: проигрыватель, пылесос, швейная машина, на смену старому роялю – пианино. На площадках появились навесы, деревянный пароход, большая машина, металлическое оборудование. Благодаря организаторским способностям И.Н. Ганиной коллектив детского сада был в числе лидеров по изучению и внедрению новых методик дошкольного воспитания. Воспитатели А.И. Гичина, З.В. Шорохова, Е.С. Щипкова, Л.П. Тяпушкина, М.М. Афанасьева, О.И. Корепина, Л.М. Нечаева, Г.Н. Шумилова, П.Я. Оконечникова принимали активное участие в методических объединениях, в проведении открытых занятий для воспитателей детских садов района. Неоценимую помощь воспитателям оказывали няни: В.Н. Костинская, В.Н. Климова, В.К. Ганина, М.П. Спирина, А.И. Курашева, А.П. Раимова, З.М. Фурина, Т.Ф. Шашмурина, Н.М. Чуканова, О.С. Орлова.
Продолжение следует…
А. РЕПИНА, зав. отделом
Музея истории города и района

В статье использованы документы и фотографии из фондов Кирилло-Белозерского музея-заповедника, фотоматериалы, документы и личные воспоминания работников детского сада.

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Посмотреть также

Закрыть
Закрыть
Закрыть