15 октября в выставочном комплексе «Народный дом» Кирилло-Белозерского музея-заповедника стартовал новый выставочный проект «Три художника», посвящённый псковским художникам-шестидесятникам, которым в 2025 году исполнилось 100 лет со дня рождения.
В трёх небольших залах представлены 55 графических и живописных работ трёх псковских мастеров: Петра Оссовского, Алексея Аникеенка и Элия Белютина. Каждый из художников раскрывает яркую страницу в истории отечественного искусства периода хрущёвской «оттепели».
Открывая выставку, генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов отметил, что содружество музеев значительно расширяет возможности их деятельности, ведь именно эти три псковских художника, чьи полотна представлены на выставке, были чрезвычайно важны для понимания развития художественного процесса второй половины ХХ века.
– Каждое новое полотно Петра Оссовского вызывало в среде художников бурю эмоций. Глядя на его работы, понимаешь, что это и есть именно то, что роднит нас с этой землёй, что даёт нам возможность жить и чувствовать себя русскими, – говорил Михаил Николаевич. – В соседнем зале мы видим совсем другую живопись. Многоцветие полотен Алексея Аникеенка характерно для очень многих живописных регионов нашей страны. Полотна, представленные в третьем зале и принадлежащие кисти художника Элия Белютина, дают нам возможность представить окружающий мир немножко с другой стороны. Современники смотрели на него как на художника, который раскрывает горизонты.
Михаил Николаевич пообещал, что эта выставка не станет последней, привезённой из Пскова. Псковское собрание живописи чрезвычайно интересно и богато, оно во многом даёт возможность увидеть и проследить само развитие художественной формы в нашей стране.
В завершение своего выступления Михаил Николаевич выразил благодарность сотрудникам и руководителю Псковского музея за такое плодотворное сотрудничество и пообещал, что в будущем году псковские музейщики представят нашему вниманию ещё одну выставку.
Сотрудник информационно-выставочного отдела музея-заповедника Юлия Лебедева напомнила собравшимся, что это уже вторая выставка из собраний Псковского музея. Первая, под названием «Мир глазами художников-фронтовиков», была открыта весной в Казённой палате.
А затем слово взяла куратор выставки – научный сотрудник Псковского музея-заповедника Софья Кобелева. Экскурсовод начала свою речь со слов благодарности в адрес многих людей, занимавшихся подготовкой этой выставки, и в первую очередь отметила сотрудников Кирилло-Белозерского музея-заповедника за активную поддержку и профессионализм.
– Все три художника плодотворно трудились в 50–60-е годы, и каждый из них показывает разные линии советского искусства тех лет, – пояснила Софья. – Пётр Павлович Оссовский – это человек, благодаря которому рождается такой термин, как «суровый стиль».
Этот стиль понятен даже неискушённому посетителю выставки, поскольку близок к реализму: его отличительными чертами являются сдержанность красок, лаконичность, чёткость и выверенность линий. Пейзажи псковского художника близки по «темпераменту» к вологодским.
С двумя другими авторами художественных полотен – художниками-нонконформистами дело обстоит сложнее. Элий Михайлович Белютин, один из главных представителей советского нонконформизма второй половины XX века, стал основоположником творческого метода «модульной живописи», оказавшего значительное влияние на развитие отечественного абстрактного искусства второй половины XX века.
Русским Ван Гогом искусствоведы назвали Алексея Аникеенка – художника, ставшего знаковой фигурой советского нонконформистского движения, чьи произведения шли вразрез с официальной культурной линией 1960–1980-х годов. Правда, сам Алексей Авдеевич не приветствовал такое сравнение. Он всю жизнь боролся за право свободно выражать себя в искусстве, сталкиваясь с жёсткой цензурой властей и запретом творчества. Он по-своему развил живопись постимпрессионизма, впитав в себя культуру европейского искусства рубежа XIX–XX веков.
Конечно, надо подолгу вглядываться в некоторые полотна, чтобы хотя бы попытаться проникнуть в суть художественной задумки мастера, но для нас они всё равно остаются в какой-то мере загадкой: тут нужен взгляд посвящённого и просвещённого человека. И всё равно побывать на выставке интересно: когда ещё увидишь постимпрессионизм вживую.
В торжественном открытии новой выставки приняли участие воспитанники и педагоги Детской школы искусств и директор Вологодского областного колледжа культуры и туризма Наталия Голубева, очень украсившие своими сольными и инструментальными номерами атмосферу выставки, за что получили благодарность от руководства музея.
Выставка «Три художника» (12+) будет работать в выставочном комплексе «Народный дом» до 17 января 2026 года. Всем, кто любит разнообразную по форме и жанру живопись, очень советую её посетить – вы получите массу разноречивых впечатлений.
Татьяна ПОГОДИНА
Фото автора
