Top.Mail.Ru

Нило-Сорская пустынь: возрождение святой обители

Нило-Сорская пустынь известна далеко за пределами Вологодской области как место подвига основателя скитского жития на Руси преподобного Нила Сорского. Его труды до сих пор вызывают интерес у верующих людей и всех, интересующихся историей. Возрождение Нило-Сорской пустыни началось в декабре 2018 года.

Известно, что преподобный Нил скончался 20 мая 1508 года, однако дата причисления его к лику святых неизвестна: учёные предполагают, что канонизация произошла во второй половине XVII века. Было утрачено житие преподобного Нила, поэтому сведения о его земной жизни чрезвычайно скудны.
Нило-Сорская пустынь находится в месте отдалённом, но паломники находят дорогу в возрождающийся монастырь и обретают здесь особый дух умиротворения. Благодать Божия касается сердец приезжающих, как только они проходят через врата надвратного Покровского храма и попадают в монастырь.
Настоятель Нило-Сорской пустыни – игумен Евфимий (Ершов). Он рассказал о святынях монастыря и о том, как проходит восстановление обители.
– Сейчас у нас восемнадцать икон для праздничного ряда иконостаса, написанных в Сергиевом Посаде профессиональными иконописцами. Они появились у нас благодаря благотворителю Павлу из Ростовской области. Есть интересная икона преподобного Ефрема Сирина, написанная его учителем, которая тоже пожертвована в Нило-Сорскую пустынь. Иконы сами «приходят» в монастырь. Две иконы, в том числе редкая огромная икона пророка и царя Давида, написаны монахиней Манефой. Её отец – тоже иконописец, мать вышивает иконы, а брат – ювелир, он украшает иконы драгоценными и полудрагоценными камнями. Почти все иконы, которые сейчас в Тихвинском храме, чудесным образом попали к нам (иначе я не могу это назвать), и в основном это дарения. Несколько икон содержат частицы мощей святых: святителя Николая чудотворца, святителя Димитрия Ростовского, святых Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря: святого праведного воина Фёдора Ушакова и его дяди преподобного Феодора Санаксарского, преподобноисповедника Александра, игумена Санаксарского; священномученика Иллариона (Троицкого) из Сретенского монастыря, который пострадал на Соловках; мученика Трифона, святителя Игнатия (Брянчанинова), преподобномученика Ефросина Синозерского. У каждой иконы своя история, – рассказал батюшка.
Далее отец Евфимий охотно поделился одной из историй – историей иконы святых царственных страстотерпцев. Она была написана специально для Нило-Сорской пустыни рабой Божией Ольгой из Первоуральска. Она – светская художница, но когда обратилась к Богу, стала писать иконы для храма, прихожанкой которого является. Батюшка рассказал следующее: «Мы в Нило-Сорском монастыре очень почитаем святых царственных страстотерпцев. У нас монастырь, в котором подвизались древние святые, и нам хотелось иметь именно эту икону в связи с тем, что сейчас наша страна переживает тяжёлые времена, а святая царская семья – покровительница России. Царственные страстотерпцы – это молитвенники за нашу страну, тем более что сейчас идёт специальная военная операция и в их заступничестве мы особенно нуждаемся.
Господь неисповедимыми путями приводит к нам людей. Из Первоуральска ездит в командировки на «Северсталь» в Череповец один инженер. Он верующий человек и по возможности посещает храмы, монастыри. Когда он узнал, что открылась Нило-Сорская пустынь, то приехал сюда и, как говорится, прикипел сердцем к этому святому месту, где находятся мощи преподобного Нила Сорского. Он захотел поучаствовать в возрождении монастыря, часто помогал решить хозяйственные вопросы. И однажды он спросил, что нам нужно ещё. Я поделился мечтой иметь в монастыре икону святых царственных страстотерпцев. А он – прихожанин того самого храма, куда ходит иконописец Ольга.
Узнав о нужде возрождающегося монастыря в этой иконе, Ольга с радостью согласилась на эту нелёгкую и кропотливую работу. Писала она икону долго. Я попросил вписать на икону цитату из Псалтыри: «Не прикасайтеся помазанным Моим и во пророцех Моих не лукавнуйте». Это единственная икона с такой цитатой. Она уникальна. Псалтырь пророка Давида – это Слово Божие, поэтому то, что Господь говорит через своих святых, – это заповеди. Царь помазывается на царство, как и царица. Поэтому царь в православной России являлся помазанником Божиим и люди российские были его верноподданные.
Но наш народ прикоснулся… Нарушил клятву. Надо понимать, что это происходило в православной стране. Удивительно долготерпение самого царя Николая Второго. Он знал, что с ним произойдёт, он понимал, что восходит на свою Голгофу. Не знал, что так всё страшно произойдёт, что убьют его пятерых детей на его же глазах и любимую жену… Это даже представить страшно…
У царя была возможность уехать из страны при содействии иностранных посольств за границу. Когда в царской России была перепись населения, то Николай Второй написал в графе «Занятия»: «Хозяин Русской земли». Такое отношение у него было. Он понимал свою ответственность перед русским народом, перед Россией, его любовь к России и русскому народу была выше всего. Поэтому он не допускал даже мысли покинуть Россию – он принял решение испить эту чашу полностью вместе с народом.
Таких репрессий, которые начались с 1917 года, наша страна ещё не знала. За грехи от народа отходит благодать Божия, и тогда вражья демонская сила берёт власть над ним и всё рушится. Если брать одного человека, то при нарушении заповедей начинаются неполадки в семье, на работе, появляются страсти алкоголизма, наркомании и так далее. То же происходит и с народом, который нарушает заповеди, нарушает клятвы, начинает верить лживым лозунгам о свободе, равенстве и братстве, о том, что земля – крестьянам, заводы – рабочим… Всё это прекрасно на бумаге, а на практике оказалось: ни свободы, ни равенства, ни братства, ни земли, ни заводов. Ничего. Гулаг. Через страшные испытания прошёл русский народ. Но народ наш был православный, хоть и одурманенный, обманутый. Многие прозрели, но поздно. Репрессивный аппарат давил, поэтому многие молчали. Люди были оторваны от церкви. И это не прошло бесследно. Покровский храм в деревне Аксёново под Кирилловом не закрывался в годы гонений, но мало кто его посещал. Уже когда здесь образовалось монастырское подворье при интернате, приезжал священник и крестил желающих. И я крестил здесь около десяти человек местных жителей, и ещё есть некрещёные. Люди до сих пор не хотят прийти к Богу, хотя все возможности для этого есть.
На иконе мы видим Николая Второго и всех членов царской семьи с крестами в руках. Они мученики и прославлены как страстотерпцы. Вместе с царской семьёй была расстреляна и прислуга, в том числе и наша землячка – череповчанка Анна Демидова.
У нас есть также икона личного врача царской семьи – страстотерпца Евгения Боткина. Это русский врач, лейб-медик семьи Николая II, дворянин. Он был расстрелян большевиками вместе с царской семьёй. Эта икона была написана в дар монастырю после большой иконы страстотерпцев, я о ней даже не знал».
Икона святых царственных страстотерпцев была написана на Урале, где произошла трагедия с царской семьёй. Отцу Евфимию пришла идея освятить эту икону в Храме на Крови, построенном на месте дома Ипатьева, в котором содержались под арестом и были расстреляны в ночь на 17 июля 1918 года все члены царской семьи. Благотворитель выполнил его поручение, икона там была освящена, в храме находилась всю ночь, а также при совершении Божественной литургии. Затем икона была перевезена на Ганину яму, то есть прошла путь, по которому везли расстрелянных страстотерпцев на грузовике к заброшенной шахте, куда палачи скинули их тела. Сейчас на том месте построен знаменитый мужской монастырь Ганина яма в честь царственных страстотерпцев. Так икона совершила свой крестный ход в 18 километров до этого монастыря. Главный храм этого монастыря освящён в честь Державной иконы Божией Матери, потому что в день, когда Николай Второй отрёкся от престола, явилась Державная икона Божией Матери, свидетельствуя о том, что правление над Россией взяла Сама Богородица. И икона для Нило-Сорской пустыни была привезена в этот храм на всенощное бдение, а на другой день была совершена Божественная литургия.
– Все, кто почитает святых царственных страстотерпцев, теперь могут приехать в Нило-Сорскую пустынь и помолиться перед этим святым образом, – говорит отец Евфимий. – Вот такая великая святыня теперь у нас есть – икона со своей историей. Мне видится, что наш русский народ покаяние за это злодеяние ещё не принёс. Многие, к сожалению, и до сих пор не считают царскую семью святой. Нет предела лжи и в наше время, хотя проведённое следствие в рамках возбуждённого уголовного дела доказало, что найденные останки принадлежат членам царской семьи.
Рассказал отец Евфимий и о работах на территории монастыря, о том, что основной проблемой практически всех строений Нило-Сорской пустыни является разрушение кирпичной кладки зданий монастыря.
– В результате агрессивного влияния поверхностных вод повреждены фундаменты строений с образованием многочисленных трещин и вывалов в кирпичной кладке, – сказал батюшка.
Необходимы масштабные консервационные и реставрационные работы. Сейчас есть новые технологии, которые позволяют сохранить монастырь. Отец Евфимий сказал, что в прошлом году был заключён договор по проведению противоаварийных работ на части стены, прилегающей к Покровскому надвратному храму. Батюшка пояснил, что там часть стены была в аварийном состоянии – произошёл частичный вывал кирпичной кладки. Кирпич от сырости превратился в труху. Поэтому пришлось каменный фундамент укреплять по специальной технологии, делать гидроизоляцию и закладывать новым кирпичом часть стены. Эти работы велись почти три месяца и ещё будут продолжены. Проект разработали сотрудники Кирилло-Белозерского музея-заповедника, а выполняла работы вологодская реставрационная организация «Градстрой».
Также в этом году была проделана большая работа по ремонту дома паломников, который находится за стенами Нило-Сорской пустыни напротив Святых ворот.
– Этот дом очень нужен монастырю, – утверждает отец Евфимий, – потому что в Нило-Сорскую пустынь приезжают паломники и трудники, которых необходимо устроить на ночлег. Мужчины размещаются в свободных келиях. Но приезжают и женщины. По монастырскому уставу женщины не могут жить в мужском монастыре. Раньше, когда здесь было скитское устроение жизни, женщинам было запрещено даже заходить на территорию монастыря. В 1850 году монастырь уже стал общежительным и женщинам разрешалось приходить на богослужения в храм, но в скиты Предтеченский и Успенский женщинам вход был по-прежнему запрещён: там жили подвижники. Но сейчас ни одному монастырю не обойтись без помощи женщин. В летний период паломницы и трудницы помогают на огороде, а осенью помогают обработать урожай и сделать заготовки на зиму. Администрация территориального управления пошла нам навстречу и передала нам в собственность дом 1960-х годов постройки вместе с земельным участком под ним. В этом доме сначала располагалась школа, потом жила семья, которую переселили в новое жильё. Местные жители откликнулись на мою просьбу о помощи в ремонте этого дома: заменили сгнившие нижние брёвна, залили фундамент, вставили новые окна, отделали сайдингом. В общем, из развалюхи сделали конфетку.
В дальнейшем это здание планируется использовать для пребывания паломников и как помещение для занятий воскресной школы, проведения бесед, а также можно будет использовать как трапезную для паломников во время престольных праздников. Потихоньку с Божьей помощью и помощью добрых людей обживём этот дом.
Видя такой огромный объём работ, конечно, приходит резонный вопрос: как отец Евфимий со всем справляется и почему он здесь остался? Отец Евфимий ответил так: «Я приехал сюда по послушанию. Меня направил владыка Игнатий (Депутатов). Он мне сказал, что из стен Нило-Сорской пустыни выезжает интернат и он хочет меня туда перевести из Спасо-Прилуцкого монастыря города Вологды, где я тогда нёс послушание, для того чтобы началось возрождение монашеской жизни. До этого я никогда здесь не был и не представлял, где мне предстоит подвизаться. 5 декабря 2018 года я первый раз приехал в обитель, а накануне оттуда уехал последний пациент психоневрологического интерната. В Тихвинском соборе, где сейчас проходят богослужения, тогда находилась столовая. И когда мы приехали, то на плитах готовили последний обед… Из всех комнат вывозили имущество…
Я очень благодарен Галине Степановне Марковой, которая была здесь директором, за то, что она оставила часть ненужной интернату мебели и других вещей, необходимых в хозяйстве. Ведь мы ехали сюда на голое место, у нас ничего не было. Главная наша задача была организовать богослужение. Мы и до сих пор пользуемся старой мебелью, оставленной прежними владельцами. И сейчас мы с Галиной Степановной сотрудничаем. Теперь она возглавляет Вогнемский дом социального обслуживания, и пациенты этого учреждения иногда приезжают к нам на службы, участвуют в субботниках.
Конечно, когда я впервые увидел монастырь, то понял, что работы здесь непочатый край, но меня это не страшило. Всё Бог устраивал. Отец Галактион из Кирилло-Белозерского монастыря сразу приехал ко мне на помощь. Он здесь жил, помогал и в хозяйственной, и в богослужебной деятельности. А 7 января 2019 года мы уже служили здесь первую за 95 лет Божественную литургию! Это были непередаваемые ощущения: казалось, что сами ангелы Божии помогают нам служить. Был невероятный духовный подъём».
Отец Евфимий рассказал, что иконостас в Тихвинском храме до сих пор временный, тот самый, который был установлен с открытия здесь монастыря. Он был сооружён замечательным плотником, и его не переделывали, а лишь пополняли новыми иконами жертвователей и благотворителей. Народ местный стал потихоньку приходить. Есть местные жители, которые ходят на службы и помогают в монастыре с самого его открытия. Батюшка им очень признателен.
Так отцу Евфимию удалось практически невозможное – возродить монашескую жизнь и восстановить регулярные богослужения. Каждое воскресенье в Нило-Сорской пустыни в 9:00 совершается Божественная литургия. Поэтому в любой воскресный день батюшка будет очень рад всем, кто хочет разделить радость молитвы в древней святой обители. Также богослужения проходят в церковные праздники. Монашеский устав в Нило-Сорскую пустынь перенесён из Спасо-Прилуцкого монастыря: в 4:00 начинается полунощница и каждый день служится молебен преподобному Нилу Сорскому, а в воскресенье молебен с акафистом служится в 17:00. По пятницам вечером в 17:00 отец Евфимий совершает молебен с акафистом Тихвинской иконе Божией Матери пред её старинным образом. В 18:00 ежедневно в храме совершается малое повечерие. По субботам в 12:00 совершаются панихиды. Этот богослужебный круг совершается независимо от того, есть народ или нет: как говорит отец Евфимий, «мы служим Богу».
В подтверждение слов о том, что иконы прибывают в монастырь чудесным образом, отец Евфимий рассказал ещё несколько историй: «Как-то вечером зашла в храм супружеская пара. Как оказалось потом, это были паломники из Москвы. Я читал повечерие. Когда закончил, они подошли с каким-то свёртком в руках и сказали, что совершают паломничество по разным монастырям, что они много где были и хотят подарить храму или монастырю икону. Ещё признались, что уже хотели оставить икону в Кириллове, но решили поехать ещё в Нило-Сорскую пустынь и только тут поняли, что икону нужно отдать именно сюда. Оказалось, что у них была икона святого пророка Моисея с веточкой Неопалимой купины из монастыря Святой Екатерины на Синайском полуострове в Египте. Для нашего монастыря это был великий дар!
Ещё одна ценная икона нашего монастыря обрамлена в оклад ручной работы. Господь меня познакомил с мастером из Кириллова, занимающимся профессиональной резьбой по дереву. Он согласился изготовить нам киот для иконы из дуба. Причём сорта дубов для киота он использовал разные. Дерево обладает разной фактурой, разными оттенками цвета, и получился очень красивый киот для иконы Святой Троицы, написанной в Сергиевом Посаде в иконописной мастерской. Благотворители привезли со Святой Земли частицу Мамврийского дуба – фрагмент легендарного дерева, под которым, согласно Библии, праотец Авраам принимал Святую Троицу. Дуб тот засох, но от его корня начал расти новый дубок. Он находится рядом с Хевроном. Этот город расположен на западном берегу реки Иордан в Палестинской автономии.
Так потихоньку у нас появляются иконы. Кто-то привозит свои старинные иконы, кто-то заказывает специально для монастыря, у кого-то несколько икон и они готовы что-то пожертвовать нам, кто-то дарит иконы в память о своих усопших родственниках. Мы с радостью принимаем любой дар».
Нило-Сорская пустынь нуждается в помощи. Есть проект реставрации Покровского храма, но сумма для его восстановления – неподъёмная для отца Евфимия. Этим летом пожертвовали 40 тонн песка для строительства. Также благотворители наладили интернет, а в прошлом году помогли с дровами.
Каждый, у кого возникнет желание оказать посильную помощь в возрождении монастыря, может найти информацию, заказать требы в группе «Нило-Сорская пустынь» в Телеграм и «ВКонтакте».
Мария ГОЛУБЕВА
Фото автора

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

− 1 = 7

Закрыть
Закрыть