Top.Mail.Ru

Своими руками судьбу свою сделала

Детство уроженки города Кириллова Людмилы Яковлевны Чехиной, в девичестве Воронцовой, пришлось на военные годы. У неё богатая событиями биография, и она после недолгих сомнений согласилась поделиться воспоминаниями о своей жизни с волонтёрами центра активного долголетия «Забота».

У Людмилы Яковлевны в Кириллове собственный небольшой уютный домик, спрятавшийся в глубине одного из жилых кварталов на окраине города. А когда-то давно на этом месте стояла плохонькая избушка, обветшавшая от времени. В ней и появилась на свет героиня нашего рассказа. Вот как это было.

Про войну вспоминать не любили

– Родилась я в городе Кириллове, на улице Преображенского, дом 40а, – бодро начала Людмила Яковлевна свой рассказ. – Раньше на этом месте стоял старенький худенький домик. Теперь это уже совсем другой дом, его отец перевёз сюда из зоны затопления в 1960 году, но место осталось прежнее. Мои родители переехали в Кириллов из Архангельской области. Отца звали Яков Иванович Воронцов, а маму – Анна Фёдоровна Узкая, такая была у неё фамилия. Родители приехали сюда с двумя сыновьями – Анатолием и Геннадием. Я родилась уже здесь 22 ноября 1944 года. Всего в нашей семье было четверо детей: двое старших, мой брат с 1942 года и я, на два года его помладше. Всей семьёй мы ютились в этой старенькой хате. Жить в ней было одно наказание: семье из шести человек там негде было развернуться. Посредине стояла печка, под печкой жила курица. Но яиц мы не видели, мама копила яички на Пасху. Изредка она нам делала яичницу, а просто яичка мы в детстве не едали. Ещё держали двух коз. Траву косили в соседнем огороде, за покос рассчитывались молоком. Сами мы молока вдоволь не пили. Мама топила молоко в печке и по две ложечки добавляла нам в чай.
Отец Людмилы был из семьи раскулаченных. Он рано потерял родителей, заработал детский паралич, получил инвалидность и был признан негодным к военной службе. Но человеком он был от природы сметливым, головастым, всё схватывал на лету, поэтому, имея образование всего четыре класса и начав трудовой путь на маслозаводе учётчиком, он со временем дослужился до главного бухгалтера и за свой ум пользовался большим уважением окружающих. Мама Людмилы работала на маслозаводе лаборанткой. Кстати сказать, она тоже имела увечье. В юности в колхозную страдную пору она неудачно упала с воза сена, когда лошадь нечаянно дёрнула с места гружёную телегу, и получила серьёзную травму плеча.
Людмила росла любознательной и всё выспрашивала у матери про революцию, про войну. Про войну Анна Фёдоровна вспоминать не любила, а вот про один случай после революции рассказывала дочери. Когда в стране началась гражданская война, осенью в их деревню пришли какие-то военные, собрали всех парней, заставили одеться в хорошую одежду. «А какая уж хорошая одежда тогда была в деревне: фуфайка да сапоги, – вспоминала Людмилина мать. – В общем, собрали они мужиков со всех окрестных деревень, погрузили на баржу и увезли на Северную Двину. На середине реки их заставили раздеться догола и всех скинули в воду». Правда это или вымысел и что стало потом с этими ребятами, выплыли они или утонули, теперь установить невозможно, но рассказ этот запал маленькой Людмиле в сердце.
– В войну наша семья жила тошно, горько, да и после не лучше, – говорит расстроенная тяжёлыми воспоминаниями женщина. – Так уж сложилось, что в нашей семье никто не воевал в Великую Отечественную. Папа всюду ходил с палочкой, и меня иногда спрашивали: «А твой отец где воевал?» Папа всегда чувствовал себя виноватым и как бы немного ущербным оттого, что не был на войне.

За трудолюбие дали путёвку в «Артек»

В 1952 году восьми лет от роду Людмила Воронцова пошла в школу. Начальные классы тогда размещались в двухэтажном деревянном здании около монастыря.
– Мы голодные были, плохо одетые, – вспоминает Людмила Яковлевна. – Так и выживали: кто чего даст из одежды, хорошо, если что-то найдётся поесть.
Ей запомнилось, что после смерти Сталина многие люди в городе искренне горевали, переживали, как будет складываться жизнь в стране без вождя народов.
– Но мой папа, вы себе не представляете! – восклицает, всплескивая руками, наша собеседница. – Он почему-то всё время был недоволен, если я скажу что-то хорошее о Сталине (нас же в школе наставляли относиться к нему с уважением). Папа мрачнел, говорил: «Закрой рот!» и уходил в другую комнату. А позже он стал часто слушать американское радио «Голос свободы».
Людмила признаётся, что в школьной учёбе преуспевала она весьма посредственно. А всё потому, что в системе образования тогда большое внимание начали уделять трудовому обучению. Кто-то в те годы выращивал на пришкольных участках рекордные урожаи кукурузы, а Людмила Воронцова на пришкольной ферме увлеклась разведением кроликов. И так она в этом преуспела, что Кирилловская средняя школа заняла первое место в области. А Людмилу, как главную активистку в этом деле, наградили путёвкой в детский лагерь «Артек».
– Сорок дней провела я в этом лагере, – вспоминает Людмила Яковлевна. – Какая там была красота! Я попала в совершенно другой мир! И поправилась на пять килограммов. Мы же здесь голодно жили, а там кормили отлично. На завтрак нам по два яйца давали каждому. А я свои-то два съем, да ещё и у соседки одно возьму, если останется. Официантки заметили, что я такая маленькая да худенькая, а аппетит у меня хороший, и стали мне побольше еды подкладывать.
Впечатлений у юной Люды после «Артека» было очень много. В школе ей устроили настоящую встречу, пригласили на сцену с просьбой рассказать о жизни в лагере.
– А я была такая стеснительная и зажатая, что скраснела и ничего не смогла рассказать, – признаётся Людмила Яковлевна. – Хотя яркие впечатления остались в моём сердце на всю жизнь. Мы жили в отряде «Приморский» в палатках прямо на берегу моря, такое даже во сне не приснится! Нас возили и в Ялту, и в Алушту, и в Севастополь, и на вершину горы Аюдаг.

«Иди в повара, хоть сыта будешь»

Мечтая о будущем, Людмила примеряла к себе много специальностей, а остановилась на профессии повара. Мать поддержала её выбор: «Иди, дочка, хоть всегда сыта будешь». Через год, на отлично окончив кулинарное училище, Людмила заочно поступила в Московский техникум советской торговли и получила специальность «Технолог общественного питания».
Восемь лет отработала Людмила Яковлевна заведующей районным общепитом, вышла замуж за ферапонтовца Александра Чехина, родила двоих детей. Но дни, проведённые на берегу моря в «Артеке», не давали ей покоя: она мечтала переехать в Крым. В конце концов поставила мужу ультиматум: «Не поедешь со мной, одна уеду!» И в 1970 году семья Чехиных перебралась на юг.

Там тепло, там фрукты дешёвые

– Я была такая довольная, – мечтательно улыбаясь, говорит Людмила Яковлевна. – Там и зарплаты были хорошие, фруктов и овощей много, всё дешёвое! Десять копеек яблоки, десять копеек вишня! Батюшки мои!
Пятьдесят счастливых лет прожила Людмила Яковлевна в райском южном краю. Правда, в 90-е годы с развалом Советского Союза многое изменилось. В конце концов жизнь в украинском Крыму стала невыносимой и муж Людмилы заявил: «Поеду домой, на родину, буду умирать там». В 1994 году Чехины купили в Щёлкове дом, но насовсем в Кирилловский район не переехали, потому что жизнь на Севере не сравнима с жизнью на юге. И они стали жить на два дома, тем более что в Крыму остались дети.
Потом Людмила с мужем перевезли дом из деревни в Кириллов, поселились на улице Лермонтова. А после смерти мужа и матери Людмила Яковлевна переселилась в родительский дом. Хозяйственная женщина привела родовой дом в порядок и теперь уже поселилась в нём постоянно. Конечно, в Крым её по-прежнему тянет, тем более что там живут с семьями две её дочери, но возраст уже берёт своё. Хотя, что говорить, она по-прежнему очень активна, подвижна, энергична, моложава и часто слышит по этому поводу комплименты в свой адрес.

Дорожите своей православной верой

Людмила Яковлевна Чехина на судьбу не жалуется, она всего в этой жизни достигла сама, своим трудолюбием, целеустремлённостью, настойчивостью и верой в свои силы. Проблем в её жизни, как, впрочем, и у всех, хватало, но она никогда не падала духом и из всех жизненных трудностей выходила с честью. У неё пятеро дорогих её сердцу дочерей, шестнадцать любимых внуков и три обожаемых правнука.
– Современной молодёжи я хочу пожелать, чтобы они ум свой не теряли, – с горячностью говорит она. – Потому что нынешнее время такое сложное! У меня две дочки начали отрекаться от православной религии, ударились в сектантство. Это для меня так страшно! Как могла, старалась их убедить, что только наша христианская вера самая верная и надёжная, только она нам помогает и силы придаёт. Поэтому я всем молодым ещё раз повторяю: дорожите своей православной верой и будет вам в жизни удача!

Татьяна Погодина. Фото автора

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

− 4 = 4

Закрыть
Закрыть