Top.Mail.Ru

На побережье Карского моря

«Тяжкое горе ожидает ту страну, которая окажется не способной отразить удар с воздуха», – так определил значение войск противовоздушной обороны маршал Победы Георгий Жуков.

Зарождение войск противовоздушной обороны (ПВО) связано с боевым применением авиации в Первой мировой войне. Именно тогда в России появилась зенитная артиллерия. Для прикрытия крупных городов, важных промышленно-экономических центров стали создаваться специальные авиаотряды, применяться аэростаты заграждения, была организована служба воздушного наблюдения и оповещения.
Другим значимым этапом в развитии отечественной системы ПВО стала Великая Отечественная война. За годы войны войска противовоздушной обороны сбили более 7500 самолётов противника, уничтожили более тысячи танков и более полутора тысяч орудий. Тем самым успешно выполняли задачи по воздушному прикрытию крупных промышленных центров нашего государства, сохранили от разрушения с воздуха многие города и населённые пункты, железнодорожные коммуникации.
В послевоенное время войска ПВО страны совершенствовались и оснащались современными самолётами-истребителями, зенитной артиллерией и зенитно-ракетными комплексами. В настоящее время на вооружении воинских частей ПВО воздушно-космических сил России, несущих боевое дежурство, стоят зенитно-ракетные системы С-300 «Фаворит», С-400 «Триумф», зенитно-ракетные пушечные комплексы «Панцирь-С», способные противостоять всем средствам воздушно-космического нападения, в том числе крылатым ракетам и беспилотным летательным аппаратам.
Подразделения войск противовоздушной обороны дислоцируются в самых отдалённых краях огромной России. В суровых условиях Заполярья довелось нести срочную службу сразу пятерым жителям Новостройки. На военном аэродроме Амдерма в разные годы служили Клавдий Ульянов и Сергей Ефграфов, Иван Васильев, Анатолий Демидов, Александр Никифоров. В Амдерме базировались тяжёлые барражирующие истребители-перехватчики дальнего действия ТУ-128.
До службы в армии Александр Никифоров окончил Белозерскую автошколу и работал в леспромхозе в родном посёлке Новостройка. Александр Васильевич вспоминает: «На службу меня призвали весной 1983 года. Из дома уезжал 9 мая. Оказались в одной команде с Юрием Гагариным из деревни Белоусово, вместе предстояло служить два года.
Из Вологды офицеры в лётной форме привезли нас в Архангельск, с вокзала на грузовых автомобилях доставили в аэропорт. Примерно через два с половиной часа полёта на ТУ-134 стюардесса объявляет: «Наш самолёт приземляется в аэропорту Амдерма, температура за бортом минус 20 градусов». Ну а мы все в рубашках и летней обуви. В иллюминатор успели увидеть, что кругом снег и пасутся олени.
К приземлившемуся самолёту подогнали тентованные КРАЗы, на которых нас повезли в посёлок. Хорошо, что расстояние до него было небольшое – всего четыре километра. Ну а там сразу в баню, после которой выдали зимнюю военную форму.
Начиналась служба как у всех: курс молодого бойца, воинская присяга. После этого проводилось распределение новобранцев по подразделениям. Нас с Юрой Гагариным направили в аэродромную роту по той причине, что мы окончили Белозерскую автошколу. Оказывается, это учебное заведение ценилось в войсках.
Когда находились в карантине, старослужащие нам объяснили, что самая тяжёлая служба – в аэродромной роте, поэтому никто не стремился туда попасть. Подразделение отвечало за подготовку аэродрома к полётам. В условиях Крайнего Севера делать это было чрезвычайно сложно, работать порой приходилось круглые сутки.
Климат там достаточно суровый: в июне не везде растает снег. Весна, лето и осень продолжаются примерно три месяца, все остальные месяцы – зима. Сильных морозов тоже не бывает, в основном так же, как у нас, зато бывают сильные ветра и пурга. После ноябрьских праздников начинается полярная ночь и продолжается до конца февраля.
В таких условиях нужно было содержать в идеальном порядке взлётно-посадочную полосу. Служил водителем комбинированной поливомоечной машины на базе автомобиля ЗИЛ. Следом за нами шли тепловые машины и сушили полосу. Тогда, в 80-е годы, полёты наших самолётов происходили практически каждый день. Лётчики нашего полка поднимались в воздух, встречали американцев и сопровождали их вдоль границы. В постоянном режиме полной боевой готовности на аэродроме дежурили перехватчики.
Самолёт Т-128 очень красивый, одна заправка этого истребителя-перехватчика – 19 тонн. Нам он нравился, потому что воздухозаборники у него расположены высоко и не поднимают с земли всякую грязь. Совсем другое дело – истребители семейства МИГ. Во время учений «Арктика-84» у нас разместили две эскадрильи МИГ-25. Конечно же, скорость у этого самолёта впечатляет. Смотришь: на небе появилась точка, а через несколько мгновений он уже здесь. Однако сам самолёт небольшой, воздухозаборники расположены низко. Перед полётами этих машин мы всей командой собирали на аэродроме камни. Проходили цепью по всей взлётно-посадочной полосе, а это два с половиной километра, затем столько же по магистральной рулёжной, обследовали стоянки самолётов и рулёжные дорожки. Нашу работу контролировали офицеры, если кто-то из них следом за нами нашёл камушек величиной с копейку, весь обход начинали по новой. Случалось, что за сутки вот так обходили все аэродромные полосы и площадки по два-три раза. И это помимо выполнения своих основных обязанностей.
При этом наша рота была на особом счету у командования. Так, поздравляя личный состав с Новым годом, комбат вручал подразделениям торты, нашей роте – сразу два. Второй торт подполковник подарил лично от себя. Запомнились его слова: «Ребята, если вы не подготовите аэродром, все остальные здесь будут не нужны».
Наш северный военный аэродром принимал и гражданские самолёты, правда стоянки у них были отдельные. Однажды, когда мы производили работы на взлётно-посадочной полосе, неожиданно на посадку пошёл гражданский ТУ-134. Видимо, в последний момент лётчики заметили, что полоса занята, и каким-то чудом им удалось снова поднять тяжёлую машину в воздух. Таким образом, катастрофы удалось избежать: самолёт прошёл прямо над нашими автомобилями.
Через несколько минут на место прибыли офицеры с большими звёздами, начали разбираться. Я на тот момент был старшим команды, производившей работы, поэтому пришлось отвечать по всей строгости. По существующим правилам за 20 минут до приземления лайнера нас обязан был предупредить об этом руководитель полётов; кроме того, должен быть подан сигнал двумя красными ракетами. Этого сделано не было, а сигнал ракетами дан после того, как самолёт пошёл на второй круг. Во всяком случае нашей вины в этом происшествии комиссия не нашла, однако надолго запомнился страшный гул пролетающего над головой самолёта.
В остальном служба как у всех: строевая, физическая, стрелковая, специальная подготовка, несение внутренней службы. Проживали в щитовых казармах, однако всегда было тепло. «Дедовщина» тоже была. Кормили нас очень неплохо, намного лучше, чем военнослужащих в средней полосе страны. Иногда к нам в гости заходили белые медведи, наши ребята фотографировали их с близкого расстояния.
На самом деле белые медведи – звери редкие и осторожные, охота на них запрещена. Видимо, поэтому они не боятся заходить в населённые пункты. В конце марта – апреле их больше всего интересуют помойки. Лично я видел белого медведя всего один раз за два года службы. Огромный зверь мирно спал на крыльце здания почты почти в центре посёлка.
Однажды летом в жаркую погоду искупались с ребятами в Карском море. Вода ледяная, я даже попробовал на вкус: она больше не солёная, а горькая. Всё побережье в Амдерме в те годы было завалено металлоломом. Видно, что на протяжении многих десятилетий люди осваивали этот суровый край.
Демобилизовался я в мае 1985 года. Не знаю почему, но до сих манит к себе тот северный суровый край. С моим другом и сослуживцем Юрием Гагариным мы собирались посетить места нашей службы. К сожалению, не получилось. Всегда радуется душа, когда увижу по телевизору истребитель-перехватчик ТУ-128. Для меня этот самолёт олицетворяет мощь нашего государства. Очень расстроился, когда при министре обороны Сердюкове был закрыт военный аэродром Амдерма. Хорошо, что теперь мы снова возвращаемся в Арктику.
Пользуясь случаем, поздравляю всех своих земляков с Днём войск противовоздушной обороны. Желаю крепкого здоровья, удачи и всегда мирного неба над головой».
Алексей КУЗЬМИН
Фото автора и
предоставлены А. Никифоровым

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

65 + = 67

Закрыть
Закрыть